ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ НА ТОРГАХ ДОГОВОРА ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ НА ТОРГАХ ДОГОВОРА ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Лесик В.В. 1
1Южно-Уральский государственный университет (научно-исследовательский университет) филиал в г. Миассе
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Новый Гражданский кодекс Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) в части регулирования договорного процесса, а именно, процесса заключения договора, претерпел значительные изменения по сравнению с одноименными кодексами 1922 года и 1964 года и, в определенной степени, с Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года. В ГК РФ 1994 года отношения, возникающие в связи с заключением договора, регулирует уже целая глава (гл. 28), состоящая из 18 статей. Это позволило значительно детальнее разработать положения о заключении договора и учесть некоторые концепции, выработанные мировой практикой.1

Правила ГК РФ о заключении договора в результате торгов и порядке организации и проведения последних являются новеллами.

В последние годы действия ГК РФ,экономическая сторона торгов стала сильно проявлять себя. Прежде всего это связано с началом проведения приватизации и иных связанных с нею реформ, означавших и перестройку экономики.

Такой порядок заключения договора в условиях перехода к рынку получил широкое распространение и подробно регламентирован статьями 447-449 ГК РФ2и дополняющих его законодательных актах, которые учитывают особенности проведения торгов в отношении различных видов имущества.

Продажа государственного (муниципального) имущества на торгах обеспечивает привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц, открытый порядок заключения договора (сделки приватизации), а так же указанный способ приватизации установлен с целью выявления лица, предлагающего наилучшие для продавца условия договора. Поэтому участие в торгах не должно быть формальным. Договор не может быть признан

заключенным на торгах,если торги не состоялись.

Заключенные на основании несостоявшихся торгов договоры аренды и впоследствии выкупа спорного помещения должны признаваться ничтожными как взаимосвязанные сделки приватизации.

Вышеизложенное определяет актуальность и своевременность исследования вопроса о заключении договора приватизации на торгах и аукционах.

Объектом исследования являются: государственное имущество как объект приватизации.

Предметом исследования являются – особенности заключения договора приватизации государственного или муниципального имущества на торгах в форме конкурса и аукциона.

Целью курсовой работы является: определение понятия приватизации, а также особенности процедуры заключенияна торгахдоговора приватизации государственного или муниципального имущества.

Названная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

- изучить историю развития приватизации;

- определить понятие и правовые основы приватизации;

- проанализировать порядок заключения договора приватизации государственного или муниципального имущества путем проведения конкурса, аукциона.

Основной метод исследования - анализ нормативно-правовых актов, научной, юридической литературы по теме, так же используется сравнительно-правовой, исторический метод.

Поставленные задачи определили структуру работы, состоящую из двух глав. Особое внимание в работе уделяется особенностям заключения на торгах договора приватизации государственного или муниципального имущества.

Практическая значимость курсовой работы заключается в использовании результатов исследования в применении результатов данной работы вдействующее гражданское законодательство Российской Федерации.

ГЛАВА 1 ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫПРИВАТИЗАЦИИ

§ 1.1 История развития приватизации государственного имущества

1991год стал годом начала нового этапа в жизни России – процесса приватизации государственного и муниципального имущества.

Разгосударствление российской экономики было начато с надеждой на скорейшее появление широкого класса собственников – эффективных управляющих, что является необходимым условием интенсивного развития в рыночной экономике.

Правовой основой процесса приватизации были принятые Верховным Советом РСФСР законы «О приватизации государственного и муниципального имущества предприятий в РСФСР»3, «Об именных приватизационных чеках и вкладах в РСФСР», а также Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».4

Процесс приватизации государственного имущества можно условно разделить на три этапа. Первый этап приватизации государственной собственности, получивший название чекового(ваучерного), проходил с 1991 по 1994годы. С данным этапом связано начало процесса трансформации командно-административной экономики в рыночную, создание новой структуры собственности и формирование широкого класса частных собственников. В приватизацию было вовлечено практически все население России. Инструментом приватизации послужили приватизационные чеки (ваучеры), розданные всем гражданам.

Но именно этот этап приватизации привел не к формированию широкого класса собственников, а к возникновению небольшой прослойки очень богатых собственников, получивших в управление ваучеры, с помощью которых были приватизированы основные индустриальные объекты России.

