ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Китушина М.А. 1
1Южно-Уральский государственный университет (научно-исследовательский университет) филиал в г. Миассе
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Участниками торгового оборота издавна являются как коллективные (юридические лица), так и индивидуальные (физические лица) предприниматели - субъекты коммерческой (торговой) деятельности, обладающие особым статусом.

Конституция РФ содержит ряд нормативных положений, которые в совокупности составляют конституционные гарантии предпринимательства в современной России. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу в иерархии правовых актов: законы и другие правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции РФ. Поэтому юридически гарантированные Конституцией РФ основы предпринимательства не могут быть изменены или нарушены ни одним правовым актом, принятым на федеральном, региональном, муниципальном или локальном уровне.

В ГК РФ включены специальные нормы, посвященные предпринимательству граждан. Предусмотрено, что гражданин может заниматься хозяйственной деятельностью без образования юридического лица, то есть как индивидуальный предприниматель, с момента регистрации в этом качестве. В силу п. 3 ст. 23 к предпринимательской деятельности гражданина применяются правила Гражданского кодекса, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов и существа правоотношения.

Гражданское законодательство определяет предпринимательство как самостоятельную деятельность физического или юридического лица, осуществляемую им на свой риск и направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п.1 ст.2 ГК РФ).

На сегодняшний день подавляющее большинство субъектов малого предпринимательства составляют индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.

Малое предпринимательство - это не только возможность эффективной самозанятости и снятие части социальной ответственности с государственного аппарата. Это, в первую очередь, создание новых рабочих мест и уплата налога, которая не только пополнит государственную казну, но и способствует дальнейшему экономическому развитию региона.

Государство заинтересовано в увеличении сегмента малого и среднего предпринимательства, а последнее, в свою очередь, нуждается в господдержке. Это своеобразный цикл, где каждый элемент системы находится на своем месте и выполняет определенный функции. Взамен на свою экономическую лояльность, предприниматель должен знать, что в трудную минуту он вправе ожидать от государства поддержки.

Государство активно оказывает помощь малому бизнесу, поскольку заинтересовано в его развитии.

Таким образом, малый бизнес, в частности, осуществляемый в форме индивидуальной предпринимательской деятельности, призван играть значительную роль в экономике, в частности, в решении вопросов занятости населения, чем и объясняется актуальность темы данной работы.

Целью написания работы является рассмотрение гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя.

К задачам работы относится

- определение понятия индивидуальной предпринимательской деятельности;

- рассмотрение требований, предъявляемых законом к лицу, осуществляющему индивидуальную предпринимательскую деятельность;

- определение особенностей правовой поддержки индивидуальной предпринимательской деятельности в на федеральном уровне, а также в Челябинской области.

Объектом исследования в данной работе являются правоотношения в сфере осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности.

Предметом исследования являются нормативные правовые акты РФ и Челябинской области, регулирующие осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, а также научные работы по данной теме.

Вопросам индивидуальной предпринимательской деятельности уделяется внимание многими авторами. В частности, такими как М.Ю.Тихомиров, В.В.Залесский, В.Ю. Бакшинскас, Н.Н. Стельмах, С.В.Гладилин, В. Семеусов, Е.Карсетская, М.П. Сокол, М.А. Савкина, В.Е.Пчелинцев, С.И. Пучков, Н.М.Коршунов, Н. Д. Эршашвили, Я.Е.Парций, М.Г. Маркова, Ж.А. Ионова, С.Э. Жилинский, Т.А. Гусева, Н.В. Ларина и другие.

При написании работы, прежде всего, использовалось действующее законодательство, регулирующее индивидуальную предпринимательскую деятельность. В частности, часть первая ГК РФ1, статья 2 которого дает легальное определение предпринимательской деятельности. Также использован обширный ряд различных федеральных законов. В частности, Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»2, Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»3. Также использованы различные комментарии к данным правовым актам.

Методологическую основу работы составляет всеобщий метод диалектического материализма, общенаучные методы социологического, логического и философского анализа, синтеза, системного подхода, а также специальные методы познания, используемые в юридической науке: сравнительно-правовой, формально-юридический, исторический.

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РОССИЙСКОМУ ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ § 1.1 Понятие индивидуальной предпринимательской деятельности

Предпринимательство для современной России – явление относительно новое. История нынешнего российского предпринимательства начинается с 1 января 1991 г., когда вступил в силу Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности»1. Ранее, в советский период, вопросы теории и практики предпринимательства не изучались. Оно официально расценивалось только критически, относилось к чуждым социализму пережиткам прошлого, к формам эксплуатации человека человеком. Частная предпринимательская деятельность и коммерческое посредничество, входящие теперь в число основных рычагов рыночной экономики, находились под запретом, за них была установлена уголовная ответственность в виде длительного срока лишения свободы2.

