ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Залогова Н.В. 1
1Южно-Уральский государственный университет (научно-исследовательский университет) филиал в г. Миассе
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Рыночная экономика в Российской Федерации вызывает необходимость постоянного совершенствования и поиска новых правовых средств государственного регулирования предпринимательской деятельности. При этом воздействие на субъекты предпринимательской деятельности реализуется в форме обязательных требований, которые предъявляются к ним на разных стадиях осуществления определенных видов предпринимательской деятельности. В ряду таких требований установлено и требование, состоящее в необходимости получения предпринимателем лицензии. Причем регламентация этого требования, как на уровне законодательных актов, так и принимаемыми в соответствии с ними подзаконными нормативными актами, позволяет утверждать, что сложился правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности.

Актуальность темы данной курсовой работы усматривается в том, что значительное число видов предпринимательской деятельности подлежат лицензированию, а значит, вопрос лицензирования является важным. Среди таких видов деятельности можно выделить: банковскую деятельность, страховую деятельность, деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, оценочную деятельность, аудиторскую деятельность и др.

Цель данной курсовой работы – анализ правового института лицензирования отдельных видов деятельности. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

1) исследовать историю развития института лицензирования, его понятие, основные признаки и принципы, а так же лицензируемые виды деятельности 2017 года;

2) изучить процесс получения, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии;

4) проанализировать ответственность за осуществление деятельности без лицензии.

Объект исследования – система общественных отношений, складывающихся по поводу лицензирования.

Предмет исследования – совокупность нормативных правовых актов РФ, связанных с лицензированием.

Структура работы: введение, две теоретических главы, содержащие шесть параграфов, заключение, библиографический список.

ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ И ИСТОРИЯ

РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ

ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§ 1.1 Развитие института лицензирования

Правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности является относительно новым в российском законодательстве. Его формирование произошло в начале 90-х годов ХХ века. Оно было связано с переходом России к рыночной экономике и становлением российской государственности. Именно в этот период назрела необходимость особого вида государственного надзора за деятельностью предпринимателей, занимающихся различными видами деятельности.

В современных условиях развития предпринимательства в России актуальной является проблема надзора государства в лице различных органов за деятельностью хозяйствующих субъектов. Этот надзор преследует двоякую цель.

Во-первых, с помощью надзора происходит упорядочение создания и деятельности предпринимателей. Так, с помощью надзора, избегается создание «фирм − однодневок», не способных отвечать по своим обязательствам, тем самым государство охраняет права и свободы своих граждан.

Во-вторых, государство стремится извлечь доход для себя и защитить свои права, монополии на наиболее приоритетные виды деятельности. Именно лицензирование, являясь одним из видов надзора, представляет собой особый вид государственной деятельности, направленной на обеспечение прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства.1 Из данного определения становится ясно, что лицензирование как вид государственного надзора защищает как публичные, так и частные интересы.

Наибольшие темпы развития института лицензирования наблюдались в период 1995—1998 гг., когда получила распространение практика регулирования лицензионных отношений постановлениями федерального Правительства и, в значительно меньшем объеме, указами Президента России. Важную роль в развитии института лицензирования сыграло принятие в 1994 и 1996 году двух частей Гражданского Кодекса РФ.

С принятием Государственной Думой 21 октября 1994 г. части первой ГК РФ проблема адекватного соотношения лицензионного регулирования в федеральных законах и подзаконных актах стала одной из наиболее актуальных. Практически все виды коммерческой, а также отдельные виды некоммерческой деятельности в это время подлежали лицензированию. Однако легитимная предпринимательская деятельность сдерживалась ввиду явно недостаточного развития правового поля. Правовая регламентация института лицензирования осуществлялась в этот период федеральными законами, законами РФ, РСФСР, СССР, а также многочисленными подзаконными актами. Их применение при отсутствии базового федерального закона о лицензировании порождало многочисленные коллизии, содействовало противоправной деятельности лицензиатов и должностных лиц лицензирующих органов.

