РОЛЬ САМООЦЕНКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА ВОЕННОГО ВУЗА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РОЛЬ САМООЦЕНКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА ВОЕННОГО ВУЗА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Формируясь в процессе всей жизнедеятельности личности, самооценка, в свою очередь, выполняет важную функцию в ее развитии, выступает регулятором различных видов деятельности и поведения, человека. Многие отечественные и зарубежные исследователи изучали самооценку как свойство личности, выполняющее определенную функцию в ее развитии, обусловливающее поведение и деятельность человека, характер его взаимоотношений с окружающими людьми.

Возникновение устойчивой самооценки, связь ее с уровнем притязаний и ее роль как мотива поведения изучались в ряде исследований (Е.И. Савонько, Е.А. Серебрякова, Л.С. Славина и др.). Выяснилось, что неустойчивость самооценки не всегда является следствием несформировавшегося отношения к себе. Есть две стадии формирования самооценки, на которых она неустойчива, – стадия ее становления и стадия ее «ломки», «расшатывания» под воздействием новых условий. Во второй стадии неустойчивость самооценки – результат борьбы между старой и новой самооценкой. Особенности в характере самооценки определяются реальными условиями жизни, где основными факторами выступают деятельность человека и его отношения с окружающими, получающие отражение в оценочных отношениях. «Устойчивая самооценка выполняет чрезвычайно важную функцию в психическом развитии. Для обладающих ею, быть на ее уровне не менее, а иногда даже более важно, чем быть на уровне оценки окружающих. Формирование устойчивой самооценки и уровня притязаний приводит, следовательно, к возникновению тех внутренних противоречий, которые сами по себе могут стать фактором психического развития» [1].

В исследовании А.И. Липкиной дано убедительное теоретическое и экспериментальное обоснование зависимости познавательной деятельности от такого личностного компонента этой деятельности, каким является самооценка.

В исследованиях были выделены основные формы самооценки –адекватная, пониженная, завышеннаяи степень устойчивости каждой из них.

Самооценка – это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве. Самооценка включает в себя выделение человеком собственных умений, поступков, качеств, мотивов и целей своего поведения, их осознание и оценочное к ним отношение. Умение человека оценить свои силы и возможности, устремления, соотнести их с внешними условиями, требованиями окружающей среды, умение самостоятельно ставить перед собой ту или иную цель играет огромное значение в формировании личности.

Самооценка в зависимости от своей формы (адекватная, завышенная, пониженная) может стимулировать или, наоборот, подавлять активность человека. Неадекватная, низкая самооценка снижает уровень социальных притязаний человека, способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы человека. Такая самооценка может сопровождаться тяжелыми эмоциональными срывами, внутренним конфликтом и т.д. Пониженная самооценка наносит ущерб и коллективу, так как человек не в полной мере реализует свои силы и возможности, трудится или учится не с полной отдачей.

Нередко у курсантов наблюдается явная переоценка своих сил и возможностей. Завышенная самооценка вступает в противоречие с оценкой его другими людьми, встречает отпор коллектива и может стать причиной конфликта в отношениях с его членами. Кроме того, многократное столкновение неадекватной, завышенной самооценки с неудачами в практической деятельности порождает тяжелые эмоциональные срывы. Явная переоценка своих возможностей очень часто сопровождается внутренней неуверенностью в себе, что приводит к острым переживаниям и неадекватному поведению.

Внутренний конфликт может вызвать расхождение между:

а) самооценкой и оценками, которые дают человеку другие люди;

б) самооценкой и идеальным «Я», к которому стремится человек.

Существует зависимость между характером самооценки и таким качеством личности, какуверенность в себе. Исследование Е.А. Серебряковой показало, что проявление уверенности в себе, неуверенности и самоуверенности является в то же время проявлением самооценки и зависит от того, насколько правильно человек может судить о себе. В самооценке выражается взгляд человека на себя, на свои возможности. Уверенность в себе имеет в основе правильную оценку собственных сил и возможностей, поведение человека в этом случае будет соответствовать его возможностям и требованиям к нему со стороны окружающих. Неуверенность в себе имеет в основе недооценку своих качеств и возможностей, самоуверенность – переоценку [2].

Таким образом, от самооценки человека зависит характер его общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Правильная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение. Самооценка, особенно способностей и возможностей личности, выражает определенный уровень притязаний, определяемый как уровень задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к выполнению которых считает себя способной. Уровень притязаний человека и, следовательно, характер его самооценки ярко выявляются в различных ситуациях выбора, как в трудных жизненных ситуациях, так и в повседневной учебной деятельности в коллективе, в общественной работе (выбор темы доклада, вопросов для ответа, общественного поручения и т.д.).

Необходимо подчеркнуть, что неудача или успех наиболее остро переживаются «в той деятельности, которую сам человек считает для себя основной, где у него есть высокие притязания. По этому поводу очень интересно высказывание известного психолога С. Л. Рубинштейна: «Я очень люблю пение, с величайшим удовольствием слушаю и очень ценю хороших певцов, но никто не уязвит меня, если вздумает сказать, что я не умею петь. Я это сам отлично знаю и, как ни люблю прекрасный человеческий голос, особенно не страдаю от сознания, что сам им не обладаю. Но для человека, избравшего профессию певца, но для юноши, который мечтает именно на этом поприще завоевать себе славу, такое сознание было бы убийственным...

Меня не очень затронет, если обнаружится, что я не умею делать какой-нибудь гимнастический фокус, и кто-либо найдет, что я не первоклассный акробат..., но меня, вероятно, скорее заденет за живое, если я прочту неудачную лекцию и слушатели найдут, что я неинтересный лектор» [3].

Адекватная самооценка играет важную роль в формировании полноценной, социально активной личности, обладающей собственным достоинством и осознающей свою ценность для общества.

В работах А.А. Бодалева, Л.И. Божович, А.Г. Ковалева, П.Р. Чаматы и др. показано, что осознание свойств и качеств своей личности, определенный уровень самооценки – необходимая предпосылка самовоспитания, важный фактор этого процесса. Авторы указывают на зависимость между уровнем развития самооценки и отношением человека к самовоспитанию, эффективностью работы над собой.

Основываясь на материалах различных исследований по самооценке, можно предположить, что существует несколько качественно различных уровней развития самооценки.

Высокого уровня развития, для которого характерны тенденции к адекватности и устойчивости, самооценка достигает именно в юношеском возрасте, периоде охватывающем, в том числе, и обучение в военном вузе. Обогащение социального опыта юношей, становление мировоззрения, дальнейшее умственное развитие – все это способствует развитию самооценки, что предполагает осознание сложности связи между поступками и качествами личности. Самооценка, характеризующаяся тенденциями к адекватности и устойчивости, создает благоприятные условия для самовоспитания.

Литература

1. Божович Л.И., Благокадежина Л.В. Вопросы психологии воспитания. М., 1969, с. 150.

2. Рувинский Л.И., Соловьева А.Е. Психология самовоспитания. – М.: Просвещение, 1982. – 143 с.

Просмотров работы: 238