За прошедшие годы реформирования России юридическое понимание предпринимательства претерпело существенные изменения. В самом начале предпринимательство представлялось как самостоятельная инициативная деятельность, направленная на получение прибыли. Поскольку всякая экономическая (хозяйственная) деятельность, так или иначе, имеет дело с получением прибыли, приведенное определение практической значимости не имело, и вскоре встал вопрос о его изменении, уточнении. По действующему сейчас законодательству предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке(ст. 2 ГК РФ)1.

По мнению ряда авторов, предложенная законодателем формулировка предпринимательства не отличается достаточной определенностью, допускает различные толкования и потому нуждается в уяснении ее смысла, во-вторых, предпринятые в научной и учебной литературе трактовки законоположений о предпринимательстве при всей их нечеткости подчас еще и отступают от текста закона, не вносят ясности в вопросы, что способствует созданию превратных представлений о предпринимательстве, может повлечь нарушение прав граждан и иных участников социального общения. Например, утверждается, что «под предпринимательством понимается... получение прибыли» независимо от систематичности ее получения, что к признакам предпринимательской деятельности относится «извлечение прибыли как цель хозяйственной деятельности», что цель предпринимательства не получение прибыли вообще, а получение сверхприбыли, предпринимательского дохода, что предпринимательство – «это создание фирм за счет собственных или заемных средств для производства и реализации товаров или услуг и получение на этой основе дохода»2.

Исходным и самым существенным в понимании предпринимательства является норма ч. 1. ст. 34 Конституции РФ, согласно которой предпринимательская деятельность есть разновидность деятельности экономической. Данное обстоятельство почему-то не получило отражения в легальном определении предпринимательской деятельности. Это и позволяет в отрыве от конституционной нормы весьма произвольно понимать предпринимательскую деятельность, наполнить ее неодинаковым содержанием в зависимости от субъективного усмотрения лица, производящего толкование легальной дефиниции.

К проблеме различения экономической деятельности и деятельности предпринимательской как ее разновидности вынужден был обращаться Конституционный Суд РФ. В постановлении от 3 июля 2001 г. № 10-П он отнес не к предпринимательской, и «иной не запрещенной законом экономической деятельности» действия граждан по заключению договоров банковского вклада1.

В ст. 2 ГК РФ приведен критерий вычленения предпринимательства из общей массы экономической деятельности, а именно присущая ему цель - систематическое получение прибыли. Рассмотрение этой правовой характеристики предпринимательства предполагает выделение в ней двух относительно самостоятельных аспектов: что есть прибыль и что есть ее систематическое получение2.

Таким образом, чтобы получить достаточно полное представление о содержании понятия «индивидуальный предприниматель», необходимо иметь в виду, во-первых, наиболее существенные признаки самой предпринимательской деятельности, о которых говорилось выше, к которым относятся следующие:

- предпринимательская деятельность осуществляется лицом самостоятельно;

- предприниматель действует на свой риск;

- предпринимательская деятельность всегда имеет целью систематическое получение прибыли;

- субъектами предпринимательства могут быть только лица, зарегистрированные в установленном законом порядке.

Во-вторых, особенности личности индивидуального предпринимателя выражаются дополнительно как минимум в трех признаках этого субъекта:

- индивидуальным предпринимателем может быть физическое лицо - гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства (апатрид);

- физическое лицо может выступать в качестве индивидуального предпринимателя по своему усмотрению, если оно обладает полной дееспособностью, и с согласия законного представителя, если дееспособность этого лица ограничена в случаях, по основаниям и в порядке, установленным законом;

- индивидуальный предприниматель выступает в качестве субъекта предпринимательской деятельности непосредственно, т.е. от своего имени, без образования для этой цели юридического лица, и своим самостоятельным трудом1.

Стоит отметить, что индивидуальные предприниматели, на равне с юридическими лицами, имеют право создавать некоммерческие организации (союзы, ассоциации).

Федеральным законом «О некоммерческих организациях» установлено, что некоммерческие организации могут создаваться для различных целей в форме общественных или религиозных организаций, фондов, ассоциаций и союзов.

Учредителями некоммерческой организации согласно статье 15 указанного Закона могут выступать как юридические, так и физические лица.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.05 № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Согласно статье 20 названного Закона в целях решения совместных задач, связанных с развитием и деятельностью субъектов малого предпринимательства, последние могут создавать некоммерческие объединения.

Как следует из статьи 19 Закона, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оказывают поддержку в организации и обеспечении деятельности союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства, создаваемых в установленном порядке как общественные объединения в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для развития малого предпринимательства, добросовестной конкуренции, повышения ответственности и компетентности субъектов малого предпринимательства, коллективной защиты их интересов в органах государственной власти1.

Таким образом, индивидуальным предпринимателем по российскому праву является зарегистрированное в этом качестве в установленном порядке физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), осуществляющее предпринимательскую деятельность непосредственно (от своего имени, без образования для этой цели юридического лица) и своим самостоятельным трудом, которое в этих целях действует самостоятельно, если обладает полной дееспособностью, и с согласия законного представителя, если дееспособность этого лица ограничена в силу возраста или закона.

