АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С повышением роли физической культуры в воспитании будущих офицеров актуальным становится исследование ее ценностного потенциала как средства управления воспитательным процессом в военном вузе. В последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Физическая культура, являясь составной частью общей культуры, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, И.М. Быховская и др.).

Физическая культура, наряду с культурой в целом, призвана формировать всесторонне развитую личность, главного субъекта и объекта общественно-исторического процесса. Известная триада – «духовное богатство», «моральная чистота», «физическое совершенство» – выступают атрибутами гармонически развитой, общественно активной личности. Они находятся между собой в неразрывной взаимосвязи, которая проявляется, в частности, во влиянии физической культуры на духовную, нравственную и материальную культуру.

Ценности физической культуры должны стать элементами духовной и материальной культуры личности курсанта, важным регулятором его поведения, образа жизни, всей системы жизнедеятельности. Таким образом, деятельность в области физической культуры имеет и материальные, и духовные формы, несмотря на то, что приоритетной для нее, конечно, является ориентация на развитие функциональных физиологических резервов организма, потенциальных психофизических возможностей человека.

Говоря о ценностном потенциале физической культуры и его роли в управлении воспитанием курсантов, необходимо иметь в виду два уровня ценностей: общественный и личный. Из этого следует, что физическая культура, удовлетворяя как материальные, так и духовные потребности личности и общества, сама имеет обе стороны – и материальную, и духовную. В свою очередь каждый вид культуры имеет как личностную, так и общественную формы (В.М. Выдрин, 1988).

В сфере физической культуры В.К. Бальсевич и Л.И. Лубышева выделяют следующие группы общественных ценностей: интеллектуальные (знания в области физической культуры, связанные с интеллектуальным потенциалом физической культуры личности, знания о методах и средствах развития физического потенциала человека как основы организации его физической активности, спортивной подготовки, здорового образа жизни); двигательного характера (лучшие образцы моторной деятельности, личностный и общественный физический потенциал, в целом физическая подготовка, работоспособность, здоровье человека); педагогических технологий (методики физического воспитания, физической и оздоровительной тренировки, спортивной подготовки, умения и навыки организации физкультурно-спортивной деятельности); мобилизационные (связанные с рациональной организацией бюджета свободного времени, внутренней дисциплиной, собранностью, необходимостью быстрой оценки ситуации, принятия решений, возможностью самовоспитания и, в целом, с самоорганизацией здорового стиля жизни, умением противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды, проявить настойчивость в достижении целей); интенционные (общественное мнение, финансовое, экономическое, материально-техническое и правовое обеспечение, престижность физической культуры и спорта в обществе, их популярность у различных категорий людей, а также мотивы, интересы, потребности, желание заниматься физкультурно-спортивной деятельностью). К группе интенционных ценностей авторы относят социально-психологические установки людей, которые определяются характером, структурой и направленностью потребностей, мотиваций и ценностных ориентаций на занятиях физическими упражнениями и спортом. В данной взаимосвязанной структуре ценностей отражены наиболее значимые для жизнедеятельности человека и общества аспекты современного понимания физической культуры, которые имеют, несомненно, большое значение и в связи с физкультурным, валеологическим и социальным воспитанием будущих офицеров.

В сфере физической культуры курсантов может формироваться многообразная группа ценностей:

- материальные (разнообразные льготы со стороны общества и т.п.),

- физические (здоровье, телосложение, физические качества, двигательные умения и навыки, физическое состояние курсантов и т.п.),

- психические (широкий диапазон эмоциональных переживаний, быстрота мышления, воображения, творческие задатки, черты характера, волевые качества и т.п.),

- духовные (знание, самоутверждение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные ценности, идеалы, общение, авторитет и т.п.),

- социальные (физическая подготовленность курсантов, уровень их спортивных достижений, отдых, удовольствие, формирование трудолюбия, навыки поведения в курсантском коллективе, средства воспитания и социализации, национального самопознания, традиции, соревнования, зрелище, школы по видам спорта, система тренировок и физических упражнений и т.п.).

