АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ ПОДСОЛНЕЧНИКА И ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР С ПРИМЕНЕНИЕМ ПАКЕТА STATISTIСA - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ ПОДСОЛНЕЧНИКА И ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР С ПРИМЕНЕНИЕМ ПАКЕТА STATISTIСA

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Объемы производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать. Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.

Объемы производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных показателях.Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.

Объем реализации продукции можно определить или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате, т. е. выручке. Она может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит, и объем ее производства.

Целью анализа является: выявление и подсчет упущенных возможностей и резервов увеличения производства и реализации продукции. Анализ осуществляют по каждому виду продукции, подразделению и в целом путем сравнивания фактического объема производства с плановым или уровнем производства за ряд предшествующих лет. Анализ позволяет установить степень выполнения плана, изменения показателей за ряд лет и определить темпы прироста производства каждого вида продукции в отдельности. Всю валовую продукцию оценивают по сопоставимым или по фактически сложившимся ценам реализации, которые отражают не только объем произведенной продукции, но и качество, каналы, структуру реализованной продукции, конъюнктуру рынка. На выход валовой продукции растениеводства влияют погодно–климатические условия, а также качество посевного материала, дозы внесения удобрений, соблюдение сроков сева и уборки, строгое выполнение всех технологических операций производственного цикла, наличие квалифицированных кадров, уровень механизации производственных процессов, передовая организация труда. Однако всё это влияет на выход продукции через изменения посевных и уборочных площадей, а также урожайность сельскохозяйственных культур и в последствии на реализацию продукции.

В СПК им. Фрунзе Серафимовичского района Волгоградской области основными возделываемыми культурами являются зерновые и подсолнечник. На их примере охарактеризуем производство и реализацию продукции растениеводства в хозяйстве.

Как видно из таблицы 1, в отчетном году, по отношению к базисному, площадь под зерновыми сократилась на 1739 га. При этом произошло увеличение посевов озимой зерновой культуры на 41,4%, за счет сокращения площади яровых зерновых. Постепенно сокращается площадь и под подсолнечник (на 891 га в 2016 году к 2012 году).

Самая высокая урожайность озимых была достигнута в 2016 году – 27,9 ц/га. В этот же год валовой сбор зерна составил свыше 59 тыс. ц.. Однако сбор 2016 года оказался на 27,6% меньше 2015 года. В хозяйстве идет постепенное снижение урожая подсолнечника, так если в 2012 году она составила 10,24 ц/га, то в 2016 году снизилась на 67,8%.

Таблица 1 - Анализ производства и реализации продукции подсолнечника и зерновых культур в СПК им. Фрунзе

