ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ КАЗАХСТАНА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ КАЗАХСТАНА

Жораев А.А. 1, Сарсенова А.Е. 1
1Таразский инновационно-гуманитарный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из основных проблем инновационного развития регионов является трудность наращивания объема инвестиций (особенно иностранных) в несырьевые отрасли экономики (машиностроение, приборостроение, перерабатывающие отрасли промышленности и сельского хозяйства, легкую промышленность и т. п.), то есть в те отрасли, которые определяют уровень экономического развития страны. В настоящее время крупные казахстанские инвесторы вкладывают средства лишь в сырьевые отрасли экономики, стремясь получить из природных ресурсов как можно больше прибыли и как можно скорее. Этот же подход демонстрируют и иностранные инвесторы. Несомненно, что вложение средств в казахстанские сырьевые отрасли - это высокодоходные инвестиции, практически не сопряженные с серьезным риском для инвесторов.

Однако такое вложение инвестиций не должно быть доминирующим стратегическим направлением экономического развития Казахстана.

Одним из основных направлений инвестирования должны быть фундаментальные научные исследования и разработка на их основе принципиально новых (прорывных) наукоемких технологий производства товаров и услуг. Сейчас Казахстан еще реально способен бороться за приоритет 10-12 наукоемких технологий из тех примерно 50, которые определяют стратегический потенциал развитых стран.

В сегодняшней ситуации важно правильно выстроить отношения государства и частного бизнеса, запустить механизмы стимулирования притока частного капитала, определить правила объединения ресурсов, разделения прибыли и рисков.

Одной из главных причин технологического отставания страны заключается в том, что идеи инновационного развития, активно взятые на вооружение мировым сообществом, в Республике Казахстан все еще остаются на периферии реальных приоритетов социально-экономического развития государства. В итоге сегодня Казахстан для осуществления модернизации экономики, вместо интеграции в глобальные инновационные процессы, в сущности, переориентировалась на «догоняющее» развитие науки и техники, чреватое нарастанием экономической и политической зависимости от Запада [1, с.95].

В связи с этим для регионов Казахстана представляется важным встраивание экономики на инновационный путь развития. Представляется, что реальным механизмом, обеспечивающим и ускоряющим этот переход, должно стать формирование отечественной инновационной системы как целостной совокупности взаимодействующих организаций и социальных институтов, осуществляющих превращение научных знаний в новые виды конкурентоспособной продукции и услуг в целях обеспечения социально-экономического развития и роста.

Построение инновационной системы невозможно без формирования в регионах центров инновационной активности - опорных территориальных научно-технологических комплексов, ориентированных на освоение и широкую диффузию в производство инноваций в интересах его технологической модернизации и улучшения качества продукции.

Представляется, что создание в регионах центров инновационной активности (инновационных территорий, наукоградов, научно-технологических парков, центров трансферта технологий и др.) – одно из обязательных условий технологической модернизации экономики и повышения ее конкурентоспособности. На сегодняшний день, процесс формирования инновационных территорий затронул, прежде всего, регионы с высоким научно-техническим потенциалом.

Обеспечение в РК повышение инновационной активности и превращение научно-технического потенциала в действенный фактор экономического обновления и технологического развития общества возможно лишь при условии перехода от политики точечных мер государственной поддержки инновационной деятельности к политике наибольшего ей благоприятствования. Реализация такой стратегии предполагает создание в Казахстане и ее регионах инновационной системы, основными элементами которой являются предприятия, производящие высокотехнологичную конкурентоспособную продукцию.

Экономическое развитие сильно зависит от использования и внедрения высокоэффективных технологий и новейших разработок, тесно связано с инновациями. Становление экономики на инновационный путь развития требует тщательного изучения его уровня, с широким кругом экономических показателей. Это позволит оценить уровень экономического развития и предпринять меры для эффективного функционирования экономики [2, с.62].

Деятельность и усилия государственных органов региона на современном этапе должны быть направлены:

— на совершенствование форм экономической и социально-политической деятельности в регионе, обеспечение ее динамичного развития как демократического государства с развитой экономикой;

— дальнейшее социально-экономическое и государственно-правовое развитие региона;

— на обеспечение комплексного социально-экономического развития регионов; на ликвидацию сложившихся территориальных меж- и внутриотраслевых диспропорций, сокращение различий и постепенное выравнивание уровней социально-экономического развития регионов; на обеспечение ускоренного развития отстающих и депрессивных городов и районов;

— на осуществление комплекса мер по выводу экономики региона из кризиса, обеспечение нормального функционирования ее хозяйственного комплекса; развитие качественных изменений в ведущих отраслях промышленности как предпосылки для подъема производства и устойчивого экономического роста;

— на развитие межрегиональных и внутрирегиональных экономических связей и отношений, взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества и других форм взаимодействия с регионами Казахстана, государствами ближнего и дальнего зарубежья и т.д.