Принятый в 1998 году Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» стал тем нормативным правовым актом, который подвел своеобразный промежуточный итог в становлении лицензирования как правового института. Благодаря его принятию были созданы предпосылки законодательного обеспечения конституционных гарантий граждан в сфере экономической деятельности. Но этот закон, несмотря на всю его прогрессивность, просуществовал недолго, ибо, как представляется, содержал излишнее количество лицензируемых видов деятельности.2 В этой связи в 2001 году назрела необходимость в сокращении их количества. Это сокращение и произошло при принятии Федерального Закона от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Понятие «лицензирование», обозначающее разновидность разрешительной политики государства, относительно недавно введено в обиход отечественной административно-правовой науки и науки предпринимательского права. В деятельности исполнительно-распорядительных органов императорской (царской) России методы лицензирования применялись в период так называемой континентальной блокады (1811—1812 гг.). В этот период была ограничена внешнеторговая деятельность Англии из-за ее острого конфликта с Францией. Россия выдавала лицензии для торговли с Англией, именуемые «льготными письмами» (Freibriefe).

Однако участие Российской империи в континентальной блокаде, выразившееся во введении кратковременного лицензирования в сфере внешнеторговой деятельности России, существенно ущемляло интересы отечественных товаропроизводителей. И, как представляется, эта мера в большей степени носила политический характер, чем экономико-правовой.

Применение методов лицензирования в условиях советской правовой системы было весьма ограниченным. В сфере экспортно-импортной деятельности выдача лицензий Министерством внешней торговли Союза ССР и последующее заключение договоров государственными торговыми организациями представляли собой одну из форм реализации монополии внешней торговли. В качестве второй разновидности лицензирования, предусмотренной советской правовой системой, можно было рассматривать выдачу разрешения на использование изобретения или иного технического достижения, предоставляемого на основании лицензионного договора. В области права интеллектуальной собственности существовал и существует лицензионный договор, который не имеет ничего общего с лицензированием как формой государственного надзора.3

Развитие института лицензирования на рубеже 1991−1992 гг. обусловлено сменой экономических и правовых формаций; государство в этих условиях было заинтересовано в интенсификации частноправовой деятельности, однако ее осуществление вне государственной регламентации не представлялось возможным. Назрела необходимость введения методов действенного обеспечения защиты прав граждан и экономической безопасности России. Одним из таких методов и стало лицензирование.

Практика лицензирования получила особое развитие в 1994 г. в связи с принятием Правительством РФ базисного постановления4, регламентирующего осуществление органами исполнительной власти выдачу, приостановление и аннулирование лицензий: только за период 1994−1998 гг. (вплоть до принятия ФЗ от 25 сентября 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности») органы исполнительной власти осуществляли лицензирование свыше 900 видов коммерческой и даже (в редких случаях) некоммерческой деятельности.

Современный этап развития лицензирования характеризуется сокращением числа лицензируемых видов деятельности. Это связано, прежде всего, с тем, что избыток лицензируемых видов деятельности порождает «административные барьеры», избыток которых мешает развитию государства с рыночной экономикой.

К сожалению, правовые аспекты института лицензирования освещены в литературе в недостаточной мере и достаточно поверхностно. Тем не менее, лицензирование как относительно новое и достаточно сложное социально-правовое явление представляется достаточно интересным для изучения, особенно в настоящее время − в эпоху развития рыночной экономики.

§ 1.2 Понятие лицензирования, его критерии и принципы

Юридический термин "лицензирование" является производным от слова "лицензия" (лат. licentia − право, разрешение). Легальное определение лицензирования дается в ст. 3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 года № 99-ФЗ5 (далее ФЗ «О лицензировании…»): «лицензирование − деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования».

Из этого определения можно выделить следующие элементы: лицензирование − это мероприятия государства связанные непосредственно с его функциями − защитой интересов и прав граждан; объекты лицензирования − лицензируемые виды деятельности. То сеть лицензируемый вид деятельности − вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с законодательством.

Следует оговориться, что специальные нормативные акты (регулирующие лицензирование конкретного вида деятельности) конкретизируют и определяют непосредственные объекты лицензирования. Так, например, объектом лицензирования розничной торговли алкогольной продукции, является розничная торговля алкогольной продукцией6. К алкогольной продукции же относятся спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки (бренди), кальвадос, вино виноградное, вино плодово-ягодное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более полутора процентов от объема единицы алкогольной продукции.