§ 1.2 Требования, предъявляемые к осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности

Для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности лицу, осуществляющему данную деятельность необходимо пройти государственную регистрацию, а также, в необходимых случаях, получить лицензию на занятие определенным видом деятельности2. При этом стоит отметить, что государственной регистрации подлежит как начало осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, так и ее прекращение.

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей - это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом о государственной регистрации (ст. 1 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Стоит обратить внимание на то, что в соответствии с приведенным определением понятие «государственная регистрация индивидуальных предпринимателей» охватывает не один, а три вида административных актов. Эти акты являются индивидуальными правовыми актами, актами применения права, которые не имеют нормативного значения. Указанные акты совершаются путем внесения соответствующих сведений о физическом лице в государственный реестр.

К актам государственной регистрации индивидуальных предпринимателей относятся:

а) правообразующие акты, устанавливающие юридический факт приобретения физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя. Это акты государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;

б) правопрекращающие акты, устанавливающие юридический факт прекращения физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей. Такими актами являются акты государственной регистрации при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;

в) правоизменяющие акты, которые фиксируют изменения в сведениях об индивидуальных предпринимателях, содержащихся в государственном реестре1.

Несмотря на то, что названные три вида административных актов не являются нормативными, они все же содержат общеобязательный элемент. Граждане и юридические лица, а также государственные, муниципальные и иные органы и организации, вступающие в правовые отношения с физическими лицами, в отношении которых совершен акт государственной регистрации индивидуального предпринимателя, обязаны согласовывать свои действия с содержанием соответствующего административного акта.

Порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей определяется общими правилами ст. 1-3 гл. I, ст. 4-7 гл. II, ст. 8, 9, 11 гл. III и специальными нормами ст. 22.1-22.3 гл. VII.1 Закона о государственной регистрации, а также подзаконными нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение этого Закона2.

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется путем внесения регистрирующим органом в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) сведений:

1) о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя;

2) о прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;

3) иных сведений об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Государственная регистрация производится на основании документов, представленных заявителем в регистрирующий орган по месту жительства. При государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя заявитель - это лицо, желающее приобрести соответствующий статус. При прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или изменении сведений о предпринимателе, содержащихся в государственном реестре, заявителем является предприниматель (заявителем не может являться представитель физического лица).

Приказом Минфина России от 31.01.2013 г. № 15н «Об утверждении Порядка учета и хранения регистрирующим органом всех представленных в регистрирующий орган документов, а также порядка и сроков хранения регистрирующим органом содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей документов и порядка их передачи на постоянное хранение в государственные архивы»1 установленном, что представленные при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств документы на бумажных носителях и документы в форме электронных документов учитываются налоговым органом, в который представлены такие документы, путем их регистрации с присвоением представленным документам входящего номера с указанием даты их получения налоговым органом.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» называет еще четыре категории граждан, которые временно не вправе быть индивидуальными предпринимателями. Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если: а) не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве; б) не истек год со дня принятия арбитражным судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью; в) не истек год со дня принятия судом решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; г) не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью1.

Моментом государственной регистрации, т.е. моментом, начиная с которого этот административный акт считается совершенным, юридически значимым и влечет правовые последствия, признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Основанием для этого является решение о государственной регистрации.2.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства (п. 3 ст. 8 Закона о государственной регистрации). Данная норма является традиционной для отечественного законодательства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, начиная с 90-х годов XX в3. Она сформулирована как императивная, не предполагающая иных вариантов определения места государственной регистрации; толковать ее расширительно недопустимо. В связи с этим лица, не имеющие определенного места жительства, не могут быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. В случае, если указанные лица намерены заниматься предпринимательской деятельностью, им неизбежно придется так или иначе решать вопрос с определением места жительства. Пункт 3 ст. 8 Закона о государственной регистрации преследует цель защитить контрагентов индивидуального предпринимателя от возможных недобросовестных действий: место жительства - важный идентифицирующий признак, такой же, как и имя гражданина-предпринимателя. Кроме того, место жительства гражданина определяет подсудность рассмотрения дел в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

В то же время правило о государственной регистрации только по месту жительства вряд ли можно признать справедливым и демократичным: оно лишает многих социально незащищенных, но способных к предпринимательской деятельности граждан возможности хотя бы попытаться самостоятельно поправить свои дела. Нельзя не обратить внимание и на то, что норма п. 3 ст. 8 Закона о государственной регистрации находится в противоречии с рядом положений Конституции РФ. Например, она не согласуется с конституционными правилами о том, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ч. 1 ст. 34); каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37); каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). Указанные нормы Конституции РФ содержатся в статьях ее главы 2 «Права и свободы человека и гражданина».

