ОЛИГОПОЛИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОЛИГОПОЛИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Исследованиями вопросов в области олигополии и олигополистических рынков занимаются многие ученые-экономисты. Для государства важно поддерживать конкуренцию на рынках и не допускать образования тайных сговоров, которое может, в конечном счете, привести к монополизации рынков и развитию теневого бизнеса.

Признаки и черты олигополии, причины возникновения олигополии.

Для рыночной экономики характерны определенные черты, которые представлены на рис. 1.

 

Автономность действий участников

Информированность хозяйствующихсубъектов

Социализация и глобализация процессов

 

 

Современная рыночная экономика

 

 

Экономическая свобода

 

 

Конкуренция

Мобильность ресурсов

 

Рис 1. Черты рыночной экономики.1

В условиях рыночной экономики, широкое распространение получила олигополистическая рыночная структура.

Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой поставкой и реализацией товаров на рынке занимается несколько основных поставщиков (олигополистов).

Принято выделять несколько основных причин возникновения и развития олигополистических рынков, к которым можно отнести:

1.Уровень развития производства;

2.Глобализация мирового хозяйства;

3.Развитие технологий и инновационных направлений;

4. Экономия на масштабах производства.

В условиях развития олигополистического рынка приято выделять его характерные признаки, к которым относят:

1.Существование препятствий и преград для входа на рынок;

2.Дифференцированность или стандартизация продукции;

3.Незначительное количество поставщиков на рынке товаров и услуг;

4. Высокий уровень концентрации производства.

Данные характерные признаки могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие данного рынка. Положительное влияние может сказаться на росте рынков сбыта, расширении товарной продукции, развитии научно-технического прогресса. Негативные последствия могут привести к развитию теневого бизнеса, оффшоризации и т.д.2

Характерной особенностью олигополистической структуры является то, что все производители, выступающие на олигополистическом рынке, взаимозависимы, т.е. фирмы при формировании своей ценовой политики должны принимать во внимание реакцию конкурентов.

Модели олигополии и их специфика. К основным моделям олигополии относят:

1. Олигополия «Ценовая война»;

2.Олигополия, основанная на сговоре;

3.Олигополия, отражающая реакцию фирмы на цену конкурентов;

4.Олигополия, основанная на лидерстве в ценах;

5.Модель Курно;

6.Олиглполия, основанная на теории игр.

Рассмотрим их подробнее и выясним характерные черты основных моделей.

Первая модель олигополистического рынка, представляет собой ценовую войну между фирмами-олигополистами на рынке. Она является одним из многих возможных последствий олигополистического соперничества. Начало ценовой войны основывается на предположении продавца, что конкурент не станет реагировать на его снижение цены. Соперники же отвечают еще большим понижением цен. Войны цен хороши для потребителей, но плохи для прибылей продавцов.3 Данную модель принято именовать моделью Бертрана, и ее особенностью можно назвать то, что она может продолжаться долгое время, пока экономическая прибыль не упадет до нуля, а цена - до уровня средних затрат равных предельным издержкам. Тогда наступит равновесие, и продавцы назначат одну и ту же цену, а общий рыночный выпуск станет таким же, как в условиях совершенной конкуренции.

Модель олигополии, основанная на сговоре. Данная модель олигополии существует и активно функционирует тогда, когда несколько фирм-олигополистов заранее договариваются об объемах выпуска продукции и ценах, стремятся вступить между собой в сотрудничество и избегают ценовых войн. Зачастую, данная модель приводит к образованию такой формы на олигополистическом рынке как картель.4 Итогом образования картеля является цена и объем производства, характерные для чистой монополии. Фирмы, объединившиеся в картель, максимизируют свою долю прибыли на основе сокращения выпуска продукции до уровня равенства.

Если какая-либо фирма нарушает картельное соглашение, она начинает производить и продавать больше, чем запланировано по картельной квоте. В качестве наказания другие участники картеля последуют ее примеру и тоже расширят выпуск. Поэтому в короткий период времени объем предложения возрастет. В соответствии с законом рынка большие объемы могут быть проданы только при значительном падении цены. Чем быстрее цена сократится до такого уровня, чтобы исчезла дополнительная прибыль фирмы-нарушителя, и чем более резким будет падение цены, тем меньше стимулов у фирмы нарушать согласие.

