Национальная программа модернизации и развития автомобильных дорог Российской Федерации до 2025 года включает в себя следующие программные проекты и мероприятия по направлениям:
- Строительство и реконструкция федеральных автомобильных дорог;
- Строительство и реконструкция территориальных автомобильных дорог;
- Строительство и реконструкция муниципальных автомобильных дорог и улиц;
- Создание системы объектов платной дорожной инфраструктуры;
- Строительство и реконструкция внеклассных мостов;
- Ремонт и содержание федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений;
-Ремонт и содержание территориальных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них;
- Ремонт и содержание муниципальных автомобильных дорог;
- Повышение безопасности дорожного движения;
- Научно-техническое и инновационное обеспечение;
-Техническое регулирование дорожного хозяйства и нормативно-техническое обеспечение;
- Информационное обеспечение дорожного хозяйства;
- Снижение отрицательного воздействия на окружающую среду.
В настоящее время идет формирование опорной сети федеральных автомобильных дорог, связывающей все регионы России. Осевая нагрузка в 11,5 тонны обеспечивается на участках федеральных дорог общей протяженностью 2613 км (5,2 процента общей протяженности сети) при потребности в 22 тыс.км, нагрузка в 10 тонн - на 11,9 тыс.км (23,8 процента общей протяженности сети) при потребности в 26 тыс.км. Сохраняется низкий уровень развития дорожной сети в аграрных районах, а также в районах Крайнего Севера, Республике Саха (Якутия), Магаданской области, Чукотском автономном округе и др. Из-за отсутствия дорог с твердым покрытием более 10 процентов населения (15 млн. человек) в весенний и осенний периоды остаются отрезанными от транспортных коммуникаций. Не имеют связи с сетью автомобильных дорог по дорогам с твердым покрытием 46,6 тыс. населенных пунктов, или 31 процент общего числа населенных пунктов. Население каждого из 260 таких населенных пунктов составляет более 1000 человек. Не завершено формирование опорной сети дорог в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. С превышением нормативной загрузки эксплуатируется почти 27 процентов протяженности сети. Местная дорожная сеть развита недостаточно, поэтому значительная часть локальных перевозок производится по федеральным дорогам. Ускорение автомобилизации страны пока не привело к соответствующему росту объемов строительства, реконструкции и ремонта дорожной сети, а ремонт автомобильных дорог в последние годы даже несколько сократился. При увеличении за последние 10 лет протяженности автомобильных дорог общего пользования на 15 процентов автомобильный парк вырос более чем в 1,7 раза.
Актуальными задачами Транспортной стратегии при формировании единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры являются:
а) формирование единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения и хозяйствующих субъектов;
б) освоение инновационных технологий строительства, реконструкции и содержания транспортной инфраструктуры;
в) увеличение пропускной способности и скоростных параметров транспортной инфраструктуры.
В соответствии с этими задачами определены показатели и индикаторы состояния и развития транспортной системы: характеристика расселения и зонального (территориального) распределения мест приложения труда, показатели транспортной доступности характерных зон (территорий) города; показатели спроса на регулярные пассажирские и грузовые перевозки; показатели вариативности удовлетворения спроса, показатели негативного воздействия транспорта на состояние окружающей среды (вредные выбросы, шум, вибрация); оценка величины обобщенной цены поездки для характерных групп пользователей общественного транспорта, грузовых и пассажирских перевозок, показатели величины транспортных издержек в себестоимости производимой продукции и услуг, бюджетные ассигнования на содержание и развитие транспортной системы.
Региональные нормативы градостроительного проектирования разработаны в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими градостроительную деятельность в сфере транспорта. Нормативы содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека объектами инженерно-транспортной инфраструктуры. При градостроительном проектировании улично-дорожной сети городских и сельских населенных пунктов, а также прилегающих к ним межселенных территорий, следует:
- руководствоваться требованиями действующего законодательства, СНиП 2.07.01-89, региональными и местными нормативами градостроительного проектирования;
- предусматривать комплексный подход при формировании системы транспорта, улично-дорожной сети и планировочной структуры населенного пункта;
- учитывать границы и режимы использования особо охраняемых природных территорий и их охранных зон;
- обеспечивать удобные, быстрые и безопасные транспортные связи со всеми территориальными зонами населенного пункта, объектами внешнего транспорта, основными районами приложения труда, с объектами грузообразования, хранения и технического обслуживания автомобилей, с зонами отдыха, автомобильными дорогами общего пользования, а также с другими населенными пунктами муниципальных образований.
Строительство в соответствии с действующим законодательством ведется под контролем органов местного самоуправления и государственного строительного надзора. Правоотношения субъектов хозяйственной деятельности (заказчиков и подрядчиков) регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации. «Строительные работы на объекте должны быть выполнены в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ» (статья 743 ГК РФ). При градостроительном проектировании пропускную способность сети улиц, дорог и транспортных пересечений, число мест хранения автомобилей определяют исходя из показателя уровня автомобилизации на расчетный срок (на перспективу), автомобилей на 1000 жителей.
Можно перечислить задачи, которые в настоящее время решают органы местного самоуправления при выработке приоритетов при разработке проектов территориальной организации автомобильного транспорта:
1) мониторинг состояния инфраструктуры и инициирование модернизации, обновления автомобильных дорог;
2) повышение технологичности автомобильных дорог, исходя из предполагаемой динамики ее использования гражданами и организациями;
3) модернизация систем организации транспортного движения, диспетчеризация и контроль качества транспортного обслуживания населения
4) качество правового регулирования в системе управления различными инфраструктурными объектами в данной сфере.
Одними их основных приоритетных направлений территориальной организации автомобильного транспорта на ближайшую перспективу остаются обеспечение транспортной доступности территорий путём восстановления соответствующей инфраструктуры и содержание её в нормативном состоянии, обеспечение бесперебойного и безопасного движения автомобильного транспорта.
Литература:
Распоряжение Правительства РФ от 10.04.2014 N 570-р (ред. от 26.12.2015)