Основной упор в развитии экономики региона необходимо делать на его конкурентные преимущества (географические, природные ресурсы, трудовые ресурсы).

Таким образом, проблема формирования в РК инновационных территорий и иных центров инновационной активности сегодня является одной из ключевых задач политики государства.

Центры инновационной активности – это своего рода катализаторы экономического развития. Они могут стать региональными центрами практического освоения накопленного научно-технического потенциала, реальными «точками» роста.

Вместе с тем научно-технологический потенциал Казахстана все еще достаточен, чтобы осуществить технологическую модернизацию производства и обеспечить конкурентоспособность товаров. Это очень важно, так как технологии являются огромным ресурсом, позволяющим обеспечить технологическую независимость страны и создавать благоприятные предпосылки для ее успешного экономического развития.

Главным препятствием на пути вовлечения научно-технического потенциала в решение задач модернизации экономики является отсутствие в Казахстане эффективно действующей инновационной системы, фрагментарность взаимосвязей хозяйствующих субъектов и научных организаций [3, с.46].

Однако, учитывая масштабы нашей страны и существенное различие ее регионов по уровню и возможностям социально-экономического развития, а также состоянию научного потенциала, эффективно решить проблему построения в Казахстане инновационной системы только из центра просто невозможно. Необходимо активное участие регионов в данном процессе, он должен носить встречный характер движения.

Одной из самых острых для формирования отечественной инновационной системы проблем остается поиск источников для увеличения объемов финансирования в научно-технической и инновационной сфере.

В развитых странах доля затрат на науку в общей сумме бюджетных расходов в последние 20 лет довольно стабильна: 6 – 7 % в США, 4 – 5 % во Франции, Германии, Великобритании, Италии, 3 – 3,5 % в Японии [4, с.112].

Общее финансирование науки в РК за счет бюджетных средств в 15 раз ниже, чем в США и в 4 раза меньше, чем в Японии. И это при том, что в развитых странах в общем объеме расходов на науку доля бюджетных средств составляет не более 25 – 50 %, а в Казахстане бюджетные средства до сих проявляются основным источником финансирования научной сферы.

На наш взгляд, кажется необходимым создание в стране механизмов поддержки и продвижения инноваций на региональном уровне. Расширить возможности инновационно-активных предприятий и создавать на их базе технологические инкубаторы. Привлекать частный капитал.

Формирование многоуровневой системы поддержки научно-технической и инновационной деятельности, в том числе многоканального финансирования науки, как показывает мировая практика, – одно из обязательных условий существования экономики знаний.

Существенным элементом современной рыночной экономики, придающим ей мобильность, гибкость, способность оперативно реагировать на меняющийся спрос является малое инновационное предпринимательство. В развитых странах малые и средние венчурные фирмы производят свыше половины всего валового внутреннего продукта, тогда как в Казахстане – 11 %. В настоящее время доля малых предприятий научной сферы в общем объеме выпуска продукции всех малых предприятий составляет всего лишь 3 %.

Для того чтобы превратить имеющийся в стране научно-технический потенциал в действенный фактор экономического развития, сегодня надо переходить к политике комплексной поддержки инновационных процессов. При этом первоочередной задачей является создание особо благоприятных финансово-экономических и правовых условий для формирования отечественной инновационной системы. В противном случае уже в самом недалеком будущем научно-технический и инновационный потенциал Казахстана будет практически утрачен.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иванова Н. Финансовые механизмы научно-технической политики (опыт стран Запада). – международный журнал проблемы теории и практики управления. – http://www.ptpu.ru/default.asp

2. Институциональное обеспечение региональной инновационной системы: монография / Л.С. Валинурова, Е.В. Евтушенко, О.Б. Казакова, Н.А. Кузьминых, Н.З. Мазур. – Уфа: БАГСУ, 2010. – 201 с.

3. Региональная инновационная система: развитие, функционирование, оценка и эффективность /А.М. Мухамедьяров, Э.А. Диваева.- Уфа: АН РБ, Гилем, 2010. – 188 с. – ISBN 978-5-7501-1120-6

Просмотров работы: 143