Поскольку картель функционирует как монополия, государство принимает соответствующие противодействующие меры. Если фирмы – участницы картеля ожидают, что картельное соглашение будет вскоре обнаружено правительством, за этим последуют строгие санкции, фирмы будут менее склонны к заключению такого рода соглашений, и наоборот. Различия в спросе и издержках, наличие большого числа фирм, мошенничество посредством ценовых скидок, экономические спады и антитрестовские законы часто являются препятствием для основанной на тайном сговоре олигополии.5

Третья модель олигополии объясняет поведение олигополиста, не занимающего лидирующего положения в отрасли, но не меняющего цены даже при изменении издержек. Она называется моделью изогнутой (ломаной) кривой спроса.6

Четвертая модель олигополии – лидерство в ценах. Одна фирма действует как ценовой лидер и устанавливает цену, основанную на ее предельном доходе и предельных издержках, и предполагает, что другие фирмы на рынке не станут реагировать таким образом, что изменят цену, которую она установила. Соперничающие фирмы следуют за лидером и принимают эту цену как данную. Они решают максимизировать свои прибыли при цене, установленной лидером.7

Пятая модель - модель Курно. Это одна из первых моделей олигополии в форме дуополии, которая исходит из того, что существуют только две фирмы; каждая фирма считает цену и объем производства конкурента постоянными и на основе этого принимает свои решения; обе фирмы хотят получить наивысшую прибыль.При дуополии объем производства продукции меньше, чем при совершенной конкуренции, но больше, чем при монополии; Рыночная цена в условиях дуополии ниже, чем при монополии, но выше, чем при свободной конкуренции.

Шестая модель, основанная на теории игр. Каждая фирма вырабатывает оптимальную стратегию, оценивает прибыли и убытки, исходя из действий других участников отрасли, и имеет возможность выбирать свои действия из нескольких вариантов.

Олигополия в современной экономике России.

Виды и особенности ценообразования на олигополистических рынках России.

На сегодняшний день, существует несколько основных моделей ценообразования в условиях олигополии:

1.Модель, ориентированная на издержки;

2.Модель, ориентированная на потребителей;

3.Модель, ориентированная на конкурентов.8

Первая модель – модель, ориентированная на издержки, основной задачей которой является покрытие либо всей части затрат, либо большей ее половины.Она применяется из-за внутренне присущей рынку неопределенности по поводу сложности определения предельных издержек и спроса на товар. Расчет модели основан на данных о финансово-хозяйственной деятельности, производственном учете и планировании.

Многие ученые, в данной модели, выделяют несколько основных подвидов, к которым принято относить:

1.модель полных издержек - характерными особенностями является существенное превышение уровня цены над совокупными издержками;

2.модель возврата инвестиций - установление такого размера цен, которые помогут обеспечить так называемый уровень возврата инвестиций;

3.модель маржинальных издержек - используется раздельный учет постоянных и переменных затрат.

Основными подвидами второй модели можно назвать:

1.модель ценообразования по ощущаемой ценности;

2.тендерный метод.9

Ценообразование по ощущаемой ценности основывается на покупательской оценке продукта (а не на издержках производства и обращения). Для создания покупательской оценки используются неценовые маркетинговые рычаги.

Ценообразование тендерным методом в большей мере ориентировано на покупательское восприятие цены в сравнении с конкурентными ценами. Чем выше цены предприятия, тем меньше вероятность получения контракта.

Третья модель ценообразования, ориентированная на конкурентов. Например, ценообразование, ограничивающее вход в отрасль. Фирмы устанавливают цены таким образом, чтобы новым производителям на рынке было бы невыгодно начинать на нем торговлю.

В структуре данной категории модели, однородность продукта выбирается предприятием на основе из трех направлений действия:

1. приспособление к рыночной цене;

2. последовательное занижение цен;

3. последовательное повышение цен (основанное на высокой репутации и качестве продукта).

Основной спецификой данной модели является то, что все продукты, товары и услуги, произведенные и реализованные предприятием за определенный промежуток времени неоднозначно оцениваются с точки зрения конечного результата.

В условиях рыночной экономики, процесс ценообразования достаточно сложное и многоэтапное явление. Учеными принято выделять несколько этапов процесса ценообразования, среди которых можно выделить следующие:

1.Определение базовой цены, иначе говоря, цены без наценок и скидок, без сервисных транспортных и страховых компонентов;

2.Определение цены при учете всех вышеперечисленных скидок, наценок и компонентов.10

Помимо моделей ценообразования, которые были рассмотрены раннее, принято выделять и основные методы ценообразования, которые применяются компаниями в условиях рынка.

