ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ САМООЦЕНКИ КУРСАНТОВ И ЗАВИСИМОСТИ ОТ НИХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОВОСПИТАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ САМООЦЕНКИ КУРСАНТОВ И ЗАВИСИМОСТИ ОТ НИХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОВОСПИТАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Первый уровень развития самооценки можно назвать процессуально-ситуативным. На данном уровне самооценки человек не устанавливает связи между своими поступками и качествами личности. Он оценивает свое «Я» лишь по отдельным непосредственным внешним результатам деятельности. В связи с тем, что эти результаты не обязательно адекватны личностным возможностям человека и могут быть всецело обусловлены стечением внешних обстоятельств, самооценка имеет тенденцию к необъективности. Стихийность, случайность, противоречивость внешних ситуаций способствуют тенденции к неустойчивости самооценки. Самоизменение на этом уровне самооценки носит характер самоисправления поступков, когда человек, решая исправиться, не имеет еще в виду развитие свойств личности, а подразумевает лишь совершение одних поступков или отказ от других.

Второй уровень развития самооценки можно назвать качественно-ситуативным. Для него характерно то, что человек устанавливает прямолинейные связи между своими поступками и качествами, т.е. совершение (несовершение) отдельного поступка отождествляет с наличием (отсутствием) соответствующего качества. Человек не абстрагирует качество от поступка и не осознает, что качество личности выражается намного богаче и сложнее, нежели отдельный акт поведения. Так как отдельный поступок не обязательно адекватен отождествляемому с ним качеству и может иметь случайный и порой противоречащий другим поступкам характер, самооценка на этом уровне имеет тенденцию к необъективности и неустойчивости. В связи с тем, что человек отождествляет усвоение качества с фактом конкретного поступка, он склонен ограничивать программу самовоспитания отдельными разрозненными актами поведения. Случайные колебания самооценки способствуют ситуативности самовоспитания.

Третий уровень можно назвать качественно-консервативным. Для него характерно разрушение прямолинейных, формальных связей между поступками и качествами личности. Качество личности абстрагируется человеком от конкретного поступка, выступает в его сознании как самостоятельная объективная реальность. Осознание того, что конкретный поступок не означает усвоения соответствующего ему качества, разрушение прямолинейных связей между ними, недостаточная осознанность новых сложных связей между свойствами личности и поведением приводят к определенному отрыву в сознании человека его внутреннего мира от непосредственного практического поведения. Главную роль в самооценке принимает констатация уже достигнутого ранее уровня развития свойств личности наряду с недооценкой корректив, вносимых в характеристику внутреннего мира новыми изменениями в поведении. В результате самооценка имеет тенденцию к консервативности и недостаточной объективности. Отрицательный опыт присвоения качеств посредством совершения отдельных поступков и крушение надежд на легкий успех в самовоспитании способствуют снижению уверенности в возможностях самовоспитания, порой пессимистическому отношению к работе над собой. Все же на этом уровне имеются предпосылки для более всестороннего самовоспитания.

Четвертый уровень можно назвать качественно-динамическим. Он характеризуется осознанием сложных связей между качествами личности и поступками. Отрыв внутреннего мира от непосредственного поведения преодолевается. Самооценка имеет тенденцию к объективности, динамична в соответствии с изменениями во внутреннем мире человека и при этом устойчиво отражает реальный уровень развития качеств личности. Самооценка личности дается с учетом ее отношения к самовоспитанию, возможностей человека по совершенствованию своего внутреннего мира. Самовоспитание становится вполне осознанным, планомерным и активным процессом.

Уровни самооценки – это последовательно восходящие, преемственно связанные между собой ступени еегенезиса. Они качественно специфичны. Каждый генетически более поздний уровень самооценки возникает не посредством уничтожения ранее существующего, а на основе преобразования предшествующего. Генетически более ранние уровни самооценки в процессе ее становления в преобразованном виде входят в структуру более поздних уровней, и эта многоступенчатость высоких уровней самооценки обусловливает сложный характер их функционирования.

Проведенные исследования позволяют говорить лишь о доминировании того или иного уровня самооценки. Ситуация может оказаться для человека незнакомой, возможно, психологически исключительно напряженной. Определение, осознание своего места в ней выступает для человека задачей повышенной сложности, он может не сразу справиться с ее решением, что и выражается в проявлении самооценки на более низком, нехарактерном для него обычно уровне. Поэтому можно высказать предположение, что при определенных условиях доминирующий у человека уровень самооценки как бы уступает место более низкому уровню, происходит сдвиг самооценки на более низкий уровень.

Учет в педагогическом воздействии достигнутого уровня развития, особенностей самооценки в значительной мере интенсифицирует процесс ее преобразования.

Литература

1. Оганесян Д.О. О выработке самоконтроля в процессе труда. – в сб. тез. докл. на съезде Общества психологов. – М., 1963. – С.219-220.

2. Рувинский Л.И., Соловьева А.Е. Психология самовоспитания. – М.: Просвещение, 1982. – 143 с.

3. Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и оценку другими людьми. – в кн. Изучение мотивации. – М., 1992. – С.122-143.

Просмотров работы: 70