Очень часто процесс приватизации государственного имущества проходил в форме спекулятивной купли-продажи собственности. К первому этапу приватизации в обществе возникло негативное отношение.

На первом этапе приватизация государственного и муниципального имущества производилась четырьмя способами: аукцион, коммерческий конкурс, аренда с правом выкупа и акционирование. В основу выбора способов приватизации был положен размер предприятия. Малые предприятия, стоимость основных фондов которых составляла менее 1 млн. рублей, подлежали продаже через аукционы или на конкурсной основе выставлялись на торги. На средних предприятиях, стоимость основных фондов которых составляла от 1 млн. рублей до 50 млн. рублей, и крупных предприятиях со стоимостью основных фондов более 50 млн. рублей приватизация, как правило, проходила в два этапа. Проводилось акционирование, затем выпускались акции, которые распределялись между членами трудового коллектива, руководством предприятия и другими физическими и юридическими лицами в пропорциях, определенных коллективами.

На первом этапе приватизации произошло существенное разгосударствление экономики, поскольку большая часть объектов малой приватизации была передана в частные руки. Именно в период проведения чековой приватизации было приватизировано наибольшее количество объектов. Только за 1993 и 1994 годы было приватизировано почти 65 тысяч предприятий, что составляет около 70% от общего количества приватизированных объектов. При этом наибольшее количество было приватизировано предприятий, находившихся в муниципальной собственности. На первом этапе приватизации государством было реализовано имущества на сумму порядка 2 млрд. рублей. Из них более 50% – за счет реализации муниципального имущества, 30% – регионального имущества и 20% – федерального имущества. Основными объектами приватизации на этом этапе являлись предприятия торговли, общественного питания, строительные организации, предприятия нефтяного комплекса.

Начало второго этапа приватизации началось в 1994году и продолжалось до начала 2002года. Второй этап приватизации носил качественно новый характер, главной его целью являлось обеспечение перехода прав собственности, приобретенных в ходе первичного распределения, в руки эффективных собственников.5

На данном этапе приватизации предусматривалось, что все предприятия с балансовой стоимостью основных фондов на 1 января 1994года свыше 20 млн. рублей, за некоторым исключением (казенные, запрещенные к приватизации, с иностранным участием), должны быть преобразованы в акционерные общества открытого типа. Все остальные предприятия с балансовой стоимостью менее 20 млн. рублей должны приватизироваться на аукционе либо по коммерческому или инвестиционному конкурсу.

На этом этапе было приватизировано около 25 тыс. объектов, что составляет порядка 30% от общего количества приватизированных предприятий за последние 10 лет. При этом в этот период происходило сокращение количества приватизированных объектов по сравнению с предыдущим годом в среднем на 50%.

Меньше всего приватизированных предприятий было в 1999году – 1536 единиц. Это связано с последствиями финансового кризиса августа 1998года, в результате которого большинство российских граждан и предприятий оказались в тяжелом финансовом положении и не имели достаточных средств на приобретение объектов недвижимости. В результате доходы от приватизации государственного имущества в этот и последующие годы были существенно ниже по сравнению с предыдущими годами. В 2000 году впервые за весь период процесса приватизации произошло увеличение количества приватизированных объектов по сравнению с предыдущим годом.

Указанный показатель в 2000году составил 2274 предприятия, или 148% от количества приватизированных предприятий 1999года.

На втором этапе приватизации государство получило более 100 млрд. рублей от приватизации государственного имущества. При этом большие средства от приватизации имущества государство получило в 1997году – 26 млрд. рублей.

Менее всего в процесс приватизации были вовлечены предприятия цветной и черной металлургии, а также объекты электроэнергетики. К настоящему времени практически полностью завершены процессы акционирования и приватизации предприятий нефтяного комплекса, химической и нефтехимической промышленности, связи, лесопромышленного комплекса и медицинской промышленности. Одновременно с приватизацией предприятий шел процесс бесплатной передачи гражданам жилья, в котором они проживали.