Отсюда следует, что если лицу, не имеющему определенного места жительства, отказано в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя по основаниям, установленным подп. «а» и «б» п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации, то прокурор и иные лица, указанные в ст. 192 и 198 АПК РФ1, вправе на основании п. 5 ст. 23 Закона о государственной регистрации обжаловать такой отказ в судебном порядке и одновременно требовать признания недействующими соответствующих положений Закона о государственной регистрации по мотиву их несоответствия Конституции РФ. Стоит обратить внимание, что Закон о государственной регистрации не связывает осуществление акта государственной регистрации индивидуального предпринимателя с местом, где фактически будет осуществляться предпринимательская деятельность. Поэтому в случае, когда гражданин имеет место жительства в одном населенном пункте, а предпринимательскую деятельность предполагает осуществлять в другом, он подлежит государственной регистрации по месту жительства, а не по месту возможного осуществления предпринимательской деятельности.

Законодателю следовало бы изменить редакцию п. 3 ст. 8 Закона о государственной регистрации, использовав более корректную формулировку. Для этого необходимо найти юридическую конструкцию, которая бы, с одной стороны, обеспечивала беспрепятственную реализацию конституционных прав и свобод человека и гражданина, а с другой - гарантировала интересы кредиторов и других контрагентов индивидуального предпринимателя, не препятствовала применению правил подсудности, установленных процессуальным законодательством.

ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ § 2.1 Общие положения федерального законодательства о государственной поддержке индивидуальной предпринимательской деятельности

Развитие индивидуального предпринимательства является одним из приоритетных направлений отечественной экономики. Помощь малому бизнесу от государства предоставляется регулярно, и в разнообразных формах. Существует множество государственных программ, направленных на развитие малого и среднего бизнеса. Их внедрение в практическую действительность происходит в рамках действующего закона, направленного на развитие обозначенного сегмента экономического пространства в РФ.

Поддержка малого и среднего предпринимательства со стороны государства может осуществляться в нескольких основных направлениях. А именно, это следующие сегменты

- развития конкретного бизнес-проекта:

- информационная поддержка;

- бесплатные юридические консультации;

- льготная система налогообложения;

- система упрощенной регуляции жизнедеятельности ИП со стороны фискальных и прочих контролирующих органов1.

Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства направлена на решение широкого перечня задач, начиная с обеспечения благоприятных условий для ведения бизнеса и заканчивая содействием в продвижении товаров (работ, услуг).

В целях реализации государственной политики нормативными правовыми актами предусматриваются:

- специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, а также налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам для малых и средних предприятий;

- упрощенные способы ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

- представление субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности в сокращенном варианте;

- льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;

- формы участия субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

- развитие экспорта, в том числе субъектами малого и среднего предпринимательства;

- обеспечение прав и законных интересов субъектов предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

- развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- иные направленные на достижение целей развития малого и среднего предпринимательства меры.

Направление в развитии малого и среднего предпринимательства в различных регионах может иметь разные приоритеты. Принципы действующего законодательства в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства основаны на приоритете регионального регулирования в данной сфере жизнедеятельности общества1.

Инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и для оказания им поддержки2.

Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры, промышленные парки, индустриальные парки, агропромышленные парки, центры коммерциализации технологий, центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, инжиниринговые центры, центры прототипирования и промышленного дизайна, центры трансфера технологий, центры кластерного развития, государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющие деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, микрофинансовые организации и иные организации.

Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при реализации соответственно федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Поддержкой организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, является деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляемая при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства и направленная на создание и обеспечение деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства1.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность1.

Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

При этом важно помнить, что господдержка должна проявляться не только в форме письменных и устных деклараций, но и в системе конкретных практических действий, направленных на улучшение социального и экономического положения ИП в Российской Федерации, как равноправного субъекта экономических отношений. Чтобы получить первую прибыль от своего бизнеса, необходимо вложить много усилий и времени – поэтому господдержка на данном этапе является очень важным фактором.

§ 2.2 Поддержка индивидуальной предпринимательской деятельности в Челябинской области

Говоря о правовом регулировании индивидуальной предпринимательской деятельности на уровне Челябинской области, можно отметить, что гарантии свободы предпринимательской деятельности закреплены на самом высоком уровне. Так, в соответствии со статьей 32 Устава (Основной Закон) Челябинской области от 13 апреля 1995 г., в области гарантируется право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления в соответствии с законодательством Российской Федерации и области любых форм предпринимательской деятельности, обеспечиваются экономическая свобода и конкуренция, осуществляется антимонопольное регулирование. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления не вправе вводить в области не предусмотренные законом ограничения для хозяйственной деятельности организаций и граждан. На территории области обеспечивается свободное перемещение товаров, финансовых средств и иного имущества1.

Начало развитию поддержки малого и сред­него предпринимательства положило принятие Постановления Губернатора Челябинской области от 11.08.1999 г. № 373 «О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Челя­бинской области на 1999-2000 годы» вместе с «Областной программой государственной под­держки и развития малого предпринимательства в Челябинской области на 1999-2000 годы»2. Этот период характеризуется созданием инфраструкту­ры поддержки малого предпринимательства на областном уровне. При этом всегда среди ос­новных направлений приоритетным считалась поддержка начинающих предпринимателей. На начальном этапе она носила консультационный характер.