Тогда возникает вопрос: какая деятельность подлежит лицензированию, а какая нет. ФЗ «О лицензировании…» по этому поводу выделяется ряд критериев. В соответствии с Законом к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Таким образом, деятельность подлежащая лицензированию – это, прежде всего, такая деятельность, которая грозит нанесением ущерба нравственного или физического гражданам или угрожает безопасности государства.

При осуществлении лицензирования, государство в лице надлежащих органов руководствуется рядом принципов:

− обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

− установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом;

− установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации;

− установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

− открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

− недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

− соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Таким образом, лицензирование − это инструмент, используемый государством в лице полномочных органов, для защиты непосредственно интересов граждан и самого государства. 7

Обратимся теперь к понятию лицензии. ФЗ "О лицензировании…" определено, что лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В юридической литературе отмечается, что в российском законодательстве о лицензировании на различных этапах его развития лицензия рассматривалась как:

1) документ (п. 1 Порядка ведения лицензионной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418);

2) право (ст. 2 ФЗ № 158 от 25.09.1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»);

3) юридический факт в форме соответствующего решения (ч. 3 п. 1 ст. 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации от 26.11.2001 г. №146-ФЗ.

Стоит так же отметить такое понятие, как «лицензируемый вид деятельности», согласно п.3 ст. 3 ФЗ – это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Виды деятельности, на которые надо получать лицензию, устанавливают федеральные законы. Кроме лицензируемых видов деятельности, предусмотренных законом № 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности", есть другие направления бизнеса, также подлежащие лицензированию. Эти виды деятельности в РФ регулируют отдельные законы:

− использование атомной энергии – закон № 170-ФЗ от 21.11.1995 года "Об использовании атомной энергии";

− производство и оборот алкоголя – закон № 171-ФЗ от 22.11.1995 года "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции";

− деятельность кредитных организаций – закон № 395-1 от 02.12.1990 года "О банках и банковской деятельности";

− защита государственной тайны – закон № 5485-1 от 21.07.1993 года "О государственной тайне";

− проведение торгов - закон № 325-ФЗ от 21.11.2011 года "Об организованных торгах";

− профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг – закон № 39-ФЗ от 22.04.1996 года "О рынке ценных бумаг";

− деятельность НПФ – закон № 75-ФЗ от 07.05.1998 года "О негосударственных пенсионных фондах";

− клиринговая деятельность – закон № 7-ФЗ от 07.02.2011 года "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте";

− страховая деятельность – закон № 4015-1от 27.11.1992 года "Об организации страхового дела в Российской Федерации";

− космическая деятельность – закон № 5663-1 от 20.08.1993 года "О космической деятельности".

Как видно, в основном это направления, требующие серьёзных финансовых вложений, поэтому малый бизнес редко выбирает подобные сферы деятельности, за исключением продажи алкоголя. А вот перечень лицензируемых видов деятельности, указанный в законе № 99-ФЗ от 04.05.2011 года, включает в себя немало популярных у начинающих бизнесменов направлений.

§ 1.3 Лицензируемые виды деятельности 2017 года и государственная пошлина

Виды деятельности в России, на которые надо получать лицензию согласно ст. 12 закона № 99-ФЗ, собраны в этом перечне:

− разработка, производство, распространение шифровальных средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, выполнение работ, оказание услуг, техобслуживание в этой области, за исключением собственных нужд организации или ИП;

− разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;

− деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, за исключением собственных нужд организации или ИП;

− разработка и производство средств защиты, деятельность по технической защите конфиденциальной информации;

− производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции;

− разработка, производство, испытание и ремонт авиатехники;

−разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техобслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;

− разработка, производство, торговля, испытание, хранение, ремонт и оружия;

− разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов, пиротехнических изделий IV и V классов;

− деятельность по хранению и уничтожению химического оружия;

− эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;

− деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;

− деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

− производство лекарственных средств;

− производство и техническое обслуживание медицинской техники, за исключением случая, если это необходимо собственных нужд организации или ИП;

− оборот наркотических средств, психотропных веществ, культивирование наркосодержащих растений;

− деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и ГМО III и IV степеней потенциальной опасности;

− деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров;

− деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов;

− деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров, за исключением собственных нужд организации или ИП;

− деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов, за исключением собственных нужд организации или ИП;

− деятельность по перевозкам пассажиров автотранспортом, более восьми человек, за исключением собственных нужд организации или ИП;

− деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров;

− деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов;

− погрузочно-разгрузочная деятельность опасных грузов на железнодорожном, внутреннем водном транспорте в морских портах;

− деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом за исключением собственных нужд организации или ИП;

− деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности;

− деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;

− частная охранная и детективная деятельность;

− заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов;

− оказание услуг по трудоустройству российских граждан за пределами РФ;

− оказание услуг связи;

− телевизионное вещание и радиовещание;

− деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей, за исключением самостоятельной деятельности лиц, имеющих авторские и смежные права;

− деятельность в области использования источников ионизирующего излучения, за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности;

− образовательная деятельность;

− геодезические и картографические работы федерального назначения;

− производство маркшейдерских работ;

− работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;

− деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях;

− медицинская деятельность;

− фармацевтическая деятельность;

− деятельность по сохранению объектов культурного наследия народов РФ;

− деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;

− деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения;

− предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.

Примечательно, что с 1 января 2017 года изменились наименования лицензируемых видов деятельности, а также сократился перечень видов геодезических и картографических работ федерального назначения, которые подлежат лицензированию.

Изменения в порядке лицензирования вносятся в связи со вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2015 г. № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»8 и постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 2016 г. № 1099 «О лицензировании геодезической и картографической деятельности».9

Переоформлению подлежат все действующие лицензии на проведение геодезических и картографических работ федерального назначения. Законодательством также уточняются требования к образованию соискателей лицензий и лицензиатов. Лицензирование геодезической и картографической деятельности направлено на повышение обороноспособности и безопасности государства.

С 1 января 2017 года лицензированию подлежат работы по определению параметров фигуры Земли и гравитационного поля, созданию или обновлению государственных топографических карт и планов, созданию государственных геодезических сетей, нивелирных сетей, гравиметрических сетей и геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций. Также необходимо будет иметь лицензию на проведение работ по установлению, изменению и уточнению прохождения государственной границы Российской Федерации, границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований. Остальные виды геодезических и картографических работ могут проводиться без оформления лицензии.

Размер государственной пошлины за лицензию установлен статьей 333.33 НК РФ, пунктом 1 подпунктом 92. Размер госпошлины составляет 7 500 рублей для всех видов лицензируемой деятельности, за исключением:

− банковских операций (0,1 % уставного капитала, но не более 500 тыс. рублей);

− производство, хранение, закупку, поставки этилового спирта и алкогольной продукции (от 800 тыс. до 9,5 млн. рублей);

− розничная продажа алкогольной продукции - 65 тыс. рублей за каждый год срока действия лицензии;

− предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами - 30 тыс. рублей.

Примечательно, что госпошлина оплачивается один раз за весь срок действия лицензии. При отказе в выдаче лицензии госпошлина не возвращается10.