К основным методам ценообразования в условиях олигополии можно отнести:

1.Методы полных издержек;

2.Методы стоимости изготовления;

3.Методы маржинальных издержек;

4.Методы рентабельности инвестиций;

5.Методы маркетинговых оценок.

Рассмотрим более подробно каждый из данных методов и выясним их специфику.

1. Метод полных издержек. Данный метод применяется при четко выраженной товарной дифференциации для расчета цен на традиционные товары, а также для расчета цен на новые товары, которые пока не имеют ценовых прецедентов.

2. Метод стоимости изготовления. Данный метод практически идентичен с предыдущим, но он имеет одну важную отличительную особенность. Метод стоимости изготовления не применяется для ценовых решений в длительной перспективе; также метод не может заменить, но может дополнить метод полных издержек.11

3. Метод маржинальных издержек способен обеспечить более широкие возможности для ценообразования: полное покрытие постоянных затрат и максимизация прибыли.

4. Метод рентабельности инвестиций используют предприятия с широким ассортиментом изделий, которые требуют переменных затрат.

5. Методы маркетинговых оценок. Предприятие определяет цену, по которой покупатель определенно берет продукцию. При установке цен ориентируются не на удовлетворение потребности в финансовых ресурсах предприятия и покрытие затрат, а на повышение конкурентоспособности товара.12

Таким образом, можно сказать о том, что в условиях развития мирового рынка, предприятия активно используют различные методики и модели ценообразования.

Анализ олигополии на рынках России.

На сегодняшний день, олигополия в экономике РФ преобладает в различных отраслях: металлургия, нефтепромышленность, сотовая связь, автомобильная промышленность и др.

Черная металлургия считается одной из основных олигополистических отраслей в рыночной экономике многих стран. Россия не является исключением, и на сегодняшний день, в данной отрасли занято достаточно большое количество компаний, которые можно представить на рис. 2.

Рисунок 2. Компании - олигополисты на рынке черной металлургии.13

Данный рисунок наглядно показывает, в каких объемах и какие компании поставляют и реализуют на рынки продукцию черной металлургии. Лидерами в данных отраслях принято считать компании «Северсталь» и Магнитогорский комбинат».

Нефтяная промышленность также является одной из важнейших отраслей в экономике РФ, где преобладает множество компаний.

Введение во второй половине 2014 г. западными странами санкций против крупнейших российских компаний в ответ на усиление конфликта на Украине способствовало увеличению внешнего долга РФ. Из-за санкций закрылись рынки дешевого западного фондирования. Это привело к замешательству на валютном рынке. Таким образом, перечисленные события в конечном итоге вызвали крупномасштабный финансовый кризис в декабре 2014 г.

Стремительное снижение на мировом рынке цен на нефть в 2015 г. оказало отрицательное влияние на российскую экономику. В силу зависимости национальной валюты от стоимости "черного золота" низкие цены на нефть спровоцировали девальвацию рубля. Усугубило сложившуюся ситуацию снятие санкций с Ирана и возвращение на мировой рынок иранской нефти, что также привело к очередному падению цен.

Рисунок 3. Динамика среднегодовых цен на нефть марки Brent за 1 баррель, долл. США.14

Международное энергетическое агентство прогнозирует рост нефтяных цен, в данный момент на него влияет объем нефтедобычи на территории Ирака и темпы сланцевых разработок в США, но всё зависит от действий стран ОПЕК. Российские инвестиционные компании предполагают, что ситуация изменится в лучшую сторону и цена за баррель «черного золота» вернется к отметке в 60 долларов, а в 2017 г. достигнет уровня в 67-70 долл.

Сегодня, основными лидерами в нефтяной промышленности РФ являются:

1. «Роснефть»;

2. «Лукойл»;

3. «Сургутнефтегаз» и другие.

Схематично, динамика добычи нефти данными компаниями за последние годы отображена в табл. 1.

Таблица 1. Динамика добычи нефти крупнейшими российскими нефтяными компаниями, млн.т.15

 

2014 год

2015 год

2016 год

Роснефть

192.6

190.1

199.2

Лукойл

86.7

86.6

86.7

Сургутнефтегаз

61.5

61.4

61.6

Татнефть

26.4

26.5

27.2

Башнефть

16.1

17.8

19.9

прочие

82.2

85.8

93.2

Государственное регулирование олигополистических рынков.