2006 год характеризуется началом развития предпринимательства на муниципальном уровне. В этот период к консультационной добавилась имущественная поддержка (создан областной ин­новационный бизнес-инкубатор). В 2007 году в Челябинской области разворачивается «молодежное предпринимательство», ознаменованное появлением в региональной Программе самого понятия и сформулированными мероприятиями по финан­совой поддержке предприятий, возглавляемых молодыми людьми в возрасте до 30 лет (выделе­ние субсидий для микропредприятий, руководите­лями которых является молодежь, а также выделе­ние грантов на создание бизнеса).

Начиная с 2009 года, значимость поддержки молодежного предпринимательства усилилась выходом программы «Поддержка и развитие начи­нающих предпринимателей, молодежного пред­принимательства», которая характеризуется соз­данием инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в муниципальных образованиях и открытием специализированного бизнес-инкубатора для незащищенных слоев (в первую очередь - для молодежи). Акцент на поддержке данной категории предпринимателей позволил Минэкономразвития Челябинской области привлекать средства из Федерального бюджета на субсидирование затрат по реализации молодежных бизнес-проектов.

В целях ликвидации административных барь­еров в Челябинской области предусмотрены сле­дующие мероприятия:

1) в рамках реализации Федерального закона № 294-ФЗ действует механизм согласования с ор­ганами прокуратуры внеплановых проверок субъ­ектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) и ежегодных планов контрольных меро­приятий, а также уведомительный порядок о нача­ле осуществления предпринимательской деятель­ности. Сводный ежегодный план проверок СМСП размещается на сайте Прокуратуры Челябинской области, в структуре которой в 2012 году создано специальное подразделение - отдел по надзору за соблюдением прав предпринимателей;

2) принят новый областной Закон от 29.08.2013 г. № 519-ЗО «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Челябинской области»1 и сформирован аппарат нового государ­ственного органа;

3) в качестве устранения административных ограничений проводятся общественная экспертиза и оценка регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов (НПА) в сфере пред­принимательства;

4) открыта «горячая линия» по проблемам предпринимательства, в результате чего каждое обращение граждан рассматривается индивиду­ально, даются подробные разъяснения и рекомен­дации в рамках полномочий; при необходимости для разрешения спорных вопросов привлекаются уполномоченные органы власти и прокуратура.

Необходимо отметить, что все проекты при­нимаемых нормативно-правовых актов в сфере предпринимательства предварительно размещают­ся на сайте Правительства Челябинской области или непосредственного разработчика проекта для всеобщего обсуждения.

Еще одним аспектом развития малого и сред­него предпринимательства в Челябинской области является решение вопроса о снижении налоговой нагрузки для предпринимателей, в рамках чего Правительством Челябинской области принима­лись важные решения. Так, в 2009 году снижена ставка налога по упрощенной системе налогооб­ложения с 15 до 10 %. С целью стимулирования развития предпринимательства в регионе, а также вовлечения незанятого населения в предпринима­тельскую деятельность и содействия в организа­ции вывода бизнеса из «тени» с 2010 года в облас­ти была введена упрощенная система налогообло­жения на основе патента. В 2012 году принят но­вый областной закон «О применении индивиду­альными предпринимателями патентной системы налогообложения на территории Челябинской об­ласти»2, определивший патентную систему налогообложе­ния в регионе как самостоятельный налоговый режим для 61 вида деятельности. Законом опреде­лен потенциально возможный годовой доход по каждому виду деятельности.

Патентная система имеет ряд преимуществ перед другими видами налогообложения:

- возможно осуществление денежных расче­тов без применения контрольно-кассовой техники;

- предприниматели освобождены от предос­тавления налоговых деклараций;

- предприниматели освобождены от уплаты НДФЛ, НДС, налога на имущество, на прибыль и т. д.

В дополнение к данному закону был принят Закон Челябинской области от 28 января 2015 г. № 101-ЗО «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения на территории Челябинской области»1.

Имущественная поддержка выражается дол­госрочной арендой имущества субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП). Для этой цели сформированы и размеще­ны в сети интернет Перечни для аренды областно­го и муниципального имущества.

Для арендаторов областной недвижимости установлен понижающий коэффициент аренды - 0,7. Предусмотрена льготная аренда офисов (с оборудованными рабочими местами) для резиден­тов бизнес-инкубаторов, а также льготный выкуп арендуемых СМСП помещений.

В настоящее время наиболее востребованная пред­принимателями форма поддержки - финансовая.

Считаем, что основные направления оказания финансовой помощи можно структурировать сле­дующим образом:

- поддержка производственного бизнеса (как промышленного, так и сельскохозяйственного) и его модернизация;

- поддержка предпринимателей в муниципалитетах за счет софинансирования муниципальных программ, объемы которых ежегодно растут.

Финансовую поддержку могут получить и некоммерческие организации предпринимателей Челябинской области.