ГЛАВА 2 ПРОЦЕДУРА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ В РОССИИ

§ 2.1 Процесс получения лицензии в лицензирующих органах Для начала ознакомимся с несколькими из основных определений ст.3 ФЗ «О лицензировании…»: лицензирующие органы – это уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, а в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование. Соискатель лицензии – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии. Лицензиат – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем и в котором указываются: 1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица; 2) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя; 3) идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе; 4) лицензируемый вид деятельности в соответствии с частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются: 1) копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке; 2) копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами; 3) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии; 4) опись прилагаемых документов. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискателем лицензии представляются в лицензирующий орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.11 Стоит отметить, что лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии указывать в заявлении о предоставлении лицензии сведения, не предусмотренные частью 1 настоящей статьи, и представлять документы, не предусмотренные частью 3 настоящей статьи. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы принимаются лицензирующим органом по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов в день приема вручается соискателю лицензии или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В случае, если заявление о предоставлении лицензии оформлено с нарушением требований, установленных частью 1 настоящей статьи, и (или) документы, указанные в части 3 настоящей статьи, представлены не в полном объеме, в течение трех рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает соискателю лицензии уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В течение трех рабочих дней со дня представления надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов, которые представлены соискателем лицензии в соответствии с частью 8 настоящей статьи, лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении этого заявления и прилагаемых к нему документов или в случае их несоответствия положениям частей 1 и (или) 3 настоящей статьи о возврате этого заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата. В случаях, предусмотренных частями 8 и 9 настоящей статьи, срок принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении исчисляется со дня поступления в лицензирующий орган надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов, соответствующих требованиям настоящей статьи. В случае непредставления соискателем лицензии в тридцатидневный срок надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и (или) в полном объеме прилагаемых к нему документов ранее представленное заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы подлежат возврату соискателю лицензии. В случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывается на необходимость предоставления лицензии в форме электронного документа, лицензирующий орган направляет соискателю лицензии в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, копию описи с отметкой о дате приема указанного заявления и прилагаемых к нему документов или уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют. В срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном статьей 19 настоящего Федерального закона, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении. Решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа. В случае принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии она оформляется одновременно с приказом (распоряжением). Приказ (распоряжение) о предоставлении лицензии и лицензия одновременно подписываются руководителем или заместителем руководителя лицензирующего органа и регистрируются в реестре лицензий. В течение трех рабочих дней после дня подписания и регистрации лицензии лицензирующим органом она вручается лицензиату или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.12 В случае принятия решения об отказе в предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает в течение трех рабочих дней со дня принятия этого решения соискателю лицензии или направляет ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении уведомление об отказе в предоставлении лицензии с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа, или, если причиной отказа является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, реквизиты акта проверки соискателя лицензии.

§ 2.2 Приостановление, возобновление, прекращение действия

и аннулирование лицензии

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» действие лицензии прекращается в следующих случаях:

1. Представление лицензиатом в лицензирующий орган заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности;

2. Прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

3. Прекращение деятельности юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности);

4. Наличие решения суда об аннулировании лицензии.

Не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида деятельности лицензиат, имеющий намерение прекратить этот вид деятельности, обязан представить или направить в лицензирующий орган заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности. Действие лицензии прекращается со дня принятия лицензирующим органом решения о прекращении действия лицензии на основании заявления лицензиата о прекращении лицензируемого вида деятельности, либо со дня внесения соответствующих записей в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, либо со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.13

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» действие лицензии приостанавливается, возобновляется, аннулируется лицензирующим органом в следующих случаях:

1. Привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае вынесения решения суда о привлечении лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований лицензирующий орган вновь выдает предписание об устранении грубого нарушения лицензионных требований и приостанавливает в течение суток со дня вступления этого решения в законную силу действие лицензии на срок исполнения вновь выданного предписания. Действие лицензии возобновляется по решению лицензирующего органа со дня, следующего за днем истечения срока исполнения вновь выданного предписания, или со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт досрочного исполнения вновь выданного предписания.

2. Назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае вынесения решения суда о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата лицензирующий орган приостанавливает в течение суток со дня вступления этого решения в законную силу действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.

По истечении срока административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата лицензирующий орган должен быть уведомлен в письменной форме лицензиатом об устранении им грубого нарушения лицензионных требований, повлекшего за собой назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.

По истечении срока административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата или в случае поступления в суд ходатайства лицензиата о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления его деятельности лицензирующий орган проводит проверку информации, содержащейся в уведомлении лицензиата об устранении им грубого нарушения лицензионных требований, повлекшего за собой административное наказание в виде административного приостановления деятельности лицензиата, или в указанном ходатайстве.

Действие лицензии возобновляется по решению лицензирующего органа со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата по решению суда.

Сведения о приостановлении, возобновлении действия лицензии вносятся в реестр лицензий.

В случае, если в установленный судом срок административного наказания в виде административного приостановления деятельности и приостановления действия лицензии или в установленный лицензирующим органом срок исполнения вновь выданного предписания лицензиат не устранил грубое нарушение лицензионных требований, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.14

Лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.

