РАСШИРЕНИЕ И ОБОГАЩЕНИЕ РЕПЕРТУАРА ВОКАЛИСТА ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ КОМПОЗИТОРОВ XXI В. - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАСШИРЕНИЕ И ОБОГАЩЕНИЕ РЕПЕРТУАРА ВОКАЛИСТА ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ КОМПОЗИТОРОВ XXI В.

Гурский Р.И. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Перед композиторами XXI в. стоит тяжелейшая задача. С одной стороны это создать нечто новое, доселе невиданное и запоминающееся, а с другой композитор должен считаться со спецификой пения и верно использовать человеческий голос, этот выразительный музыкальный инструмент. Так же хочется прибавить, что многие современные композиторы не учитывают характер голоса, для которого написана та или иная партия, они не знают особенностей использования регистров голоса, неправильно используют тесситурные возможности голосов, диапазон, не знают технических возможностей того или иного типа голоса.

Современная вокальная музыка предъявляет к певцу весьма сложные требования, которые без ущерба для голоса преодолевают только редкие и хорошо вышколенные певцы. Между тем это тот репертуар, которым обязан овладеть современный вокалист. Эта музыка входит в репертуар, исполняется на многих концертных площадках и сценах оперных театров. Естественно, что это ставит перед современными певцами задачу преодоления трудностей этих партий, вне зависимости от того, насколько удобно эти партии написаны и нравятся ли они исполнителю или нет. Пути преодоления этих трудностей идут через выработку высокой техники, более высокой и особой по сравнению с техникой прошлого, а также через развитие более чуткого музыкального слуха и музыкальности певцов до уровня понимания современного музыкального языка.

При этом техника формально правильного образования звука и умение им владеть в различных видах строения мелодической линии – будь то кантилена, бравурная ария или скороговорка (то, на чем строится классическая итальянская музыка) – требование для исполнения современных опер. Современная техника – это техника игры тембрами, техника умения сохранить в пении интонации естественной речи, техника передачи в звучании психологических переживаний героев.

К сожалению, многие певцы ложно понимают современную вокальную технику и пытаются ею овладеть, не заложив основ правильного голосообразования и голосоведения. Важно включать музыку современных авторов в программу современного певца, исполнять произведения в классе сольного пения, на уроках камерного класса, но делать это под присмотром преподавателей, чтобы выработать нужные навыки.

Композиторы работают в различных жанрах вокальной музыки. Это может быть песня, романс, кантата, оратория, реквием, вокальные номера-саундтреки к фильмам и даже опера. Вот некоторые представители западной композиторской школы: венгерский и австрийский композитор-авангардист Дьёрдь Лигети («Великий мертвец», «Реквием» для сопрано и меццо-сопрано соло для смешанного хора и оркестра, и другие вокальные произведения); французский композитор, лидер французского авангарда Пьер Булез («Свадебный лик» для сопрано, контральто, женского хора и оркестра, «Солнце вод» для сопрано соло, смешанного хора и оркестра, «Складка за складкой» для сопрано и оркестра в 5 частях, «Каммингс» для 16-ти солистов и 24-х инструментов, «Отклонение» для 11-ти исполнителей); чешский композитор Сватоплук Гавелка (кантата «Хвала свету», симфоническая поэма «Гептамерон» для солистов, чтеца и оркестра), американский композитор Филип Глас (автор оперы « Эйнштейн на пляже»); канадский композитор Говард Лесли Шор, написавший музыку к известной кинотрилогии «Властелин колец», в частности все хоры и сольные вокальные номера, которые исполнила американка Рене Флеминг (сопрано); американский композитор Марк Адамо, автор двух опер «Маленькие женщины» и «Лисистрата»; американский композитор Джон Адам с операми «Никсон в Китае» (о создатели атомной бомбы), «Цветущее дерево», рождественской ораторией «Младенец Христос». Из Российских и советских композиторов хочется отметить: Эдуарда Артемьева, автора двух опер «Тепло Земли» и «Преступление и наказание», также написавшего ораторию «Я убит подо Ржевом» на стихи А. Твардовского для баритона, смешанного хора и симфонического оркестра, кантату «Вольные песни» для хора и симфонического оркестра на народные тексты, вокально-инструментальный цикл «Тепло Земли» для меццо-сопрано, рок-группы и синтезатора; Гию Канчелли с его оперой «Музыка для живых»; Родиона Щедрина, написавшего множество вокальных сочинений, особенно последние его оперы – «Очарованный странник» и «Боярыня Морозова»; мордовского композитора Сергея Терханова, писавшего вокальную и хоровую музыку; ростовского композитора Виталия Ходоша, работавшего в различных вокальных жанрах, от вокального цикла до оперы; Владимира Красноскулова, который пишет песни, романсы и вокальные циклы.

Современная музыка очень важна, особенно вокальная, ведь она несет в себе идеи, дух и мысли нашего времени.

Список литературы:

1. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. – М. : Музыка, 1968. – 675 с.

Просмотров работы: 92