ВНЕДРЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВНЕДРЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дауыт А.М. 1, Умирзакова Н.Т. 1
1Таразский инновационно-гуманитарный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние несколько лет интерес к инновациям вырос очень существенно – даже на уровне правительства стали приниматься меры по стимулированию инновационной деятельности. Инновационная деятельность в Казахстане пока не получила того теоретического и практического уровня, который способствовал бы преодолению технологического отставания, изменению характера и объемов производства во всех сферах экономики. В связи с этим в настоящем статье раскрываются особенности внедрения передовых технологий, также в работе рассматриваются опыт зарубежных стран по внедрению инноваций на практике.

В американском бизнесе, ориентированном на создание новшеств и внедрение нововведений сочетаются два вида предпринимательства: финансового и собственно инновационного. Специализированным венчурным компаниям принадлежит основная роль в финансировании нововведений. Организационно такие компании представляют собой сочетание управляющих небольших фирм и управляемых ими финансовых пулов, каждый из которых интегрирует денежные средства нескольких вкладчиков. Кроме того, часто компании практикуют так называемый "распределенный риск", сущность которого состоит в том, что крупная компания вкладывает свой капитал в проект не одной малой инновационной фирмы, а распределяет его между несколькими проектами. Это, с одной стороны, значительно снижает рискованность вложений, а с другой – дает источники финансирования не одной, а нескольким фирмам. В последние десятилетия наиболее эффективными методами ускорения инновационных процессов в США признаны "квазирисковые " формы их организации на уровне корпорации: внутренние венчуры и программы "свояков". Специфическая для США форма; программа "свояков" предусматривает утверждение специальных денежных фондов, средства из которых выделяют "своякам" – представителям внутрикорпоративного рискового капитала. Любой работник корпорации, предложивший идею нового продукта, может обращаться непосредственно к "свояку" за финансовой поддержкой. Если предложение окажется интересным, то могут быть выделены средства (до нескольких сотен тысяч долларов) на разработку и реализацию инновационного проекта. "Свояки" принимают участие в доходах корпорации, получая деньгами, ценными бумагами, либо процент от прибыли за каждый удачный инновационный проект. Так, показательной является перестройка организационной структуры крупной американской компании «Дженерал мотор» с целью повышения эффективности инновационного менеджмента. Другим примером зарубежного опыта инновационной деятельности являются японские компании.

В японских компаниях приоритетной формой инновационного процесса является создание проектных групп: временных и постоянных, и большое значение придается творческой разработке новых товаров на основе технологий своей компании с использованием комплексного подхода к инновационной деятельности.Например, компания «Сейко» первой разработала часы на жидких кристаллах, «Хонда» – доминирующая модель мотоциклов на мировом рынке. Важнейшими факторами успеха в японских компаниях являются: поддержка высшего руководящего звена, организационная структура, ориентация разработчиков новых изделий на потребности рынка, мотивация участника в этой разработке, уникальность новой продукции. Отличие американского подхода к инновационному менеджменту состоит в том, что при подборе проектов для возможного инвестирования учитываются деловые и профессиональные качества руководителей фирмы, и только затем характер нововведения и его рыночный потенциал.

В частности, расходы государства на научные исследования и разработки составили: в США – 246,2 млрд. долларов (2,9% от ВВП); Японии – 94,2 млрд. долларов (3,0% от ВВП); Германии – 45,8 млрд. долларов (2,35% от ВВП); Франции – 28,0 млрд. долларов (2,25% от ВВП); Швеции – 7,6 млрд. долларов (4,0% от ВВП). Следует отметить, что Евросоюз рекомендует всем своим членам довести уровень вложений в науку до 2,5% от ВВП. Объемы финансирования науки, образования, подготовки профессиональных кадров из республиканского и местных бюджетов будут уточняться при формировании бюджетов на соответствующий год. Для финансирования мероприятий Стратегии будут задействованы средства Банка Развития, Инвестиционного фонда, Инновационного фонда. При этом создание новых инвестиционных и инновационных институтов также требует изыскания крупных финансовых ресурсов. Кроме того, предусматривается привлечение помощи международных организаций и стран-доноров для реализации наиболее приоритетных и эффективных проектов, направленных на создание новых технологичных и наукоемких производств, развитие инфраструктуры. Основную финансовую нагрузку должен будет нести частный сектор. По предварительной оценке, соотношение участия государственного и частного капитала должно составлять один к пяти.

Ожидаемые результаты от реализации Стратегии:

  • успешная реализация Стратегии индустриально-инновационного развития должна способствовать обеспечению долговременного устойчивого роста экономики страны на основе диверсификации, модернизации экономики и создания условий для пр

  • изводства конкурентных видов продукции и роста экспорта;

  • в экономике страны станут преобладать частные инициативы. Будут созданы равные конкурентные условия для всех субъектов рынка;

  • улучшится использование достижений науки в повышении конкурентоспособности экономики, будут приняты меры по преодолению отставания в области менеджмента и маркетинговых исследований, стандартизации и сертификации продукции и др.;

  • процедуры отбора инвестиционных и инновационных проектов приобретут свою целенаправленность и транспарентность в части выбора их для финансирования с участием финансовых ресурсов государства;

  • будут созданы новые финансовые институты, использующие современные методики в области определения перспективности инвестиционных идей и проектов;

  • налоговое и таможенное законодательство будет ориентировано на стимулирование конкуренции, экспорта казахстанской продукции и приток инвестиций в экономику страны;

  • повысится уровень привлекательности для инвестиций, трансферта технологий, обмена научными достижениями за счет создания современной и развитой научно-инновационной и производственной инфраструктуры, эффективной системы подготовки высококвалифицированных управленческих, научных, инженерных, технических и рабочих кадров;

  • существенно диверсифицируется экспорт и расширится выход на мировой рынок с готовой продукцией, углубится интеграция экономики с мировой экономикой не только через сырьевые товары, но и за счет готовых изделий и инновационных услуг;

  • решающий перелом произойдет в развитии малого и среднего, особенно инновационного, бизнеса. В стране резко сократится доля нерыночных секторов экономики. Будет обеспечена прозрачность финансово-хозяйственной деятельности предприятий [2].

Выявление тенденций в развитии отраслей отечественной экономики в координатах мировых технологических мегатрендов показало следующее. В стране наблюдается проникновение новых технологий во многие отрасли и формирование на их основе новых отраслей, однако, этот процесс еще не приобрел значительные масштабы.

В целом, наблюдается восприимчивость экономики к новым технологиям, распространяющимся в мире, но процесс этот требует поддержки и корректирования со стороны государства.Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что для перехода к «устойчивому инновационному развитию» в будущем необходимо комбинировать разработку прорывных технологий с концентрацией усилий на «индустриально-инновационном развитии». Именно прорывные технологии будут основным фактором вхождения в группу технологических лидеров. С целью концентрации имеющихся ресурсов на стратегических приоритетах республики, в рамках выявленных отраслей были определены более 60 критических технологий, которые дадут толчок дальнейшему развитию и позволят вывести страну на новый технологический уровень.

Литература

  1. Программы по развитию инноваций и содействию технологической модернизации на 2010– 2014 годы.

  2. Киржнер Л.А Менеджмент организаций // Зарубежный опыт инновационной деятельности. – М., – С. 135-143.

Просмотров работы: 156