§ 2.3 Ответственность за осуществление деятельности без

лицензии, либо нарушение лицензионных требований и условий

Осуществление деятельности, подлежащей обязательному лицензированию, без такого разрешения, а равно нарушение лицензионных требований и условий является правонарушением и влечет административную и уголовную ответственность.

Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) предусматривается следующими законодательными актами:

Уголовный кодекс РФ15

Статья 171. Незаконное предпринимательство

1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, − наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

2. То же деяние:

а) совершенное организованной группой;

б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, − наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. 16Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии). 2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), − влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц − от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц − от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), − влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц − от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц − от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), − влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц − от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц − от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 19.20. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии).

1. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), − влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц − от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, − от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц − от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), − влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц − от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, − от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц − от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), − влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, − от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц − от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги курсовой работы, нужно отметить, что, прежде всего, институт лицензирования − это важный гражданско-правовой институт, направленный непосредственно на защиту интересов граждан, обеспечение обороны страны, безопасности государства и иных интересов самого государства.

Анализ основных вопросов и положений, касающихся лицензирования в российском праве, в соответствии с поставленными задачами в данной работе, позволяет выделить следующее:

Во-первых, законодательство о лицензировании формировалось в России постепенно, его формирование произошло в начале 90-х годов ХХ века. Это было связано с переходом России к рыночной экономике и становлением российской государственности. Именно в этот период назрела необходимость особого вида государственного надзора за деятельностью предпринимателей, занимающихся различными видами деятельности.

Во-вторых, лицензирование предусматривает осуществление мероприятий, связанных с выдачей лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

В-третьих, при занятии предпринимательской деятельностью, на которую, в соответствии с законодательством необходимо специальное разрешение (лицензия) необходимо строго соответствовать лицензионным нормам, не допускать осуществление деятельности до получения таковой.

В-четвертых, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность с нарушением условий лицензии или без лицензии, несет административную или уголовную ответственность. Равным образом и должностные лица органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, за неправомерный отказ или уклонение от выдачи лицензии привлекаются к уголовной ответственности.

Таким образом, можно сделать вывод: с позиции государственных интересов, такой инструмент как лицензирование должен, с одной стороны, обеспечить защиту прав граждан от недобросовестного предпринимателя, в тех случаях, когда данный вид деятельности требует соблюдения условий его ведения, а с другой − не служить препятствием для развития предпринимательства, искусственно ограничивая рынки, процедурно и финансово усложняя получение лицензии.

Несмотря на то, что на данный момент правовой институт лицензирования содержит достаточно юридических норм, остаются неурегулированными еще многие проблемы. Хотелось бы остановиться на некоторых из них. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Предложение исключить в определенных видах деятельности привязку к месту осуществления лицензируемого вида деятельности.

Законодательно установлено

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» практикует жесткую привязку осуществления лицензируемых видов деятельности к определенным местам. Согласно п. 8 ст. 3 данного Закона, место осуществления лицензируемого вида деятельности – это объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности, либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие, позволяющие идентифицировать объект данные.

В заявлении о предоставлении лицензии должны быть указаны предполагаемые места осуществления лицензируемой деятельности, и лицензирующий орган вправе провести выездную проверку таких мест. При положительном решении о выдаче лицензии в ее приложении указывается место или перечень мест осуществления лицензируемой деятельности. Лицензиат не вправе осуществлять лицензируемую деятельность в других местах, не пройдя процедуру переоформления лицензии и не включив указание на новое место в бланк лицензии.

Недостатки

Указанные требования создают неоправданные обременения не только для бизнеса, но и для самих лицензирующих органов, которые вынуждены тратить трудовые ресурсы и расходовать бюджетные средства на рассмотрение соответствующих заявлений, количество которых довольно велико.