Таким образом, результатом приватизации стало формирование новой структуры собственности в Российской Федерации и создание реального фондового рынка корпоративных ценных бумаг, улучшение качества управления и финансового положения отдельных промышленных предприятий в результате передачи контрольного пакета акций российским и иностранным инвесторам, уменьшение бремени содержания государством ряда нерентабельных и убыточных предприятий.

§1.2 Понятие и правовые основы приватизации

Приватизация как теоретическая и практическая проблема связана с наличием в обществе особой политической организации – государства, с устранением негативных последствий его функционирования. Приватизация, является одним из основных видов разгосударствления, представляет собой процесс, направленный на удовлетворение потребностей и интересов участников общественных отношений во все большей мере частными институтами общества путем передачи им функций, ранее выполнявшихся государством, его органами и должностными лицами.

Что касается самого понятие приватизации, то в соответствии со статьей 1Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 года № 178-ФЗ6(далее по тексту-Закон) под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федерального имущества), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Тем самым государственная или муниципальная собственность преобразовывается в частную. Принципы приватизации отражены в статье 2 Закона:

- Приватизация основывается на признании равенства покупателей и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе;

- Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном законом.

Первый специальный закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ»7 появился в июне 1991 года, и через год в него были внесены ряд изменений и дополнений.

Второй Федеральный Закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ»8 конкретизировал приватизацию различных форм собственности. Данный закон изменялся, дополнялся и действовал до апреля 2002 года.

В настоящее время приватизация определяется Федеральным Законом «О приватизации государственного и муниципального имущества»9, который вступил в законную силу 26 апреля 2002 года. Так же официально не отменены: Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 24.12.1993 года) и Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 года (утверждены Указом Президента РФ от 22.07.1994 года). Помимо Федерального Закона и Программы, правовое регулирование приватизации осуществляется многочисленными подзаконными актами.

Нормы права о процессе приватизации за прошедшие годы не оставались неизменны. Нормы права о процессе приватизации целесообразно свести в две группы. В первую, общую часть входят нормы, отражающие статистику процесса приватизации, и во вторую, особенную часть – отражающие его динамику.

Общая часть включает четыре блока норм права, служащих необходимой предпосылкой перевода процесса приватизации в деятельную плоскость. Первый блок охватывает основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества. Второй блок определяет правовой статус субъектов, которым от имени государства и муниципальных образований доверено осуществлять приватизацию соответственно государственной и муниципальной собственности. Третий блок приватизационных норм определяет лиц – покупателей государственного и муниципального имущества.

Четвертый блок норм относится к классификации объектов имущества по возможности их приватизации.

Особенная часть включает правовые нормы о динамике процесса приватизации, выраженной в его стадиях, которые будут рассмотрены отдельно.

В 2003 году Правительство Российской Федерации впервые утвердило Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2004 год, 2005 год и 2006 год10 и основные направления приватизации федерального имущества до 2010 г. в соответствии с процедурой и требованиями нового Закона о приватизации, а также Концепции управления федеральным имуществом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что с формально-правовой точки зрения к настоящему моменту в Российской Федерации сложилась достаточно разработанная нормативная база, регулирующая сферу приватизации государственногоимущества.

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ НА ТОРГАХДОГОВОРАПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

§2.1 Общие условия для аукциона и конкурса

Аукцион - это форма проведения торгов, в соответствии с которой право собственности на объект приватизации переходит к покупателю, предложившему наиболее высокую цену. Других условий аукцион не предусматривает (ст. 447-449 ГК РФ). Особенности аукционов при продаже приватизируемого имущества определены ст. 18 Федерального закона Российской Федерации «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001года № 178-ФЗ.11 и Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2002 года №585.12

На аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.

Согласно п. 1 ст. 448 ГК РФ13 аукционы могут быть открытыми и закрытыми.

Решение по делу № 33-9185/2017 от 03 мая 2017 года. Судебная коллегия рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации сельского поселения Сергиопольский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан в лице Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан поадрес и городу Давлеканово к КАИ о признании договора аренды земельного участка незаключенным, встречному иску КАИ к Администрации сельского поселения Сергиопольский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан о взыскании с Администрации сельского поселения Сергиопольский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан задатка в двойном размере и расторжении договора аренды, по апелляционной жалобе главы Администрации сельского поселения Сергиопольский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан.

