минимизация получаемых рисков, за счет присутствия большего количества времени для планирования
возможность развития нового репертуара в творчестве
возможность абсолютно сменить стиль и стратегию (причем несколько раз), учитывая актуальные тренды в обществе и потребности целевой аудитории
наличие уникальных возможностей, таких как обращение к ностальгическим настроениям, юбилеям и прочим информационным поводам.
В наиболее общих чертах, разберем четыре категории музыкальных проектов, который сформулированы нами самостоятельно:
Продюсерские – это музыкальные проекты, которые образовались путем идей и усилий менеджера в зависимости от конкретных целей, вызванных такими случаями, как: тренды в обществе образовали потребность в новом проекте с новым звучанием; к музыкальному менеджеру пришла идея создания какого-либо музыкального проекта, для которого он собрал подходящих музыкантов и прочее. Данная категория преследует зачастую коммерческие цели, которые обеспечивают экономические блага как для продюсера, так и для задействованных музыкантов. Примером таких проектов в музыкальном бизнесу служат коллективы:
«Серебро» – российская женская поп-группа, созданная продюсером Максимом Фадеевым в 2006 году.
«SpiceGirls» – британская женская поп-группа, образованная в 1995 году семьей продюсеров Бобом Гербертом, Крисом Гербертом и Линдси Кэсбон в Лондоне.
Органические (естественные) – это музыкальные проекты, которые зародились самостоятельно по стечении различных обстоятельств, но впоследствии обрели менеджмент с целью популяризации своего творчества, а также с целью получения экономических и социальных благ. Таких проектов большинство из всех существующих. Вот некоторые из них:
«TwentyOnePilots» - американский дуэт, основателями которого являются Тайлер Джозеф и Джош Дан. До обретения продюсирования и популярности дуэт успел стать отдельной творческой единицей без вмешательства продюсеров и самостоятельно выпустить два альбома «TwentyOnePilots» в 2009 и «RegionalattheBest» в 2011. И только в2012 году они подписали контракт с лейблом FueledbyRamen, и в 2013 выпустили студийный альбом «Vessel».После чего их популярность значительно повысилась.
«TheJimiHendrixExperience»– британско- американская рок-группа, созданная продюсером ушедшим из группы «The Animals» Чесом Чандлером, ключевым участником которой является всем известный Джими Хендрикс. Это уникальный случай показывает, что великолепного таланта для популярности не всегда достаточно, и стоит лишь профессиональному менеджменту приложить усилия, как все начинает развиваться, еще и в правильном русле.
Сайд-проект – музыкальный проект, сложившийся в результате объединения музыкантов из уже известных музыкальных проектов. Обычно существование таких проектов обуславливает наличие разносторонних музыкальных интересов их автора или авторов, которые они не могут реализовать в рамках своего главного проекта. Примером могут служить такие проекты, как :
«Wu-Tang Clan» - в совместном творчестве выпустили всего несколько альбомов, зарекомендовав себя как огромное влиятельное хип-хоп движение, после чего успешно разделились на отдельные сайд-проекты каждого из участников: The RZA (RobertDiggs), TheGenius/GZA (GaryGrice), MethodMan, Raekwon (KoreyWoods), MastaKilla (ElginTurner), InspectahDeck (JasonHunter), GhostfaceKillah (DennisColes), U-God (LamontHawkins), Ol' DirtyBastard/ODB (RussellJones), Cappadonna.
«FortMinor» - сольный проект Майка Шиноды, MC вокалиста группы «LinkinPark». В данный проект, как утверждает солист, вошли все песни его собственного сочинения, которые не соответствуют стилю главного проекта –«LinkinPark».
Сайд-проекты порой возникают, когда карьера знаменитости в одной творческой сфере исчерпала себя или подходит к концу. Например, музыкальные пробы актера Брюса Уиллиса, который выпустил целых два альбома (TheReturnOfBruno; IfItDon’tKillYou , ItJustMakesYouStrong), и по сей день выступает как кантри-исполнитель.
По нашему мнению, построение музыкального проекта бывает:
Системным и несистемным, то есть, оно может иметь строение по определенной схеме (системный подход): изучение трендов, определение потребностей, проведение SWOT и PEST-анализов будущего музыкального проекта, планирование и выбор стратегии развития этого проекта и, собственно, его создание, организации и контроль бесперебойной деятельности. Что касается несистемного подхода, здесь строение проекта может абсолютно разнообразным, чаще всего данный подход подвержен пути естественного образования музыкального проекта.
Ориентированным и не ориентированным на определенные сроки или задачи. Данные подходы отражают такие виды проектов, как краткосрочные и долгосрочные, так и делятся по масштабу намеченных целей и задач при планировании.