Предложение

Допуская такую практику для отдельных видов лицензируемой деятельности, не следует ее распространять на всю сферу лицензирования. Для определенных случаев следует в принципе исключить необходимость указания места осуществления лицензируемой деятельности. Необходимо предусмотреть в законодательстве, что в определенных случаях деятельность может осуществляться на всей территории страны без каких-либо ограничений. Законодательство по этому вопросу должно быть мягче. Совершенно необязательно включать сведения о местах осуществления лицензируемой деятельности в бланки лицензий и в решения о выдаче лицензий. Достаточно просто учитывать такие данные в реестре лицензий в виде отдельных информационных записей. В этом случае при изменении мест осуществления лицензируемой деятельности предпринимателя можно освободить от обязанности проходить утомительную процедуру переоформления лицензии. Достаточно обязать лицензиата только направлять уведомления в лицензирующий орган о соответствующих изменениях. При этом лицензирующий орган должен иметь право проверить новое место осуществления деятельности во внеплановом порядке.

Обоснование

Для части лицензируемых видов деятельности в принципе неприменимо понятие «место осуществления лицензируемого вида деятельности». Такая деятельность может осуществляться в местах, которые невозможно определить заранее (в том числе по месту нахождения контрагентов лицензиата). Показательными примерами могут служить частная охранная деятельность, деятельность по обеспечению пожарной безопасности зданий и сооружений или деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом. В других случаях место осуществления деятельности определить возможно, но наличие соответствующего здания или помещения, его характеристики не влияют на безопасность осуществляемого вида деятельности. Примером может являться деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, среди лицензионных требований к которой отсутствует требование наличия у соискателя лицензии зданий или помещений. В реальности место осуществления того или иного вида деятельности имеет значение только тогда, когда положением о лицензировании установлены требования к местам осуществления данного вида деятельности (например, требования об оснащенности конкретным оборудованием, техническими средствами и ресурсами). В иных случаях использование понятия «место осуществления лицензируемой деятельности» не имеет никакого смысла и создает лишь дополнительный административный барьер, так как вызывает необходимость в соответствующих случаях прибегать к переоформлению лицензии.

Исключить неопределенность форм и методов проверки соблюдения соискателем лицензии лицензионных требований.

Законодательно установлено

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, лицензирующим органом проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки.

Недостатки

В Законе не определено, в каких случаях необходимо проводить выездную проверку, а в каких случаях можно ограничиться документарной. Таким образом, вопрос о необходимости проводить выездную проверку решает лицензирующий орган в дискреционном порядке. Можно предполагать, что свобода лицензирующего органа самостоятельно определять необходимость проведения выездной проверки может приводить к злоупотреблениям.

Предложение

Необходимо конкретизировать формы и методы проверки соблюдения лицензионных требований соискателем лицензии или лицензиатом (при продлении лицензии или переоформлении лицензии). Для этого в положениях о лицензировании должно быть установлено, какими мероприятиями по контролю проверяется соответствие соискателя лицензии конкретным нормативным требованиям. В частности, должно быть установлено, требуется ли проведение выездной проверки мест осуществления данного вида лицензируемой деятельности.

Обоснование

Таким образом, в механизм лицензирования отдельных видов деятельности будет внесена ясность, конкретика, удобство. Будут сведены к минимуму возможные случаи злоупотребления проверок.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Законы и иные нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993. // «Собрание законодательства РФ», 2014.№31. Ст. 4398

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 года № 146-ФЗ (ред. от 03 июля 2016 года) // «Собрание законодательства РФ», 03.12.2001, № 49, ст.4552.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

4.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // «Российская газета», № 256, 31.12.2001.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // «Российская газета» от 6 августа 1998 г. № 148-149.

6. Федеральный закон от 04 мая 2011года № 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)// «Российская газета» от 6 мая 2011 г. № 97.

7. Федеральный закон от 30 декабря 2015 года № 431-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Российская газета», № 1, 11.01.2016.

8. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 года № 1418 (ред. от 11.04.2000) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // «Российская газета», № 4, 06.01.1995. (документ утратил силу)

9.Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2016 года № 1099 «О лицензировании геодезической и картографической деятельности» // «Собрание законодательства РФ», 07.11.2016, № 45 (часть II), ст. 6264

Учебники, учебные пособия, комментарии

10. Багданов, А. Лицензионное право РФ: Учебник./ А. Багданов / Издательство: Эксмо-Пресс, 2004. −640 с. 11. Гущин, А.В. Лицензирование в Российской Федерации. Правовые и организационные основы / А.В. Гущин, изд. Пашков и Ко, 2004. −166 с.