Согласно п.1 ст.420 ГК РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В соответствии со ст. 447 ГК РФ, договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее.

В соответствии с п.п. 2, 4, 5 ст.448 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила решение Давлекановского районного суда Республики Башкортостан от дата отменить в части удовлетворения встречных исковых требований КАИ к Администрации сельского поселения Сергиопольский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан о взыскании с Администрации сельского поселения Сергиопольский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан задатка в двойном размере и расторжении договора аренды.14

В открытом аукционе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели. Следует учесть, что в соответствии с п. 10 ст. 18 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», одно лицо имеет право подать только одну заявку, а в случае проведения аукциона при закрытой форме подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества - только одно предложение о цене имущества, продаваемого на аукционе.

Аукцион и конкурс являются открытыми по составу участников. Заявки принимаются в течение не менее 25 дней. Задаток устанавливается в размере 20 процентов от начальной цены, но не более 4,5 миллионов МРОТ.

Аукцион или конкурс, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся. При равенстве двух и более предложений о цене государственного или муниципального имущества победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше других заявок.

До признания претендента участником аукциона (конкурса) он имеет право посредством уведомления в письменной форме отозвать зарегистрированную заявку. В случае отзыва претендентом в установленном порядке заявки до даты окончания приема заявок поступивший от претендента задаток подлежит возврату в течение пяти дней со дня поступления уведомления об отзыве заявки. В случае отзыва претендентом заявки позднее даты окончания приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников аукциона (конкурса).

Одно лицо имеет право подать только одну заявку, а также только одно предложение о цене государственного или муниципального имущества.

Уведомление о победе на конкурсе выдается победителю или его полномочному представителю под расписку или высылается по почте заказным письмом в течение пяти дней с даты подведения итогов конкурса.

При уклонении или отказе победителя аукциона или конкурса от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества задаток ему не возвращается и он утрачивает право на заключение указанного договора.

Суммы задатков, внесенные участниками аукциона (конкурса), за исключением победителя, возвращаются участникам конкурса в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона (конкурса).

Претендент не допускается к участию в аукционе или конкурсе по следующим основаниям:

- представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством РФ;

- представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе), или оформление указанных документов не соответствует законодательству РФ;

- заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;

- не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счета, указанные в информационном сообщении.

Перечень оснований отказа претенденту в участии в аукционе или конкурсе является исчерпывающим.

Таким образом, способ заключения договоров широко применяется, например, при заключении договоров приватизации государственного (муниципального) имущества. Сущность указанного способа состоит в том, что договор заключается организатором торгов с лицом, выигравшим торги. Таким способом может быть заключен любой договор, если иное не вытекает из его существа. Некоторые же договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.

§2.2Особенности заключения на торгах договора приватизации государственного или муниципального имущества

В соответствии с Федеральным законом от 30июня 2008 года № 108-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»15Закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ«О защите конкуренции»16дополнен статьей 17.1 «Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества» следующего содержания:

1. Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, если указанные права на это имущество предоставляются на основании:

1) актов Президента РФ, решений Правительства РФ;

2) решения суда, вступившего в законную силу;

3) федерального закона, устанавливающего иной порядок распоряжения этим имуществом.

2. Указанный в ч. 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, законодательством РФ о недрах.

3. Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями и которым они могут распоряжаться только с согласия собственника, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

4. Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в ч.ч. 1 и 3 настоящей статьи, и перечень случаев заключения указанных договоров путем проведения торгов в форме конкурса устанавливаются Правительством Российской Федерации.

До установления предусмотренного ч. 4 ст. 17.1 настоящего Федерального закона порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в ч.ч. 1 и 3 ст. 17.1 настоящего Федерального закона, конкурсы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а аукционы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Решение № 2-155/2017 2-155/2017~М-154/2017 М-154/2017 от 26 апреля 2017 года по делу № 2-155/2017. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Чивикова А.П. к Администрации муниципального образования Пригородное Плавского района, Чивикову С.П. о признании права собственности на жилой дом в порядке приватизации.Чивиков А.П. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования Пригородное Плавского района, Чивикову С.П. о признании за ним права собственности на жилой дом № в в порядке приватизации, общей площадью …кв.м., в том числе жилой ... кв.м.

