РОЛЬ РЕЛИГИИ В ДУХОВНОМ ВОСПИТАНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РОЛЬ РЕЛИГИИ В ДУХОВНОМ ВОСПИТАНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Воспитание военнослужащих всегда являлось определяющим фактором в обеспечении их самоотверженного и компетентного выполнения воинского долга. Воспитание рассматривается по-разному. Прежде всего, под воспитанием понимают социальное явление, которое связано с передачей от поколения к поколению всей накопленной человеческой культуры, достижений в духовной и материальной сферах.

В основе воспитания военнослужащих заложена идея, отражающая государственные интересы, военно-патриотические традиции, веками проверенные на Руси религиозные идеалы, национальную психологию и культуру, исторический опыт Вооруженных Сил. Как писал выдающийся русский философ И.А. Ильин, «армия есть сосредоточенная волевая сила моего государства, оплот моей родины; воплощение храбрости моего народа, организация чести, самоотверженности служения.... Сердце человека вообще принадлежит той стране и той нации, чью армию он считает своею.... Без армии, стоящей духовно и профессионально на надлежащей высоте, Родина останется без обороны, государство распадется, и нация сойдет с лица земли» [1].

Сегодня одним из главных условий развития российской армии выступает духовно-нравственный фактор военной службы. Духовная жизнь армии – это тот внутренний критерий, с помощью которого определяется положительная или отрицательная направленность социальных процессов в Вооруженных Силах.

На основе исследований отечественных и зарубежных педагогов, философов и психологов сформировался довольно значительный пласт научных знаний, позволяющий раскрыть смысл понятий «духовность».

В педагогическом словаре под редакцией Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова понятие «духовность» имеет следующие значения: 1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами её жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; 2) ориентированность личности на благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов; 3) с христианской точки зрения – сопряжённость человека в своих стремлениях с Богом [2].

В современной отечественной педагогике вопросами, связанными с проблемой духовного воспитания, занимались Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, И.А. Колесникова, И.А. Соловцова, С.Б. Крымский и др. И.А. Соловцова рассматривает понятие «духовность», как основополагающее в системе категорий, которое следует понимать в социальном плане как часть менталитета народа. В этом смысле понятие «духовность» сопоставимо с такими понятиями, как «дух народа», «национальный характер». В индивидуальном плане – свойство отдельного человека, то, что составляет его истинно человеческую сущность и определяет характер его бытия в мире и способность к саморазвитию [7].

И.В. Силуянова отмечает, что «духовность» – это нравственно-сориентированная воля и разум человека [6]. С.Б. Крымский даёт следующую трактовку: «духовность» – это способ самостроительства личности, что связывает её с выбором человека своего собственного образа, своей свободы и роли [3]. Н.Н. Никитина подчёркивает, что «духовность» - сложное образование, качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию её внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром [4].

Таким образом, понятие духовности связано в первую очередь со смыслообразующими компонентами человеческого существования, что дает возможность личности преодолеть себя в процессе обновления и совершенствования, восхождения к своим идеалам и реализовать их в процессе жизненного пути.

Существуют различия в понимании духовности в религиозно-православной и светской педагогике. Если в светской педагогике термин «духовность» и производные от него понятия окрашены, как правило, положительно и противопоставление идёт чаще всего по линии «духовность – бездуховность», то в православной педагогике духовность человека рассматривается как имеющая двойственный характер, в связи с чем используется антиномия «тёмная духовность – светлая духовность» [4]. Тем не менее, о необходимости создания условий для позитивных проявлений духовности говорится как в религиозно-православной, так и в светской педагогике.

Психологические основания духовного воспитания в православной и светской педагогике также имеют различия. Как отмечает Б.С. Братусь, в традиционной светской психологии в качестве основы для объяснения природы и механизма активности человека выступает учение о потребностях, которые рассматриваются как её побудитель и исходное звено. Считается, что с помощью потребностей регулируются деятельность и поведение человека, определяется их направленность. Это относится и к так называемым духовным потребностям, не связанным непосредственно с физическими характеристиками человека (потребность в самопознании, творчестве и др.).

В православной психологии вместо учения о пот потребностях глубоко разработано учение о страстях. Страсти рассматриваются как предпосылка греха (нарушение божественных установлений), а борьба с ними как механизм и необходимое условие духовного становления человека [7]. В связи с этим в отличие от светской педагогики, формулирующей позитивные цели становления положительных человеческих качеств, православная педагогика утверждает, что цель духовного воспитания – это, прежде всего, «освобождение человека от несовершенства и тем – от зла, помрачающего его» (митро­полит Амфилохий Радович).

Для современной педагогической реальности характерна тенденция к поиску «точек соприкосновения» между светской и религиозно-православной педагогикой. Необходимость такого диалога обусловлена накопившимся в педагогической теории материалом по проблеме духовного воспитания. Практически единственной областью, где разрабатываются теоретические основы диалога между православной и светской педагогикой, является область нравственного воспитания, чем обусловлено и применение ставшего общеупотребительным термина «духовно-нравственное воспитание».

Можно выделить ту область в философском понимании сущности человеческого бытия и те психологические основания духовного воспитания, где основные принципы православной и светской педагогики объединяются. Эта область может быть описана следующими положениями:

1) духовность – это «собственно человеческое в человеке»; именно она составляет сущность человека и делает его как существо биологическое, имеющее физическое тело и психику, человеком в смысле гуманизации;

2) духовность существует в человеке изначально в виде возможности (в православной педагогике – как подобие Божие). Для ее актуализации требуются определенные условия, которые могут либо сложиться спонтанно, либо создаются целенаправленно в процессе специально организованной педагогической деятельности, именуемой духовным воспитанием.