Важно понимать, что любые музыкальные проекты, являясь проектами творческими, иногда могут создаваться на протяжении длительного времени. Имеется в виду, что начальная (подготовительная) фаза растягивается во времени, опираясь на разнообразные причины, так как построение взаимоотношений в большинстве своем является непредсказуемой сферой и на нее влияет множество аспектов социальных, экономических, политических и прочих. Следовательно, можно утверждать, что развитие каждого музыкального проекта уникально, это доказывается наличием у почти каждого проекта историей его появления.
Развитие в менеджменте – это долгосрочная работа по повышению способности организации или проекта обновляться внутри самой или самого себя, решать возникающие проблемы и оперативно реагировать на внешние и внутренние перемены2. Обычно о развитии говорят, в зависимости от его направленности, которое представляет собой3:
Прогресс – процесс совершенствования, усложнения, повышения уровня самоорганизации
Регресс – процесс упадка, деградации и распада.
Направленность развития имеет свою определенность по отношению к тому или иному критерию. Если эта направленность положительная, то говорят о прогрессе, если отрицательная – о регрессе или деградации.
Любое развитие может быть положительным (прогрессивным) относительно одних целей и критериев и отрицательным (регрессивным) относительно других целей и критериев. Ярким примером такой относительности развития может служить развитие возможности популяризации музыкального проекта собственными силами с помощью всемирной сети Интернет, что значительно сокращает расходы при выходе на музыкальный рынок. С точки зрения доступности и бесплатности информации для слушателей – это прогресс.
В то же время с точки зрения производителей музыкальных носителей, а также музыкальных пиар-агентств может наблюдаться регресс, определяемый тем, что при увеличении объемов путей самопродюсирования, сокращается число клиентов для агентств, которые специализируются на продюсировании и производстве музыкального контента. В связи с этим, музыкальные лейблы предлагают музыкальным проектам либо альтернативу, либо совершенно новые инструменты продвижения и производства, которые не предоставляется возможности использовать при самостоятельном продюсировании и производстве контента, это в свою очередь является прогрессом.
Любой музыкальный проект, как и любая организация имеет этапы своего развития, они подразделяются на две группы:
– Статическая группа.
– Динамическая группа.
В статической группе выделяются такие этапы, как «порог нечувствительности» и «ликвидация».
Динамическая группа подразделяется на:
внедрение
рост
зрелость
насыщение
спад
По нашему мнению, главная цель развития любого музыкального проекта всегда «оставаться на плаву», то есть сохранять динамику своего развития и следить за эффективной деятельностью различных подразделений в проекте. То есть, из приведенных выше стадий, данное утверждение отражает следующие стадии: внедрение, рост, зрелость.
Любой музыкальный проект имеет задачу остаться в рамках этих трех стадий и, насколько это возможно, дольше не достигать стадию насыщения и спада. Достичь этого можно с помощью применения матрицы BCG, созданной основателем Бостонской консалтинговой группы Брюсом Д. Хендерсеном для анализа актуальности продуктов компании или организации4 а также с помощью основных принципов в менеджменте:
принципов приоритета
принципов соответствия
Принципы приоритета включают в себя:
- приоритет целей над задачами и функциями,
- приоритет функции над структурой,
- приоритет субъекта над объектом,
- приоритет объекта над субъектом в определенных ситуациях.
Принципы соответствия в свою очередь подразделяются на соответствие между:
- целями и выделенными ресурсами,
- распорядительством и подчинением (принцип иерархичности),
- эффективностью и экономичностью,
- оперативностью процессов производства, управления, организации и контроля (то есть большинство процессов должны осуществляться максимально быстро, кроме процессов производства музыки, если того не требуют сроки публикации),
- оптимальным сочетанием централизации и децентрализации производства.
Несмотря на применения различных методов и принципов сохранения динамики развития каждый музыкальный проект имеет конечную точку своего существования. Данный этап называется ликвидацией. Ее базовыми причинами, которые мы выделили самостоятельно, по отношению к музыкальному проекту выступают:
смерть артиста или одного из артистов – Майкл Джексон, группа «Nirvana» (смерть фронтмена группы Курта Кобейна), «LedZeppelin»(после смерти барабанщика Джона Бонэма участники группы решили распустить «LedZeppelin», объявив : «Потеряв общего друга, мы, в полном согласии и взаимопонимании, пришли к выводу, что не можем продолжать существование как группа»)5.
конец или расторжение контракта–«O-Zone» (Молдавская музыкальная поп-группа, существовавшая в 1999–2005 годах. После успешной записи и публикации двух студийных альбомов, она прекращает свое существование 14 января в 2005 году, так как был расторгнут контракт между солистами группы Даном Бэланом, Раду Сырбу и Арсением Тодерашем).