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации установлено право граждан на жилище. Право на жилище означает возможность иметь жилище, пользоваться им на условиях, установленных законом. В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.

Согласно ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд решил:уточненные исковые требования Чивикова А.П. к Администрации муниципального образования Пригородное Плавского района, Чивикову С.П. о признании права собственности на квартиру удовлетворить.

Признать право собственности Чивикова А.П. на квартиру общей площадью …16В.м, в том числе жилой площадью …кв.м, расположенную по адресу: .

Прекратить право собственности муниципального образования Пригородное Плавского района на квартиру .17

Определение от 4 июля 2016 г. по делу № А41-29310/2015 года.18

Определение от 7 сентября 2017 г. по делу № А32-23355/2016года.19

 

Существенными особенностями отличается такой способ оформления договорных отношений, как заключение договора на торгах (ст. ст. 447 - 449 Гражданского кодекса Российской Федерации).20 Путем проведения торгов может быть заключен любой договор, если только это не противоречит его существу.

Не существует препятствий для продажи в порядке проведения торгов какого-либо имущества, включая недвижимость, ценные бумаги, имущественные права (например, права аренды помещения). К их числу, в частности, относятся:

- продажа государственного или муниципального имущества на аукционе, в том числе продажа на специализированном аукционе акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ;

- продажа государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;

- отчуждение находящихся в государственной или муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.При продаже вещей или имущественных прав на открытых торгах договор должен быть заключен с лицом, выигравшим торги. Заключение такого договора - обязанность продавца, поэтому в случае необоснованного уклонения от заключения договора победитель торгов вправе потребовать понуждения продавца к его заключению, а также возмещения убытков, вызванных уклонением от заключения договора. В определенных случаях, предусмотренных законом, договоры о продаже имущества, в том числе имущественных прав, могут заключаться только путем проведения торгов. В частности, среди способов приватизации государственного и муниципального имущества имеются такие, которые могут быть реализованы исключительно путем проведения открытых торгов.

Собственник вещи или обладатель имущественного права, решивший заключить договор об их отчуждении на торгах, может сам организовать торги либо обратиться к услугам специализированной организации, которая выступит в качестве организатора торгов. При этом специализированная организация должна действовать на основе договора с собственником (обладателем права) и в зависимости от условий такого договора выступает от имени собственника или от своего имени.

Форма торгов избирается собственником реализуемой вещи (обладателем права), если иное не будет установлено законом. Однако его выбор ограничен лишь двумя возможностями: торги могут быть проведены в форме либо конкурса, либо аукциона. Разница между ними заключается в том, что на аукционе выигравшим признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое, по заключению конкурсной комиссии, предложит лучшие условия. В свою очередь, и аукцион, и конкурс могут быть открытыми или закрытыми. В первом случае участником аукциона или конкурса, а следовательно, и его победителем может быть любое лицо; во втором - только лица, специально приглашенные для участия в конкурсе (аукционе). На организатора торгов возлагаются определенные обязанности как по подготовке торгов, так и по их проведению.

Прежде всего он обязан обеспечить доведение до предполагаемых участников извещения об их проведении не менее чем за 30 дней до этого. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене продаваемого объекта.

Впоследствии организатор торгов, давший извещение, может отказаться от их проведения в срок не позднее чем за три дня до наступления объявленной даты проведения торгов в форме аукциона и не позднее чем за 30 дней до проведения конкурса. Если при этом предполагалось провести закрытые торги, их организатору придется возместить участникам понесенные ими убытки (реальный ущерб). Что же касается открытых торгов, то обязанность возместить их участникам понесенные убытки возникает у организатора торгов только в случае нарушения установленных сроков отказа от их проведения.Определенные обязательные условия должны соблюдаться также участниками торгов - они обязаны внести задаток. Размер, сроки и порядок внесения задатка определяются извещением о проведении торгов. Судьба задатка, внесенного участниками торгов, определяется специальными правилами, суть которых состоит в том, что тем лицам, которые приняли участие в торгах, но не стали их победителями, задаток должен быть возвращен. Задаток также подлежит возврату всем участникам, если торги не состоялись. Иначе решается судьба задатка, внесенного лицом - будущим победителем торгов: соответствующая денежная сумма засчитывается в счет исполнения его обязательств по оплате приобретенной вещи или имущественного права.

