ОСВОЕНИЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ НА СЕВЕРНОМ ШЕЛЬФЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСВОЕНИЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ НА СЕВЕРНОМ ШЕЛЬФЕ

Малджанов Б.М. 1, Зиннатуллин Р.И. 1
1Тюменский Индустриальный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Приразломное нефтяное месторождение расположено на шельфе в юго-восточной части Печорского моря в 60км. от военного поселка Варандей. Особые гидрометеорологичсеские условия Арктики потребовали применения принципиально новых, уникальных технологий для освоения месторождения. Ледяной покров сохраняется в течение 7 месяцев, высота торсов льда достигает двух метров, а температура воздуха может опускаться ниже -55°С.

Приразломное месторождение геологи открыли в 1989 году. Смена политического режима и дефолт помешали разработке месторождения. Только в 1993-м дочернее предприятие «Газпрома» - «Росшельф» - начало заниматься активным освоением Приразломного. До 1994 года была произведена геологическая разведка трех скважин. Уже в 1996-м предприятие подготовило экономико-техническое обоснование.

В 1997-м утвердили план строительства стационарной платформы. Для реализации проекта создана морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная», которая обеспечивает выполнение всех технологических операций: бурение скважин, добычу, хранение, отгрузку нефти на танкеры, выработку тепловой и электрической энергии.

В 1998 году, когда проектирование платформы было в активной стадии, работы заморозили из-за экономического дефолта. Спустя 5 лет проект был скорректирован, и уже новая дочерняя компания «Газпрома» - «Севморнефтегаз» - возобновила строительство. Сроки установки платформы в течение долгого времени откладывались. Первый этап строительства завершили только в конце 2010-го. И только в конце 2013-го она начала полноценно функционировать.

Строили платформу в Северодвинске и Мурманске, а затем по морю доставили к месту дислокации. При ее проектировании был учтен опыт ведущих иностранных нефтяных компаний, которые уже несколько десятилетий ведут разработку месторождений в схожих природно-климатических условиях.

Длина и ширина платформы составляют 126 м, вес платформы (без балласта) — 117 тыс. т, автономность по запасам провизии и ГСМ — 14 суток, по технологическим запасам и химреагентам — 60 суток, по расходным материалам для буровых работ — 40 суток, жилой модуль рассчитан на круглогодичное проживание до 200 человек.(Для остальных сотрудников используют плавающие рядом Норвежские корабли снабжения) Платформа отвечает самым жестким требованиям безопасности. Она приспособлена к работе в суровых природно-климатических условиях, спроектирована и построена с расчетом на максимальные в регионе ледовые нагрузки. Платформа работает по принципу «нулевого сброса»: использованный буровой раствор, шлам и другие технологические отходы закачиваются в специальную поглощающую скважину. «Приразломная» сконструирована так, чтобы обеспечить максимальную безопасность нефтедобычи.

Глубина моря в окрестностях месторождения не превышает 20 метров, поэтому платформа установлена на морском дне и надежно удерживается за счет своего рекордного веса в 500 тыс.т. и защитной бермы из насыпи камня и щебня(около 700 тыс.тонн). Специально разработанное опорное основание МЛСП (кессон) способно беспрекословно противостоять любому арктическому климату, а так же прямому торпедному удару, благодаря двухслойным стенкам выполненным из четырех сантиметрового слоя плакированной стали. Для большей устойчивости к коррозии и износу они покрыты специальным лакокрасочным соединением по которому ходит постоянное напряжение.

Кессон является одновременно и хранилищем добытой нефти, трехметровое пространство между ним и стенками заполнено сверхпрочным бетоном. Система хранения нефти на платформе предусматривает «мокрый» способ размещения сырья в резервуарах. При этом поток сырья, поступающий в хранилище, вытесняет балластную воду, и наоборот, при откачке нефти на судно происходит замещение её балластной водой. Таким образом резервуар постоянно заполнен какой-либо жидкостью, что исключает возникновение свободной зоны для накопления взрывоопасного газа.

В общей сложности проектом предусмотрен ввод в эксплуатацию 36 скважин, в том числе 19 добывающих, 16 нагнетательных и одной поглощающей.

Для основы жилого модуля была использована бывшая в эксплуатации норвежская нефтяная платформа, но все остальное — это абсолютно уникальная конструкция, построенная так, чтобы обеспечить максимальную безопасность сотрудников и гостей платформы.