Военнослужащие, как никто, нуждаются в сохранении высоких нравственных идеалов и глубокой внутренней целостности. Подрыв этих идеалов лишает их моральной убежденности, нравственной мотивации труда. Поэтому в формировании и развитии воинского духа, укреплении морально-нравственных сил русских воинов особое внимание отводилось не только светскому воспитанию, но и религиозно-нравственному просвещению, в котором доминирующую роль играло православие.

Вопросы духовно-нравственных основ военной службы всегда находились в центре внимания Русской Православной Церкви, как в прошлом, так и в настоящее время. На протяжении многих веков Церковь и Армия тесно взаимодействовали, воспитывая храбрых и сильных духом защитников Отечества.

Имена Александра Невского, Дмитрия Донского, монахов Троице-Сергиева монастыря Родиона Осляби и Александра Пересвета и многих других православных воинов, церковь глубоко чтит за их ратные подвиги. Святыми на Руси назывались ордена Андрея Первозван­ного, Георгия, Владимира, Александра Невского. Средневековая летопись показывает немало примеров, когда в трудный для Родины час священники с оружием в руках защищали Отечество, а монахи становились воинами.

Религиозные объединения в последние годы все чаще выступают как субъект воспитания военнослужащих, что объясняется возрастанием в обществе интереса к религии, усилением её влияния на массовое сознание людей. Следует признать, что религия воздействует, прежде всего, на духовный мир верующих военнослужащих, их нравственные ориентации и жизненные установки, они ощущают моральную поддержку с её стороны.

Своей сложностью и эмоциональной напряженностью воинская служба отличается от любого вида гражданской деятельности не только в военное, но и в мирное время. Военный человек обязан вести строго регламентированный образ жизни, беспрекословно подчиняться командованию, большую часть времени и сил посвящая подготовке к защите Отечества. Такая подготовка проводится в условиях, максимально приближенных к боевым, часто вдали от исторических и культурных центров.

Таким образом, в ряде случаев религия выполняет компенсаторную функцию, успокаивая и умиротворяя человека, в чем проявляется психотерапевтический эффект религиозного воздействия. Религия, в целом, способствует верующим военнослужащим в личном духовном развитии и совершенствовании.

Именно религиозная составляющая в воспитании нижних чинов до революции, по мнению С.Э. Зверева, служила «преимущественно задачам дисциплинирования войска» [5]. Опыт говорит о том, что верующий военнослужащий более исполнителен, более ответственен при выполнении приказов. Для него присяга – это не набор красивых фраз, а священная клятва, которую надо неукоснительно выполнять. Верующий человек воспринимает свое служение народу, как поручение Божие. Сложности воинского служения, наделённость военнослужащих правом применения оружия требуют от них стойкости духа и накладывают высокую нравственную ответственность.

Эффективность воспитания военнослужащих в сфере религии обусловлена целым рядом факторов. Во-первых, важнейшее значение имеет абсолютность моральных предписаний. Мораль по своей природе нуждается в прочной основе (абсолюте), которая должна возвысить ее над сиюминутной житейской обыденностью. Этим абсолютом в нравственной жизни для верующих людей есть Бог и его заповеди.

Во-вторых, в религии всегда есть идеальный пример, призванный служить для человека в качестве цели его собственной жизни.

В-третьих, в религии есть постоянный «контроль» за качеством исполнения требований, предъявляемых к человеку. Богом контролируются не только все поступки человека, но и его мысли. Это, безусловно, существенно влияет на поведение человека.

В-четвертых, в религии до самой высшей степени возможного воздействия на человека доведены, пользуясь военным языком, «меры наказания и меры поощрения». Так, например, каждый христианин постоянно помнит, что после смерти ему предстоит предстать перед Богом, держать ответ за свою земную жизнь и по результатам этого ответа отправиться в рай или ад.

В-пятых, религия никогда не отказывает оступившемуся человеку в надежде на исправление, на возвращение к праведной жизни, давая тем самым ему исправить свое поведение.

Все вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о несомненном позитивном потенциале религии и о необходимости включения религиозного просвещения в практику воинского воспитания.

Для обеспечения результативности целесообразно использовать в воспитательных целях духовный потенциал религий, различных религиозных конфессий. В интересах духовно-нравственного развития военнослужащих, следует организовывать проведение соответствующей информационно-разъяснительной работы о сущности религии, видах верований и религиозных обрядов, защите Отечества как священном долге и т.д. Верующим военнослужащим необходимо предоставлять возможность осуществлять религиозные обряды в соответствии с их правом на свободу вероисповедания совести и религиозные убеждения.

Литература

  1. Ильин И.А. Путь духовного обновления //Собр. Соч. в 10 т. Т. 1. М.: Русская книга, 1993. – 282 с.

  2. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2003. – 176 с.

  3. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты и идентификации //Вопросы философии. – 1992. – № 12. – С. 16-21.

  4. Никитина Н.Н. Воспитание как взращивание духовного опыта человека //Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. /Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. – Волгоград: Перемена, 2004. – С. 74-81.

  5. Сенин А. Армейское духовенство России в первую мировую войну // Вопросы истории. – 1990. – № 10. – С. 164.

  6. Силуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека // Философские науки. – 1990. – № 12. – С. 14-16.

  7. Соловцова И.А. Духовное воспитание в контексте полипарадигмальной педагогической реальности // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания. – Волгоград: Перемена, 2004. – С. 149-163.

Просмотров работы: 518