Результаты торгов удостоверяются протоколом, который подписывается организатором торгов и их победителем и имеет силу договора. Если же какая-либо из названных сторон будет уклоняться от подписания договора, возникают определенные неблагоприятные последствия: победитель торгов утрачивает внесенный им задаток, а на организатора торгов возлагается обязанность возвратить лицу, выигравшему торги, внесенный им задаток в двойном размере, а также возместить ему убытки в части, превышающей сумму задатка. В случаях, когда предметом торгов является право на заключение договора (например, договора аренды помещения), соответствующий договор должен быть подписан сторонами не позднее 20 дней после завершения торгов и оформления протокола, если иной срок не был указан в извещении о проведении торгов. Уклонение одной из сторон от оформления договорных отношений дает право другой стороне обратиться в суд с требованиями как о понуждении к заключению договора, так и о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения.

Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными, что влечет за собой недействительность договора, заключенного по их результатам.Аукцион или конкурс, в которых принял участие только один участник, признаются несостоявшимися.21

Таким образом, в определенных случаях, предусмотренных законом, договоры о продаже имущества, в том числе имущественных прав, могут заключаться только путем проведения торгов. Среди способов приватизации государственного и муниципального имущества имеются такие, которые могут быть реализованы исключительно путем проведения открытых торгов.

Форма торгов избирается собственником реализуемой вещи (обладателем права), если иное не будет установлено законом. Однако его выбор ограничен лишь двумя возможностями: торги могут быть проведены в форме либо конкурса, либо аукциона. Разница между ними заключается в том, что на аукционе выигравшим признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое, по заключению конкурсной комиссии, предложит лучшие условия. В свою очередь, и аукцион, и конкурс могут быть открытыми или закрытыми.

Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными, что влечет за собой недействительность договора, заключенного по их результатам.Аукцион или конкурс, в которых принял участие только один участник, признаются несостоявшимися.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе написания курсовой работы была рассмотрена тема, раскрывавшая особенности заключения на торгах договора приватизации государственного или муниципального имущества. Были затронуты вопросы раскрывшие сущность темы, ее актуальность и значимость, а также другие вопросы.

В заключение проведенного исследования можно сделать определенные обобщающие выводы:

Приватизация — коренной вопрос перехода к рынку. Она означает движение к тому, чтобы ведущие позиции занял частный сектор: индивидуальное предприниматель­ство, акционерные общества, совместные предприятия. От того, как она будет проведена, зависит и социальный мир, и то, как заработают рыночные стимулы. Приватизация позволит восстановить равноправие и неприкосновенность всех форм собственности — государственной, коллектив­ной и частной. Только возвратив человеку собственность, можно рассчитывать на появление заинтересованного и ответственного производителя конкурентоспособной про­дукции.

В России процесс приватизации был особенно сложен, он начался в период не только перестроения экономики, но и перехода от одного политического строя к другому. Результатом приватизации стало формирование новой структуры собственности в Российской Федерации и создание реального фондового рынка корпоративных ценных бумаг, улучшение качества управления и финансового положения отдельных промышленных предприятий в результате передачи контрольного пакета акций российским и иностранным инвесторам, уменьшение бремени содержания государством ряда нерентабельных и убыточных предприятий.

Законодатель, предусмотрев, для заключения договоров в отношении госимущества обязательное проведение конкурса или аукциона, отсылает нас к порядку, предусмотренному в Законах № 115-ФЗ и № 178-ФЗ.

Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлен порядок проведения аукционов и конкурсов.

С формально-правовой точки зрения к настоящему моменту в Российской Федерации сложилась достаточно разработанная нормативная база, регулирующая сферу приватизации государственногоимущества.

Договор приватизации государственного или муниципального имущества заключается организатором торгов с лицом, выигравшим торги. Таким способом может быть заключен любой договор, если иное не вытекает из его существа. Некоторые же договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.

