РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ

Безрукова Т.Л. 1, Шевырева А.В. 1
1ФГБОУ ВО «ВГЛТУ им. Г.Ф. Морозова», г. Воронеж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В анализе финансового состояния организации особое значение имеет анализ рентабельности, который непосредственно связан с величиной прибыли, получаемой организацией в результате своей финансовой деятельности. Рентабельность отражает степень доходности и прибыльности, измеряемой относительными показателями, характеризующими эффективность деятельности организации в целом [2].

Анализ научной литературы показал существование множества дефиниций рентабельности, но все они схожи в том, что рентабельность это показатель прибыльности или доходности организации.

Такого же мнения придерживается Е. С. Стоянова, которая в книге «Финансовый менеджмент» приводит следующее определение рентабельности: рентабельность представляет собой показатель экономической эффективности производства в организациях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов [2]. Таким образом, по мнению автора, рентабельность отражает получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов.

Н. П. Любушиным определяет рентабельность как «относительный показатель, определяющий размер прибыли, приходящейся на один рубль используемых ресурсов» [2].

А. Д. Шеремет видит рентабельность, как основной показатель, который характеризует эффективность хозяйственной деятельности. Показатели рентабельности можно рассчитать в виде относительных показателей финансовых результатов, которые получены за отчетный период предприятием. На основе определения А. Д. Шеремета экономическая сущность коэффициентов рентабельности заключается в определении уровня прибыльности деятельности предприятия [2].

По мнению Г. В. Савицкой, «рентабельность является относительным показателем, который определяет доходность бизнеса». Автор считает, что на основе показателей рентабельности можно охарактеризовать эффективность деятельности предприятия, уровень доходности производственной, инвестиционной, коммерческой и других видов деятельности, а также в более полном объеме получить информацию об окончательных результатах хозяйствования, так как их величина демонстрирует соотношение эффекта от наличных или потребленных ресурсов. Таким образом, финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются величиной прибыли и уровнем рентабельности.

Автор М. Н. Крейнина дает определение рентабельности следующим образом: «Под рентабельностью следует понимать отношение прибыли к собственному, общему или оборотному капиталу, что является важнейшим масштабом оценки величины (силы) доходов предприятия» [2].

Таким образом, приведенные определения четко различают показатели прибыли и прибыльности, т. е. при одинаковом размере прибыли, организации могут иметь различный уровень прибыльности (рентабельности).

По уровню рентабельности проводят оценку долгосрочного благополучия организации, то есть способности к получению достаточной прибыли от вложенных инвестиционных ресурсов. По отношению к долгосрочным кредиторам инвесторам, которые осуществляют вложение денежных средств в собственный капитал организации, показатели рентабельности являются надежными индикаторами, чем показатели ликвидности и финансовой устойчивости, которые определяются на основе соотношения статей баланса [2].

Высокий уровень рентабельности – главная цель конкурентного превосходства, к которому стремится, без исключения, каждый предприниматель, руководитель организации. Чтобы ее вычислить, требуется соотнести валовый доход с расходами или прибыль с использованными ресурсами [6].

Самыми популярными показателями рентабельности, рассчитываемыми на практике, являются следующие:

1. Рентабельность основной деятельности рассчитывается как соотношение прибыли от реализации или чистой прибыли к сумме понесенных затрат по произведенной или реализованной продукции [4].

2. Рентабельность продаж один из наиболее объективных показателей, позволяющих оценить единство тактических и стратегических целей деятельности компании, который рассчитывается как соотношение прибыли от реализации к выручке [4].

3. Рентабельность капитала позволяет охарактеризовать деятельность предприятия с позиции его акционеров (собственников), дать оценку эффективности использования собственного капитала. Экономический смысл этого показателя заключается в оценки суммы прибыли, приходящейся на единицу собственного капитала предприятия [4].

Основой увеличения рентабельности может являться внедрение инноваций, позволяющих производить новый вид товаров с наилучшим качеством, осваивать новые рынки сбыта продукции, вводить организационно-управленческие нововведения и т. д. [5]

Как следствие внедрения инноваций и повышения качества рост показателей рентабельности может быть достигнут за счет:

- увеличения цены на реализуемые товары;

- падения себестоимости;

- повышения доли наиболее конкурентоспособных и рентабельных товаров [6].

С помощью расчета рентабельности руководство организаций может пересмотреть структуру товарных групп, разработать мероприятия по повышению прибыльности от продаж с учетом рыночных изменений, при этом осуществляя правильную ассортиментную политику, выявить резервы и проконтролировать производственные расходы по элементам затрат [1].

Главным препятствием в получении высокой прибыльности являются конкуренты. В ситуации конкурентной борьбы необходимо нейтрализовать их, либо «затмить» заказчиков своими ценами, качеством обслуживания и дополнительным поощрением постоянных заказчиков.

Расчет показателей рентабельности проводится, в частности, на основании отчетности, формируемой бухгалтерией. Поэтому качество и достоверность полученных результатов анализа напрямую зависят от качества и достоверности составленной отчетности. Учет в организации необходимо построить таким образом, чтобы иметь возможность анализировать результаты не только в целом по организации, но и по различным сегментам, видам деятельности или видам продукции.

Важным аспектов при расчете показателей рентабельности являются критерии ее оценки с учетом величины предприятия. Важно также брать для сравнения показатели рентабельности за последние три-пять отчетных периодов и вести сравнение по нескольким показателям одновременно. Именно это позволит эффективности, а главное более точно определить финансовый результат деятельности предприятия, дать оценку его в динамике и разработать пути для увеличения положения организации.

Список литературы

  1. Безрукова, Т.Л. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной предприятий [Текст]: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 060800 Экономика и управление на предприятиях лесного хозяйства. – Воронежская государственная лесотехническая академия, Москва, 2010. – 356 с.

  2. Быкова, Н. Н. Понятие рентабельности предприятия [Электронный ресурс] / Н.Н. Быкова // Молодой ученый. - 2016. - №29. - С. 372-374. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/133/37276/.

  3. Гелета, И.В. Пути повышения рентабельности предприятия // Современные научные исследования и инновации [Электронный ресурс] / И.В. Гелета, А.В. Щербак. - 2016. - № 4 – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66761.

  4. Гогохия, В.Р. Экономические показатели рентабельности и их характеристики [Текст] / В.Р. Гогохия, М.Б. Гадаборшев // Экономическая наука сегодня: теория и практика : материалы III Междунар. науч.–практ. конф. / Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 263-267. – Режим доступа: https://interactive-plus.ru/ru/article/14519/discussion_platform.

  5. Рябцева, К. А. Необходимость и проблемы повышения уровня рентабельности российских предприятий [Текст] / К.А. Рябцева // Молодой ученый. - 2015. - №24. - С. 580-582.

  6. Сигаева, В.В. Высокая рентабельность – главный показатель успешного бизнеса [Электронный ресурс] / В.В. Сигаева // Современные научные исследования и инновации. – 2017. - № 11. – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2017/11/84773.

Просмотров работы: 419