ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИСПОЛНИТЕЛЯ И СЛУШАТЕЛЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИСПОЛНИТЕЛЯ И СЛУШАТЕЛЯ

Овсянников Г.С. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В жизни каждого музыканта-исполнителя очень важен опыт, полученный во время выступлений на сцене. Во время обучения в музыкальной школе, училище искусств (колледже) и высшем музыкальном вузе (Консерватория, Академия или Институт Музыки) учащийся, выступая на сцене, сдает экзамены, играет на концертах класса, на конкурсах, а так же на фестивалях. За это время исполнитель должен научиться находить контакт со слушателем, доносить до публики свои ощущения, чувства и смысл произведений. Очень важно отметить, что публика концертов, конкурсов и фестивалей разная. И если каждый, кто присутствует на концерте класса, сможет понять что исполнитель передает своей игрой или пением, то на фестивале, допустим современной музыки, обязательно будут люди, относящиеся к непросвещенной публике. Конечно, всегда стоит учитывать тот факт, что всем «не угодишь» и не всегда даже самая великолепная игра, которая понравится профессионалам, понравится и далеким от искусства людям, но если музыка будет гармоничной (с красивыми интонациями, переливами мелодий, без резких диссонирующих звуков) и исполнитель будет увлеченно и завораживающе ее играть, то и непросвещенной публике это будет достаточно интересно.

Так же стоит сказать о том, что для исполнителя очень важно то, к какому выступлению он готовится, и для какой публики будет выступать. Если это концерт класса, то психологически будет проще отбросить все лишние мысли и настроится на выступление, так как публика знакома, так сказать, «все свои». Если же это фестиваль, то обычно концерт проходит в достаточно большом зале, где собирается много людей и сама атмосфера большого зала и большой сцены влияет на сознание исполнителя, заставляет сильнее переживать о том, чтобы каждый слушатель был заинтересован его исполнением. Но самое сложное испытание, по моему мнению, это конкурсное выступление, так как исполнителю приходится не только заинтересовывать своей игрой, но и на 100 % знать текст, что еще больше придает волнения. Мысли о том, что тебя оценивают судьи, а не только прослушивают приятную музыку, а также соревновательный момент очень часто мешает сконцентрироваться и исполнитель может в некоторых местах произведения отдать предпочтение правильному тексту и сыграть не интересно (не выразительно, «плоско») нежели сыграть, так чтобы заинтересовать всю аудиторию.

Немаловажное значение играет направление музыки, которой посвящен концерт. Допустим, такие жанры как джазовая или народная музыка воспринимаются легко всеми слушателями и достаточно будет их хорошего исполнения, чтобы угодить публике. Ну а, например, классическая и современная музыка понятна не всем и чтобы исполнять ее так, чтобы заинтересовать слушателя, нужно иметь талант и не только исполнительский, но и сценический (актерский), ведь играя для большой слушательской аудитории, играющий должен не просто сидеть, но и изображать все то, что играет в буквальном смысле. Кому-то это может показаться смешным, но это так и есть. Если это будет искренне, то зритель обязательно это почувствует и будет слушать затаив дыхание. Ко всему этому, играть необходимо чисто и очень технично, чтобы зрителя интересовало не только выражение эмоций, но и чистота звучания, ведь звук фальши сразу же отвлекает от приятного прослушивания.

Таким образом, подводя итог, можно с уверенностью сказать, что исполнитель в независимости от того, для какой публики он играет, должен с ответственностью подходить к подготовке, выкладываться на все 100 % во время выступлений и всегда на сцене оставаться профессионалом, чтобы слушатель был заинтересован и получал удовольствие во время выступления артиста.

Список литературы:

1. Бурлаков М. С. Методика подготовки музыканта-инструменталиста к концертному выступлению. – М. : Городец, 2017. – 132 с.

2. Исполнительское искусство и музыковедение : параллели и взаимодействия // сб. ст. по материалам Междунар. научной конференции, 6–9 апреля 2009 г.и (Москва) / М-во образования и науки РФ, Гос. клас. акад. им. Маймонида, Фак. мировой музык. культуры ; под. общ. и науч. ред. акад. В. Р. Ириной. – М. : Человек, 2010. – 743 с.

3. Руднева Т. И. Сценическое амплуа музыканта-исполнителя / Т. И. Руднева, А. Н. Чванова ; Федер. агентство по образованию, Самар. гос. ун-т. – Самара : Самарский университет, 2007. – 182 с.

Просмотров работы: 532