  1. Предложение о том, чтобы урегулироватьп. 6 ст. 448 ГК РФ

Законодательно установлено

п. 6 ст. 448 ГК РФ (также как и в новой редакции) предусмотрено, что финальный документ о результатах торгов, имеющий силу договора, должен быть подписан между лицом, выигравшим торги, и организатором торгов. Из данного положения следует, что если организатор торгов при проведении торгов действует от своего имени, его следует считать стороной договора, заключаемого по результатам торгов.

Недостатки

С практической точки зрения в п. 6 ст. 448 ГК РФ данное ограничение (если организатор торгов при проведении торгов действует от своего имени, его следует считать стороной договора, заключаемого по результатам торгов)

создает препятствие для участников хозяйственного оборота привлекать организатора торгов, действующего от своего имени, только для выполнения функций по организации и проведению торгов (организатор торгов будет при этом нести ответственность перед участниками торгов), без передачи ему функции выступать стороной договора.

Предложение

Данное ограничение(если организатор торгов при проведении торгов действует от своего имени, его следует считать стороной договора, заключаемого по результатам торгов)не является оправданным.

Обоснование

Решение спорных вопросов, возникших при применении Гражданского кодекса Российской Федерации, несомненно, будет способствовать дальнейшему совершенствованию гражданского законодательства.

  1. Предложение о том, чтобы урегулироватьФедеральный закон «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» от 08.03.2015 года № 42-ФЗ

Законодательно установлено

Федеральным законом «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» от 08.03.2015 года № 42-ФЗ оставлено без изменения правило о том, что протокол о результатах торгов должен быть подписан в день проведения конкурса или аукциона.

Недостатки

На практике при проведении сложных конкурсов соблюдение данного правила проблематично, особенно если лицо, победившее в торгах, находится в другом регионе.

Предложение

Поэтому более целесообразно было бы предусмотреть возможность подписания финального документа с победителем не обязательно в день подведения итогов торгов, но и в иной срок, заранее указанный в извещении о проведении торгов, с учетом специфики и сложности торгов. Вместе с тем, Законом № 42-ФЗ такая возможность не предусмотрена.

Обоснование

Решение спорных вопросов, возникших при применении Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» от 08.03.2015 года № 42-ФЗ, несомненно, будет способствовать дальнейшему совершенствованию гражданского законодательства.

  1. Предложение о том, чтобы урегулировать статью 20 Федерального закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»

Законодательно установлено

Согласно статье 20 Федерального закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» сделки по приобретению приватизируемых государственных и муниципальных предприятий признаются недействительными, если нарушены условия, на которых предприятие было приобретено по конкурсу.

Порядок и способы приватизации государственных (муниципальных) предприятий определяются законодательством о приватизации и Государственной программой приватизации.

Недостатки

Внести в ст. 20 Федерального закона Российской Федерации«О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» некоторые условия приватизации.

Предложение

В целях совершенствования законодательства предлагаются следующие меры.

Во-первых, установить обязанность претендентов на участие в приватизационном конкурсе или аукционе раскрыть информацию о выгодоприобретателях.

Во-вторых, ограничить возможность участия в торгах физических лиц, являющихся гражданами государств - оффшорных юрисдикций, юридических лиц, зарегистрированных в таких государствах, а также контролируемых ими российских юридических лиц.

В-третьих, предоставить возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий для проверки подлинности документов и исследования юридической личности граждан и организаций, которые принимают участие в приватизации.

Обоснование

Решение спорных вопросов, возникших при применении статьи20 Федерального закона Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», несомненно, будет способствовать дальнейшему совершенствованию гражданского законодательства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Законы и иные нормативные акты

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 года № 51-ФЗ. .-URL: http://www.consultant.ru

  2. Федеральный закон РФ от 03.07.1991года № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»(утратил силу).-URL: http://www.consultant.ru
  3. Федеральный закон РФ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 21.07.1997 года № 123-ФЗ (утратил силу).-URL: http://www.consultant.ru
  4. Федеральный закон РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001года № 178-ФЗ.-URL: http://www.consultant.ru
  5. Федеральный закон от 30 июня 2008 года № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».-URL: https://giod.consultant.ru/documents/966034

  6. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ.-URL: https://giod.consultant.ru