Показатели

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Изменение

абсолютное

относи-тельное, %

Площадь, га

зерновых культур

в т.ч. озимых

яровых

подсолнечника

Урожайность, ц/га

зерновых культур

в т.ч. озимых

яровых

подсолнечника

Валовой сбор, ц

зерновых культур

в т.ч. озимых

яровых

подсолнечника

Реализовано, ц

зерна

подсолнечника

Уровень товарности, %

зерна

подсолнечника

стоимость валовой продукции

зерна

подсолнечника

3881

3657

224

2983

23,45

23,92

15,96

10,24

91038

87462

3576

30549

97884

30760

18,2

39,9

15423,2

12115,3

2505

2279

226

3094

20,0

20,8

11,8

6,5

50167

47490

2677

20270

45882

18732

16,1

37,5

8839,0

8228,3

2520

2463

207

2626

16,4

17,6

2,2

7,2

43686

43234

452

18988

38631

18695

33,2

95,2

16384,9

18370,5

3383

3046

337

2283

24,4

26,2

8,3

8,6

82583

79795

2788

17118

54130

14457

19,1

46,3

24125,0

9386,1

2142

2142

-

2092

27,9

27,9

-

3,3

59757

59757

-

6982

77470

8716

35,3

83,7

16270,2

4682,2

-1739

-1515

-

-891

4,4

4,0

-

-6,9

-31281

-27705

-

-23567

-20414

-22044

17,1

43,8

847

-7433,1

55,2

58,6

-

70,1

119,0

116,6

32,2

65,6

68,3

-

22,9

79,1

28,3

194,0

209,8

105,5

38,6

За анализируемый период наблюдается повышение в уровне товарности, как подсолнечника, так и зерновых. Если в 2012 году доля реализованной продукции зерна составила 18,2 %, то в 2016 году – 35,3 %. Уровень товарности подсолнечника вырос с 39,9 % в 2012 году, до 83,7 % - 2016 году. Самый высокий уровень товарности подсолнечника наблюдается в 2014 году – 95,2 %. На предприятии больше всего зерна реализовано в 2012 году – 97884 ц., это в 2,5 раза больше 2014 года. В этом же году реализовали 30760 ц подсолнечника, что на 71,7 % больше чем в 2016 году.

Реализация продукции является связующим звеном между производством и потреблением. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит, и объем ее производства.

На примере зерна, мы можем проследить динамику производства и реализации на предприятии. Из таблицы 2 видно, что в отчетном 2016 году объем производства зерна увеличился по сравнению с 2011 годом более чем в 1,1 раза. Наименьшие объемы производства и реализации продукции на предприятии пришлись на 2013 год. Так, объем реализации в 2016 году увеличился в 2,6 раза.

Таблица 2 - Динамика производства и реализации зерна в СПК им. Фрунзе

Год

Объем производства продукции, тыс. руб.

Темпы роста, %

Объем реализации продукции, тыс. руб.

Темпы роста, %

базисные

цепные

базисные

цепные

2012

2013

2014

2015

2016

15423,2

8839,0

16384,9

24125,0

16270,2

100,0

57,3

106,2

156,4

105,5

100,0

57,3

185,4

147,2

67,4

16583

8084

14489

15813

21093

100,0

48,7

87,4

95,4

127,2

100,0

48,7

179,2

109,1

133,4

Для большей наглядности динамику производства и реализации можно изобразить графически (рисунок 1). На протяжении пятилетнего периода наблюдается незначительное превышение темпов роста производства продукции над темпами роста реализации, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.

Рис. 1. Динамика производства и реализации зерна в СПК им. Фрунзе

За анализируемый период в государственные фонды поставки подсолнечника не осуществлялись. За весь анализируемый период большая часть подсолнечника была реализована на рынках, а впоследствии предприятиям и организациям. Пошлины на оплату дивидендов предприятие не производило.

Таблица 3 - Баланс продукции подсолнечника в СПК им. Фрунзе за 2012 – 2016 гг.

Показатели

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

отклонения

ц

%

Наличие на начало года

570

368

621

357

2661

2091

466,8

Произведено за вычетом отходов

30549

20270

18988

17118

6982

-23567

22,9

Приобретено

375

306

-

-

-

-

-

Итого приход

30924

20576

18988

17118

6982

-23942

22,6

Реализовано организациям, на рынках

25462

16589

14068

13125

8716

-16746

34,2

Выдано в порядке оплаты труда

3366

1689

1736

1332

-

-

-

На семена

366

789

399

357

145

-221

39,6

Всего расходовано

31126

20323

19252

14814

8861

-22265

28,5

Наличие на конец года

368

621

357

2661

782

414

212,5

Из данных таблицы 3 видно, что в 2016 году на семена направилось меньше подсолнечника, чем в остальные, так в 2013 году было оставлено на эти цели в 5 раз больше центнеров подсолнечника. В 2012 году предприятием было приобретено 375 ц, в 2013 году на 18,4 % меньше, а впоследствии полностью прекратили закупку подсолнечника. Необходимо обратить внимание на то, что снижается доля подсолнечника, выданного в порядке оплаты работникам хозяйства, а в последний год в качестве выплаты было выдано лишь зерно.

Ежегодно часть продукции остается на конец года и переходит остатком на начало следующего. На предприятии их размер нестабилен. Наибольшее количество было оставлено в 2015 году, что в 7 раз превосходило количество оставленного подсолнечника в 2012 году.

Просмотров работы: 150