Анализ ценностного потенциала физической культуры показывает, что он способствует формированию важнейших общечеловеческих ценностей: труд, профессия, образование, мир, дружба, семья, добро, интеллект, здоровье, творчество, взаимопомощь, сотрудничество и др. Это подтверждается исследованиями большого числа ученых (Н.И. Пономарев, 1974, 1996; Л.П. Матвеев, 1976, 1983, 1991; Н.А. Пономарев, 1976, 1998; В.М. Выдрин, 1988; В.И. Столяров, 1995, 1997; В.В. Кузин, 1996; Ю.В. Рождественский, 1996; Г.П. Виноградов, 1998; Ю.М. Николаев, 1998, 2000 и др.).

Таким образом, физическая культура с ее огромным ценностным потенциалом обладает большими возможностями в управлении воспитанием курсантов, формировании общей культуры и развитии у них социально значимых качеств. Физическая культура «содержит большой потенциал воспроизводства личности как целостности; как существа не только сформированного, но и явленного в парадигме культуры; не только принимающего, но и воплощающего … ценности культуры посредством себя как целостности, в своем телесно-духовном единстве. Невостребованность этого потенциала … неизбежно ведет к «частичности» человека, антикультурной по своей сути» (И.М. Быховская, 1993).

Эмоционально-ценностное отношение к физкультурно-спортивной деятельности не формируется спонтанно и не наследуется. Оно приобретается личностью в процессе самой деятельности и эффективно развивается при освоении знаний и накоплении творческого опыта, связанного с проявлением инициативы и активности в педагогическом процессе (Л.Б. Андрющенко, 2002).

В.И. Столяров выделяет в рамках широко трактуемого физического воспитания три блока: формирование знаний, мотивации, умений и навыков, проявляемых в поведении, образе (стиле) жизни. К основным компонентам физической культуры личности и компонентам здорового образа жизни, т.е. той цели, которая стоит перед кафедрами физической подготовки военных вузов, он относит: уровень знаний об организме, о средствах воздействия на него и методике их применения; отношение личности к своему телу как к ценности; целенаправленная деятельность по поддержанию в норме и совершенствованию своего физического состояния, здоровья, телосложения, физических качеств и двигательных способностей; ценности, которые личность связывает с телом и реализуемые на практике идеалы, нормы, образцы поведения, связанные с заботой о физическом состоянии; степень ориентации на эту заботу и стремление оказывать помощь другим людям в их оздоровлении, гармоничном физическом и духовном совершенствовании, с наличием для этого соответствующих знаний, умений и навыков.

Физическая культура в военном вузе является неотъемлемой частью воспитания общей и профессиональной культуры личности будущего офицера. Важнейшими компонентами формирования физической культуры являются мировоззрение, потребностно-мотивационная сфера личности, широта и глубина знаний в области физической культуры и ее видов (В.М. Выдрин, Б.К.Зыков, А.В. Лотоненко, 1991; А.В. Лотоненко, Е.А. Стеблецов и др.). Можно выделить логический, последовательный переход всех форм физкультурной практики в устойчивый процесс физического (телесного) самовоспитания и самосовершенствования (Л.И. Лубышева).

Таким образом, формирование новой системы представлений о ценностях физической культуры как средства всестороннего воспитания курсантов в современных условиях связано с дальнейшей гуманизацией и демократизацией высшей военной школы, с обращением к общечеловеческим ценностям, к нравственному, интеллектуальному, физическому, психологическому потенциалу личности курсанта. Потребности и стремления человека в освоении ценностей физической культуры должны стимулироваться чувством удовольствия от физической активности, успехами в росте его собственных физических, психических, нравственных возможностей, работоспособности, ощущением здоровья и умением управлять внутренним состоянием.

Литература

1. Карпов В.Ю. Социально-личностное воспитание студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности / В.Ю. Карпов, В.А. Щеголев, Ю.Н. Щедрин: учебное пособие. – СПб., 2006.

2. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 1995. – № 5.

3. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза / М.Я. Виленский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – № 1.

4. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева. – М.: ГЦИФК, 1992.

Просмотров работы: 74