Таким образом, проведя анализ информаци­онных источников, отражающих особенности го­сударственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Челябинской области, можно сделать вывод, что в регионе постепенно соз­дается необходимая инфраструктура для поддержки индивидуальной предпринимательской деятельности. Уделяется внимание вопросам софинансирования муниципальных про­грамм поддержки предпринимательства, активно привлекаются федеральные средства, повышается доступность предпринимателей к кредитным ресурсам, организована помощь для субъектов мало­го и среднего предпринимательства в поиске парт­неров для реализации выпускаемой продукции и выходе на внешний рынок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, чтобы получить достаточно полное представление о содержании понятия «индивидуальный предприниматель», необходимо иметь в виду наиболее существенные признаки самой предпринимательской деятельности, установленные ст. 2 ГК РФ:

- предпринимательская деятельность осуществляется лицом самостоятельно;

- предприниматель действует на свой риск;

- предпринимательская деятельность всегда имеет целью систематическое получение прибыли;

- субъектами предпринимательства могут быть только лица, зарегистрированные в установленном законом порядке.

Кроме того, можно выделить особенности личности индивидуального предпринимателя выражающиеся как минимум в трех признаках этого субъекта:

- индивидуальным предпринимателем может быть физическое лицо - гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства (апатрид);

- физическое лицо может выступать в качестве индивидуального предпринимателя по своему усмотрению, если оно обладает полной дееспособностью, и с согласия законного представителя, если дееспособность этого лица ограничена в случаях, по основаниям и в порядке, установленным законом;

- индивидуальный предприниматель выступает в качестве субъекта предпринимательской деятельности непосредственно, т.е. от своего имени, без образования для этой цели юридического лица, и своим самостоятельным трудом.

Можно предложить следующее определение индивидуального предпринимателя без образования юридического лица по российскому законодательству - это зарегистрированное в установленном порядке физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), осуществляющее предпринимательскую деятельность непосредственно (от своего имени, без образования для этой цели юридического лица) и своим самостоятельным трудом, которое в этих целях действует самостоятельно, если обладает полной дееспособностью, и с согласия законного представителя, если дееспособность этого лица ограничена в силу возраста или закона.

Для получения статуса индивидуального предпринимателя физическому лицу необходимо зарегистрироваться в этом качестве.

К актам государственной регистрации индивидуальных предпринимателей относятся:

а) правообразующие акты, устанавливающие юридический факт приобретения физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя. Это акты государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;

б) правопрекращающие акты, устанавливающие юридический факт прекращения физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей. Такими актами являются акты государственной регистрации при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;

в) правоизменяющие акты, которые фиксируют изменения в сведениях об индивидуальных предпринимателях, содержащихся в государственном реестре.

Говоря о правовом регулировании индивидуальной предпринимательской деятельности на уровне Челябинской области, можно отметить, что гарантии свободы предпринимательской деятельности закреплены на самом высоком уровне.

Стоит отметить, что индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица, относится к малому бизнесу. К сожалению, малый бизнес как в России вообще, так и в Челябинской области, в частности, требует государственной поддержки.

В настоящее время наиболее востребованная пред­принимателями форма поддержки - финансовая.

Считаем, что основные направления оказания финансовой помощи можно структурировать сле­дующим образом:

- поддержка производственного бизнеса (как промышленного, так и сельскохозяйственного) и его модернизация;

- поддержка предпринимателей в муниципа­литетах за счет софинансирования муниципальных программ, объемы которых ежегодно растут.

Следует законодательно предусмотреть развитие инфраструктуры поддержки индивидуального предпринимательства путем создания на конкурсной основе:

- бизнес-инкубаторов с целью оказания имущественной и информационно-консультационной поддержки начинающим индивидуальным предпринимателям;

- постоянно действующей экспозиции продукции и товаров субъектов индивидуального предпринимательства, в том числе субъектов народных художественных промыслов и субъектов ремесленной деятельности;

- информационная поддержка индивидуального предпринимательства.

Одной из задач информационного направления поддержки индивидуальной предпринимательской деятельности является создание положительного общественного мнения по отношению к предпринимательской деятельности и повышение уровня знаний населения о малом предпринимательстве.

Предложения по совершенствованию действующего законодательства:

1. Предложение о нормативном закреплении возможности регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, не только по месту постоянного жительства, но и по месту временной регистрации

Законодательно установлено

Часть 3 ст. 8 Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: «Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства».

Недостатки

В связи с тем, что многие люди живут не по месту жительства, данная норма ограничивает возможность для занятия предпринимательской деятельностью. Таким образом, статья не согласуется с конституционными правилами о том, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ч. 1 ст. 34); каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37); каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40).

Предложение

Внести изменения в ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» изложив ее в следующей редакции: «Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства, либо места временной регистрации»

Обоснование

Данная норма позволит гражданам, регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя не только по месту жительства, но и по месту временной регистрации.

2. Предложение о нормативном закреплении права для индивидуальных предпринимателей заключать ученические договора со своими наёмными работниками

Законодательно установлено

Статья 198 ТК РФ «Работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы».