Буровая вышка на МЛСП «Приразломная» надежно защищена от внешнего воздействия всех климатических факторов, кожух выдерживает ураганные ветры с силой до 51 м/с. что позволяет вести бурение в любую погоду. Грузоподъемность буровой лебедки — 547 тонн. Специальное оборудование исключает вероятность срыва инструмента, обеспечивает чистоту и комфортабельность проведения работ.

Для отгрузки нефти платформу оснастили двумя комплексами устройств КУПОН, работающими на основе крановой системы, имеющими возможность двигаться в секторе 180° и позволяющими производить загрузку танкеров напрямую из нефтехранилища платформы. Рабочая дистанция между судном и платформой всего 82 метра, швартовка, шланговка и перекачка нефти занимает порядка 6 часов. КУПОНы находятся на противоположных концах платформы, что делает возможным беспрепятственный подход судна к платформе в любых погодных условиях. Специальное носовое приемное устройство позволяет максимально точно и быстро начать отгрузку углеводорода через одно из устройств в зависимости от направления течения, волнения моря, дрейфа льда, ветра и др. Если хотя бы один из 30 параметров не будет соответствовать норме, отгрузка автоматически прекратиться. Что бы исключить возможность непроизвольного столкновения танкера с платформой КУПОНы оснащены системой динамического позиционирования. В случае отклонения судна от сектора, обслуживаемого одним из устройств, начинается отшвартовка и переход к другому устройству отгрузки. В случае возникновения непредвиденной ситуации система способна в течение 7 секунд полностью остановить подачу сырья и отсоединиться от судна, исключив при этом разлив нефти в море.

Новый сорт нефти, добываемый на Приразломном месторождении, носит название ARCO – от первых букв английских слов Arctic и Oil. Впервые он был представлен на мировом рынке в апреле 2014 года.

Нефть ARCO, по сравнению с обычной российской экспортной нефтью, отличается повышенной плотностью и относительно высоким содержанием серы, а также низким содержанием парафиновых соединений. Содержание серы в нефти ARCO составляет 2,3 %, Для сравнения: нефть марки Brent содержит 0,4 % серы. ARCO может быть переработано на сложных НПЗ северо-западной Европы. Из нее производятся уникальные химические соединения, используемые в автодорожном строительстве, шинном производстве, а так же в космической и фармацевтической промышленностях по всему миру.

Обнаруженные залежи являются ответвлением обширного Тимано-Печорского нефтегазоносного бассейна, граница которого на юге доходит до Перми. Его осадочная порода состоит из палеозойских и мезозойских отложений.

Добыча на месторождении начата в декабре 2013 года. В сентябре 2014 года был добыт миллионный баррель нефти. Всего в 2014 году на Приразломном было добыто порядка 2,2 млн баррелей нефти (около 300 тыс. тонн нефти). В будущем максимальный уровень добычи может достигать 5 млн тонн нефти в год. Срок эксплуатации месторождения — не менее 25 лет.

МЛСП Приразломная перспективное решение которое принесет нашей стране очень большую выгоду в экономическом плане и что намного ценнее, энергетическую независимость. На основании принятой ОАО «Газпром» концепции работы компании на шельфе предполагается совместная разработка близлежащих Приразломного и Долгинского нефтяных месторождений. Этот шаг является составной частью стратегии по комплексному обустройству всего арктического сектора. Ее суть заключается в освоении ряда недалеко находящихся друг от друга месторождений. Такой подход даст возможность снизить расходы, а также ускорит темп развития и освоения морских месторождений.

Источники:

  1. http://greenologia.ru/eko-problemy/proizvodstvo-neft/novaya-neft-novye-usloviya.html

  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Приразломное_месторождение

  3. http://www.gazprom.ru/about/production/projects/deposits/pnm/

  4. http://www.nftn.ru/oilfields/offshore/timano_pechorskij_bassejn/prirazlomnoe/18-1-0-56

  5. https://neftrossii.ru/taxonomy/term/339/0

  6. https://wiki2.org/ru/Приразломное_месторождение

  7. http://fb.ru/article/224186/prirazlomnoe-mestorojdenie-nefti-v-pechorskom-more

  8. http://pro-arctic.ru/25/02/2014/press/7049

  9. http://www.turkaramamotoru.com/ru/-19771.html

Просмотров работы: 134