возраст артиста – «JeffersonAirplane» ( вокалистка группы – Грейс Слик заявила, что «все рок-н-роллеры старше 50-ти выглядят глупо и должны уйти на пенсию»)
переход в другую ценностную категорию – так, Джастин Тимберлейк покинул проект «N`Sync», так как решил, что после определенного возраста у него меняются ценности, и вместо поп-музыки он будет исполнять более подходящий его возрасту soul/blues. Это поставило крест и на существовании группы.
циклы и тренды моды – группа «Руки Вверх» (работала в 1990-х гг. в узкой стилистике, актуальной тогда танцевальной поп-музыки, и не соответствовала изменившейся моде. Поэтому проект был приостановлен почти на 10 лет, пока мода не вернулась за счет ностальгии).
экономические причины– группа«Demion» (мужская к-поп группа, состоящая из 5 человек. После успешного дебюта 27 сентября 2013 с треком «AskHerOut», после чего группа стала неактивной, как заявляет главный вокалист группы, по причине финансовых проблем у продюсерской компании)6.
отсутствие возможности развития – «The Beatles» (так как исчерпался источник запаса стилевого разнообразия).
конфликт между участниками проекта–группа «Oasis» (группа выпускала новый альбом каждые два года, они играли масштабные концерты по всей Европе, а ее участники, братья Ноэль и Лиэм Гэллахеры, казались фанатам воплощением Леннона и Маккартни. Однако в 2009-м году все то, что набралось во взаимоотношениях за два десятилетия совместной работы, вылилось в скандал за сценой фестиваля в Париже. Братья подрались, Лиэм разбил одну из гитар Ноэля, а концерт был отменен. «С некоторой долей печали и огромным чувством облегчения я сообщаю, что ухожу из группы, - рассказал Ноэль. - Люди могут писать и говорить все что угодно, но я просто больше не могу работать с Лиэмом». С тех пор братья Галлахеры не поддерживают связь друг с другом, а группа «Oasis» прекратила свое существование. И даже очень серьезные финансовые предложения не в силах перекрыть этот конфликт7.
Раскол на сайд-проекты – группа «The Noah And The Whale» (после успешного существования с 2006 по 2015 год, группа взяла паузу длительностью в один год, которая с особой плавностью перешла в распад группы, так как каждый из участников решил двигаться сольно и в других проектах. Мэтт Оуэнс объявил о выходе сольного альбома, Том Хобден начал гастроли с группой «Mumford&Sons», Чарли Финк также подался в сольную карьеру, первым плодом которой стал сингл «MyHeartbeatLostItsRhythm», Френк Эббот выпустил свой сольный альбом «SeriousPoke» в июле 2015 года).
Список литературы:
Анопченко Т., Волошин Г., Григан А., Матвеева Л., Миргородская Е., Солдатова И., Тарасова Н., Чернышев М., Менеджмент: Экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен». – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 384 с.
Голубчиков А. Шаги по стеклу. – Электронный ресурс: http://golubchikav.livejournal.com/1763376.html
Крылова А. Проектная деятельность в сфере искусства как тенденция // Менеджмент и звукорежиссура музыкальных проектов: актуальные проблемы науки и практики. Сборник научных статей. Ростовская гос. Консерватория (академия) им. С. В. Рахманинова. – Ростов-на-Дону, 2012. – С.7–15.
Функционирование и развитие // Менеджмент – Электронный ресурс: http://studme.org/107408136528/menedzhment/funktsionirovanie_razvitie
Хендерсен Брюс Д. Продуктовый портфель // Бостонская консалтинговая группа BCG Review : Дайджест. — М: Бостонская консалтинговая группа, 2008.
Электронный журнал «K-News». – Электронный ресурс: http://doramakun.ru/News/1412519707.html
1Крылова А.В. Проектная деятельность в сфере искусства как тенденция // В сб.: Менеджмент и звукорежиссура музыкальных проектов: актуальные проблемы науки и практики. Сборник научных статей. Ростовская гос. Консерватория (академия) им. С.В. Рахманинова. Ростов-на-Дону, 2012. С.7-15.
2Т.Ю. Анопченко, ГА. Волошин, А.М. Григан, Л.Г. Матвеева, Е.О. Миргородская, И.Ю. Солдатова, Н.Е. Тарасова, М.А. Чернышев, Менеджмент: Экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен». Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 384 с.
3 Электронный ресурс/URL: http://studme.org/107408136528/menedzhment/funktsionirovanie_razvitie
4Брюс Д. Хендерсен Продуктовый портфель // Бостонская консалтинговая группа BCG Review : Дайджест. — М: Бостонская консалтинговая группа, 2008.
5 Приводится по А. Голубчикову/Электронный ресурс/URL: http://golubchikav.livejournal.com/1763376.html
6 Электронный ресурс: электроный журнал «K- News»/http://doramakun.ru/News/1412519707.html
7Приводится по А. Голубчикову – Электронный ресурс: http://golubchikav.livejournal.com/1763376.html