СТОРИТЕЛЛИНГ И ДЖАЗ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СТОРИТЕЛЛИНГ И ДЖАЗ

Лыков Д.И. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Методика преподавания джазовой музыки в России и в мире всегда была проблемой. Главным образом она состоит в правильности подачи, трактовки и изложения учебного материала в этом направлении. Отчасти это связано с тем, что долгое время не было единого подхода к изучению этого музыкального направления, единой школы, которая бы помогала начинающим джазовым музыкантам разобраться во всех тонкостях и сложностях этого стиля. К примеру: в Америке на родине джаза, джазовое образование шло на уровне частных музыкальных школ и колледжей, где методика преподавания была выработана конкретно под эту школу. В России же такой системы не было в принципе, да и само джазовое образование отсутствовало на всех уровнях. Главным образом это сказалось из-за запрета на джаз и преподавание этого музыкального стиля.

В наши дни с наступлением эры демократии, гласности и информационных технологий ситуация немного поменялась, но единый подход и метод так и не был выработан. Особенно на уровне детских музыкальных школ, так сказать первой ступени в большой музыкальный мир. Зачастую в музыкальных школах дети не получают квалифицированной джазовой подготовки, а знакомятся с этим музыкальным явлением уже в музыкальном колледже или консерватории. И как я уже сказал ранее это проблема не только России, но и всего мира и чтобы понять, почему так получилось надо вспомнить историю возникновения джаза.

В отличие от европейской академической музыки, которая развивалась веками, джаз возник и развился в течение одного столетия на территории США под влиянием африканской культуры, носителями которой были чернокожие рабы, привезенные для работы на плантациях и в угольных шахтах. Именно в этой среде формировались джазовые источники: рабочие песни, религиозные песнопения, блюз, обильно приправленные западноафриканскими ритмами. В них был полностью отражен повседневный быт простого чернокожего человека на американской земле. Эта музыка протеста, сопротивления, борьбы негритянского населения США за свои права и свободы. Музыка, которая могла скрасить жестокие и безрадостные дни, проведенные на тяжелой работе. Музыка, которая помогала радоваться малому и не падать духом, а самое главное почувствовать дыхание Родины, соприкоснуться с ней.

Эти простые рабочие не были профессиональными музыкантами, и даже долгое время не были знакомы с образцами европейской музыкальной культуры. Эта музыка преимущественно передавалась устным путем, среди рабочих плантаций, а после отмены рабства и Гражданской войны в США 1861–1865 гг. и среди жителей бедных негритянских районов в городах. Только лишь после интереса к музыке афро-американцев со стороны белого населения штатов, белых джазовых ансамблей и развития эры джазовых оркестров (20–30-е гг. XX в) появилась первая нотная запись и гармонизация песен. Ведь не зря говорят, что джаз – "это слияние западноафриканских ритмов и западноевропейской гармонии на американской земле".

Несмотря на все это большая часть чернокожих джазовых музыкантов оставалась музыкально безграмотными. Это были самоучки-виртуозы, которые своим появлением начинали новую главу в истории развития джазового искусства. Играя где придется, они формировали собственный язык, собственное ощущение времени (свинга) и восприятие музыки. Каждый был своего рода новатором на определенном инструменте и хотел преподнести что-то свое. Но чтобы они не создавали, оставалось навсегда вписанным в историю джаза. Развитие основных стилей и направлений в джазе, положенных в ХХ в., продолжается и по наши дни.

Несмотря на все это как такового материала по изучению джазовой музыки долго не было. Это было связанно и с тем, что некоторые джазовые музыканты не хотели делиться своими музыкальными секретами, чтобы оставаться единственными и неповторимыми в своем деле.

Нехватку учебных материалов, как уже было сказано ранее, испытывают детские музыкальные школы. Да и если исходить из вышеуказанной истории, то как на основе всего этого объяснить ребенку как надо играть джаз и что это вообще такое?

Здесь, конечно же, стоит применить приемы «сторителлинга» и рассказать увлекательную историю на примере разбора какой-либо джазовой композиции. Спросить у ребенка, с чем ассоциируется у него данная джазовая песня. А если и рассказать историю джаза, то больше акцентировать внимание на самих джазовых школах и центрах возникновения джаза, при этом, особо, не вдаваясь в глубокие тонкости. Ведь самое главное в любой исполнительской практике раскрыть образ и характер исполняемого произведения.

Хотя джазовая история и была не совсем, может быть, радостной, но эта музыка пропитана свободой и индивидуальностью. В ней всегда есть место новым открытиям.

Список литературы:

1. Кинус Ю. Г. Джаз: истоки и развитие. – Ростов н/Д. : Феникс, 2011. – 492 с.

3

Просмотров работы: 46