Недостатки

Индивидуальные предприниматели, как и организации, испытывают потребность в квалифицированных кадрах и соответственно в профессиональном обучении и переобучении работников, однако на сегодняшний день, в соответствии со статьей 198 Трудового кодекса РФ, индивидуальные предприниматели не имеют право заключать ученические договора со своими наёмными работниками.

Предложение

Внести изменения в Трудовой кодекс РФ, изложив ч. 1 ст. 198 в следующей редакции: «Работодатель - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы».

Обоснование

Данное предложение позволит индивидуальным предпринимателям повышать профессиональный уровень своих работников, при помощи заключения ученических договоров.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Законы и иные нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51 – ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. -Ст.3301.

  3. Гражданский кодекс Российской Федерации Часть Вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №5. -Ст.410.

  4. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3012.

  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 1.

  6. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3448.

  7. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 31. - Ст. 4006.

  8. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 33 (Часть I). - Ст. 3431.

  9. Приказ Минфина России «Об утверждении Порядка учета и хранения регистрирующим органом всех представленных в регистрирующий орган документов, а также порядка и сроков хранения регистрирующим органом содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей документов и порядка их передачи на постоянное хранение в государственные архивы» от 31 января 2013 г. № 15н (Зарегистрировано в Минюсте России 28 мая 2013 г. № 28539) // Российская газета. - 2013. - 7 июня.

  10. Устав (Основной Закон) Челябинской области от 13.04.1995. // Сборник законов и нормативных правовых актов Челябинской области. - 1995. - № 5.

  11. Закон Челябинской области от 25 октября 2012 г. «О применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения на территории Челябинской области» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс»

  12. Закон Челябинской области от 28 января 2015 г. № 101-ЗО «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения на территории Челябинской области» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс»

  13. Закон Челябинской области «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Челябинской области» от 29 января 2013 г. № 519-ЗО [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс»

  14. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. № 445-I // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. - 1990. - № 30. - Ст. 418 (утратил силу).

  15. Закон РСФСР «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» от 07 декабря 1991 г. № 2000-I // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РФ. - 1992. - № 8. - Ст. 360 (утратил силу).

  16. Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности (утв. Указом Президента РФ от 08.07.1994. № 1482) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 11. - Ст. 1194 (утратило силу).

  17. Постановление Губернатора Челябинской области «О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Челябинской области на 1999-2000 годы» от 11 августа 1999 г. № 373 // Южноуральская панорама. - 1999. - 19 августа (утратило силу).

Судебная и другая правоприменительная практика

  1. Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений подпункта 3 пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» и пунктов 1 и 2 статьи 26 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в связи с жалобами ряда граждан» от 03 июля 2001 г. № 10-П // Российская газета. - 2001. - 11 июля.

  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 01 июля 1996 г. № 6/8 // Российская газета. 1996. 10 августа.

  3. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 июля 2009 г. № 1259/09 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Гарант»

  4. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 августа 2008 г. № 6641/07 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Гарант»

  5. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 июня 2005 г. № 480/05 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Гарант»

  6. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 мая 2005 г. № Ф09-2015/05-С2 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Гарант»

  7. Определение президиума Челябинского областного суда от 30 июля 2013 г. (надзорное производство 4г03-632) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Гарант»

Литература

  1. Аксенчук, Л.А. Правоспособность несовершеннолетнего в сфере предпринимательской деятельности / Л.А. Аксенчук // Законодательство. - 2011. - № 12.

  2. Бакшинскас, В.Ю. Правовое регулирование хозяйственной деятельности / В.Ю. Бакшинскас. - М.: 2012.

  3. Гладилин, С.В. Государственная регистрация прекращения деятельности индивидуального предпринимателя / С.В. Гладилин // Предприниматель без образования юридического лица. - 2015. - № 4.

  4. Гражданское право. Том 1. / Под ред. Е. А. Суханов. - М.:2016.

  5. Гражданское право. Учебник для вузов. Часть 1 / Под ред. А.Г.Калпина. - М.: 2014.

  6. Гражданское право. ч. 1 / Под ред. А. Г. Калпина, А. И. Масляева. - М.: 2013.

  7. Гражданское право. Учебник / Под ред. С. П. Гришаева. - М.: 2014.

  8. Гречихо, Е.С. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей / Е.С. Гречихо. - М.: 2009.

  9. Гусева, Т.А. Предпринимательская деятельность гражданина: государственная регистрация / Т.А. Гусева, Н.В. Ларина // Право и экономика. - 2013. - № 11.

  10. Жилинский, С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). Учебник для вузов / С. Э. Жилинский. - М.: 2013.

  11. Залесский, В.В. Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» / В.В. Залесский. - М.: 2013.

  12. Кныш, Н. А. Государственные программы развития малого предпринимательства: анализ инфраструктурной поддержки / Н. А. Кныш // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2016. - № 1.

  13. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. О.Н.Садикова. - М.: 2015.

  14. Краев, Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (постатейный) / Н.А. Краев. - М.: 2012.