12.Губин, Е.П Предпринимательское право Российской Федерации / Е.П. Губин, П.Г. Лахно / учебник. 2-е изд., перераб. и доп. −М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. − 1008 с.

13. Ершова, И.В. Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса. Учебник для магистров/ Ершовой И.В. ООО Проспект, 2016. −848 с.

14.Касьянова, Г.Лицензирование, саморегулирование и квотирование/ Г. Касьянова. Издательство: «АБАК» 2012. − 144 с.

15. Кильдяев, П.В. Сертификация и лицензирование в торговле России / П.В. Кильдяев. Лаборатория книги, 2012. – 152 с.

16.Субанова, Н.В Лицензирование предпринимательской деятельности. Правовое регулирование, ответственность, контроль/ Н.В.Субанова Изд. Статут, 2011. −352 с.

17. Скворцова ,Т.А., Смоленский М.Б. Предпринимательское право: учебное пособие / под ред. Т.А. Скворцовой. М.: Юстицинформ, 2014. – 298 с.

18. Трефилова, Т.Н. От лицензирования к саморегулированию/ Т. Н. Трефилова, А. Н. Борисов. Изд. Деловой двор, 2010. −320 с.

Монографии, лекции, статьи, диссертации и авторефераты диссертаций

19. Суслова, М.В Назначение института лицензирования предпринимательской деятельности / М.В Суслова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2013. − № 3. −С. 22-23.

20. Евдокимов, С.А. Становление и развитие законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности в РФ. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Изд. Грамота. −2013. −№ 9. −С. 37-40

21.Горяев, И.В. Ежеквартальный научно-образовательный журнал. Лицензирование отдельных видов экономической деятельности: история развития и современное состояние. −2014. −№ 1. −С. 73–97.

1 Губин, Е.П Предпринимательское право Российской Федерации / Е.П. Губин, П.Г. Лахно / учебник. 2-е изд., перераб. и доп. −М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. − 1008 с.

2 Касьянова, Г.Лицензирование, саморегулирование и квотирование/ Г. Касьянова. Издательство: «АБАК» 2012. − 144 с.

3 Гущин, А.В. Лицензирование в Российской Федерации. Правовые и организационные основы / А.В. Гущин, изд. Пашков и Ко, 2004. −166 с.

4 Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 года № 1418 (ред. от 11.04.2000) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // «Российская газета», № 4, 06.01.1995. (документ утратил силу).

5 Федеральный закон от 04 мая 2011года № 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)// «Российская газета» от 6 мая 2011 г. № 97.

6 Суслова, М.В Назначение института лицензирования предпринимательской деятельности / М.В Суслова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2013. − № 3. −С. 22-23.

7 Суслова, М.В Назначение института лицензирования предпринимательской деятельности / М.В Суслова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2013. − № 3. −С. 22-23.

8 Федеральный закон от 30 декабря 2015 года № 431-ФЗ(ред. от 03.07.2016) «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Российская газета», № 1, 11.01.2016.

9 Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2016 года № 1099«О лицензировании геодезической и картографической деятельности» // «Собрание законодательства РФ», 07.11.2016, № 45 (часть II), ст. 6264.

10 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // «Российская газета» от 6 августа 1998 г. № 148-149.

11 Ершова, И.В. Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса. Учебник для магистров/ Ершовой И.В. ООО Проспект, 2016. −848 с.

12 Скворцова ,Т.А., Смоленский М.Б. Предпринимательское право: учебное пособие / под ред. Т.А. Скворцовой. М.: Юстицинформ, 2014. – 298 с.

13 Горяев, И.В. Ежеквартальный научно-образовательный журнал. Лицензирование отдельных видов экономической деятельности: история развития и современное состояние. −2014. −№ 1. −С. 73–97.

14 Евдокимов, С.А. Становление и развитие законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности в РФ. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Изд. Грамота. −2013. −№ 9. −С. 37-40.

15 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

16 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // «Российская газета», № 256, 31.12.2001.

Просмотров работы: 1186