Подзаконные акты

  1. Постановление Правительства РФ от 12.08.2002 года № 585 «Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций акционерных обществ на специализированном аукционе».-URL: http://www.consultant.ru

  2. Прогнозный план(программа) приватизации Федерального имущества на 2006 год и основные направления приватизации Федерального имущества на 2006-2008 годы.-URL:http://www.consultant.ru

Судебная и другая правоприменительная практика

Материалы судебной практики

  1. РосПравосудие.-URL:https://rospravosudie.com/court-verxovnyj-sud-respubliki-bashkortostan-respublika-bashkortostan-s/act-556118035/

  2. Судебные и нормативные акты РФ.-URL:http://sudact.ru

Учебники, учебные пособия, комментарии

Учебник

  1. Розенберг, М.Г. Заключение договора международной купли-продажи товаров. Учебник./под ред.М.Г.Розенберга/ -М., -1991. -с.5

  2. Суханов, Е.А. Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова/ Т.II. Полутом 1.-М.,- 1999. -с.164.

  3. Суханов, Е.А. Гражданское право: В 4 т. Том 3: Обязательственное право: Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное./под редакцией Е.А.Суханова/-М. –«ВолтерсКлувер», -2008.

Монографии, лекции, статьи, диссертации и

авторефераты диссертаций

Автореферат

  1. Реферат.NIV.-URL: http://referat.niv.ru/view/referat-state/90/89754.htm

1Розенберг,М.Г. Заключение договора международной купли-продажи товаров./под редакцией М.Г.Розенберга/Учебник. М., 1991. С.5

2Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 года № 51-ФЗ.-URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 10.03.2017)

3 Закон РФ от 03.07.1991года № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (утратил сила).-URL:http://www.consultant.ru (Дата обращения: 10.10.2017) 4 Закон РСФСР от 03.07.1991года № 1529-1 «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР»(утратил силу).-URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96/ (Дата обращения: 10.10.2017)

5Реферат.NIV.-URL: http://referat.niv.ru/view/referat-state/90/89754.htm (Дата обращения:10.03.2017)

6 Федеральный закон РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001года № 178-ФЗ.-URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 20.10.2017) 7Федеральный закон РФ от 03.07.1991года № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»(утратил силу).-URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 20.10.2017) 8Федеральный закон РФ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 21.07.1997 года № 123-ФЗ (утратил силу). -URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 10.03.2017) 9Федеральный закон РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001года № 178-ФЗ.-URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 10.03.2017)

10 Прогнозный план(программа) приватизации Федерального имущества на 2006 год и основные направления приватизации Федерального имущества на 2006-2008 годы.-URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=371450&rnd=261745.904724589&from=349663-18#0(Дата обращения: 20.10.2017)

11 Федеральный закон РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001года № 178-ФЗ.-URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 11.11.2017) 12 Постановление Правительства РФ от 12.08.2002 года № 585 «Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций акционерных обществ на специализированном аукционе».-URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 20.11.2017)

13 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 года № 51-ФЗ.-URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 20.11.2017)

14РосПравосудие.-URL:https://rospravosudie.com/court-verxovnyj-sud-respubliki-bashkortostan-respublika-bashkortostan-s/act-556118035/ (Дата обращения:12.10.2017)

15Федеральный закон от 30 июня 2008 года № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».-URL: https://giod.consultant.ru/documents/966034 (Дата обращения:10.10.2017)

16Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ.-URL:https://giod.consultant.ru (Дата обращения:10.10.2017)

17Судебные и нормативные акты РФ.-URL:http://sudact.ru/regular/doc/R0FDZQ0xXpHK/(Дата обращения:20.11.2017)

18Судебные и нормативные акты РФ.-URL:http://sudact.ru/vsrf/doc/LyY9YQk53EQ0/(Дата обращения:20.11.2017)

19Судебные и нормативные акты РФ.-URL:http://sudact.ru/vsrf/doc/3H1k8pmMnG6O/(Дата обращения:20.11.2017

20Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 года № 51-ФЗ.-URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 20.11.2017)

21Суханов, Е.А. Гражданское право: В 4 т. Том 3: Обязательственное право: Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное.М. «ВолтерсКлувер». 2008.
Просмотров работы: 367