  15. Матвеева, И. Г. Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области / И. Г. Матвеева // Вестник Южно-Уральского университета. - 2014. - № 2.

  16. Матвеева И. Г. Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях Челябинской области / / И. Г. Матвеева. // Вестник Южно-Уральского университета. - 2015. - № 1.

  17. Отнюкова, Г.Д. Государственная поддержка предпринимательской деятельности в форме субсидий / Г.Д. Отнюкова // Предпринимательское право. - 2013. - № 4.

  18. Предпринимательское право. Учебник для вузов / Под ред. Н. М. Коршунова, Н. Д. Эршашвили. - М.: 2014.

  19. Пучков, С.И. Защита прав предпринимателя / С.И. Пучков. - М.: 2013.

  20. Семеусов, В. Особенности статуса индивидуального предпринимателя / В. Семеусов // Российская юстиция. - 2013. - № 3.

  21. Титова, Г. Регистрация граждан в качестве индивидуальных предпринимателей / Г. Титова // Финансовая газета. Региональный выпуск. -2013. - № 48.

  22. Тихомиров, М.Ю. Индивидуальный предприниматель: гарантии деятельности, новый порядок государственной регистрации / М.Ю.Тихомиров. - М.: 2014.

1 Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51 – ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст.3301.

2 Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33 (Часть I). Ст. 3431.

3 Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.

1 Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. № 445-I // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418 (утратил силу).

2 Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). Учебник для вузов. М., 2013. С. 49.

1 Предпринимательское право. Учебник для вузов / Под ред. Н. М. Коршунова, Н.Д.Эршашвили. М., 2014. С. 81.

2 См. например, Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). Учебник для вузов. М., 2013. С. 55 – 56.

1 Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений подпункта 3 пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» и пунктов 1 и 2 статьи 26 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в связи с жалобами ряда граждан» от 03 июля 2001 г. № 10-П // Российская газета. 2001. 11 июля.

2 Определение президиума Челябинского областного суда от 30 июля 2013 г. (надзорное производство 4г03-632) // Справочная правовая система «Гарант»

1 Тихомиров М.Ю. Индивидуальный предприниматель: гарантии деятельности, порядок государственной регистрации. М., 2014. С. 38.

1 Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 июля 2009 г. № 1259/09 // Справочная правовая система «Гарант»

2 Аксенчук Л.А. Правоспособность несовершеннолетнего в сфере предпринимательской деятельности // Законодательство. 2011. № 12. С. 16.

1 Парций Я.Е. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей // Гражданин и право. 2011. № 11. С. 49.

2 Титова Г. Регистрация граждан в качестве индивидуальных предпринимателей // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2013. № 48. С. 7.

1 Приказ Минфина России «Об утверждении Порядка учета и хранения регистрирующим органом всех представленных в регистрирующий орган документов, а также порядка и сроков хранения регистрирующим органом содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей документов и порядка их передачи на постоянное хранение в государственные архивы» от 31 января 2013 г. № 15н (Зарегистрировано в Минюсте России 28 мая 2013 г. № 28539) // Российская газета. 2013. 7 июня.

1 Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.

2 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 мая 2005 г. № Ф09-2015/05-С2 // Справочная правовая система «Гарант»

3 См. например Закон РСФСР «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» от 07 декабря 1991 г. № 2000-I // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РФ. 1992. № 8. Ст. 360 (утратил силу).

1 Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.

1 Шишкин С.Н. Государственная поддержка предпринимательской деятельности как специфическая форма государственного регулирования экономики // Предпринимательское право. 2011. № 4. С. 29.

1 Кныш Н. А. Государственные программы развития малого предпринимательства: анализ инфраструктурной поддержки // Вестник Забайкальского государственного университета. 2016. № 1. С. 121.

2 Отнюкова Г.Д. Государственная поддержка предпринимательской деятельности в форме субсидий // Предпринимательское право. 2013. № 4. С. 25.

1 Краев Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (постатейный). М., 2012. С. 63.

1 Кныш Н. А. Государственные программы развития малого предпринимательства: анализ инфраструктурной поддержки // Вестник Забайкальского государственного университета. 2016. № 1. С. 122.

1 Устав (Основной Закон) Челябинской области от 13.04.1995. // Сборник законов и нормативных правовых актов Челябинской области. 1995. № 5. С. 82 – 107.

2 Постановление Губернатора Челябинской области «О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Челябинской области на 1999-2000 годы» от 11 августа 1999 г. № 373 // Южноуральская панорама. 1999. 19 августа (утратило силу).

1 Закон Челябинской области «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Челябинской области» от 29 января 2013 г. № 519-ЗО // Справочная правовая система «Консультант плюс»

2 Закон Челябинской области «О применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения на территории Челябинской области» от 25 октября 2012 г. // Справочная правовая система «Консультант плюс»

1 Закон Челябинской области «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения на территории Челябинской области» от 28 января 2015 г. № 101-ЗО // Справочная правовая система «Консультант плюс»

 

 

Просмотров работы: 487