Финансовый механизм государственного регулирования олигополистических рынков является составной частью хозяйственного механизма в государстве, который в свою очередь определяет характер экономической системы в целом. Применение финансового механизма (финансового инструментария) в современной экономической системе является основной формой регулирования олигополистических рынков в современных условиях.16

Среди современных экономистов нет единого мнения относительно содержания понятия государственного регулирования олигополистических рынков. Однако, существенным недостатком в определении регулирующего механизма являются упущения во многих случаях перечня источников, которые обеспечивают использование финансовых методов и рычагов, в частности, правового, нормативного, информационного. Кроме того, понятие государственного регулирования олигополии неотделимо от финансовой политики государства, которая определяет функции финансового механизма и его органическую связь с государственным регулированием экономики.

Структуру финансового механизма государственного регулирования олигополии как финансовой категории удачно рассматривает Никулина Н.Н., которая в своих научных исследованиях выделяет его следующие составляющие элементы:17

1.финансовые методы (финансовое оперативное управление, финансовое планирование, финансовое обеспечение, финансовое регулирование и финансовый контроль);

2.финансовые рычаги, стимулы и санкции (налоги, сборы, проценты по кредитам, нормы финансирования и т.д.);

3.нормативно-правовое обеспечение (система нормативных и распорядительных документов произведенная органами управления).

Гришин О.Е., Жильцов С.С. детализируют структуру механизма государственного регулирования олигополии по направлениям формирования, распределения и использования фондов финансовых ресурсов и представляют ее в форме взаимосвязанных элементов, которые являются совокупностью форм и методов, входящих в систему управления финансами. Они отмечают, что по структуре финансовой системы, финансовый механизм государственного регулирования олигополии подразделяется на следующие составляющие:181) механизм функционирования финансов предприятий, организаций и учреждений;

2) функционирование бюджетного механизма;3) механизм функционирования внебюджетных фондов и местных финансов;4) функционирование страхового механизма.

Объединяя все вышеприведенные взгляды, можно дать наиболее полное определение государственного регулирования олигополистических рынков что, по сути, представляет собой совокупность методических, организационных, нормативных и правовых форм, методов, инструментов, рычагов и положений, на основе которых разрабатываются мероприятия, при условии соответствующего нормативно-правового и информационного обеспечения, определяющих функционирование ситуаций на олигополистическом рынке, практическое применение которых направлено на достижение определенных целей и задач, в процессе формирования, распределения и использования целевых централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов данных рынков.

С этой позиции в финансовом механизме государственного регулирования олигополии заложена система финансовой децентрализации управленческих функций, которая в свою очередь не противоречит необходимости централизованного воздействия на экономику в рыночных условиях. Но государственная финансовая политика все же внутренне противоречива.19

Данное обстоятельство проявляется в том, что, с одной стороны, она носит объективный характер благодаря объективному существованию и функционированию финансовых отношений в рыночных условиях, а с другой, - обусловлена финансовой политикой с элементами субъективности.

В отличие от системы управления финансами в целом, государственное регулирование олигополистических рынков в РФ не имеет даже относительной самостоятельности по отношению к финансовой политике, поэтому на любое изменение в политике проходит адекватная реакция в регулировании.

При этом формы и методы государственного регулирования олигополистических рынков в РФ могут оставаться стабильными, а это значит, что конкретные проявления регулирования олигополии в РФ могут не совпадать с финансовой политикой государства. В таком случае формируется финансовый механизм государственного регулирования экономики, как важнейший инструмент достижения определенных целей управления.20

Государственное регулирование олигополии на рынках РФ характеризуется присущими ему чертами, которые позволяют определенным образом отличать его от других механизмов управления:

1. Характеризуя сферу использования объективно существующих распределительных отношений, этот механизм выступает составным звеном общей системы управления рынка, занимая в ней ведущее место.

2. Финансовый механизм регулирования с одной стороны обусловлен реально существующими финансовыми отношениями, а с другой - он активно влияет на них.

3. По мере развития рыночных финансово-экономических отношений данный механизм меняется и совершенствуется.

4. В зависимости от направлений и целей государственного регулирования олигополий на рынках РФ, механизм предусматривает применение различных, внутренне обусловленных инструментариев влияния на социально- экономические процессы.

5. Инструменты влияния финансового механизма государственного регулирования олигополистических рынков РФ комбинируются и взаимодополняются в зависимости от задач финансовой политики государства.

6. Количественные характеристики финансового механизма государственного регулирования олигополистических рынков зависят от границ государственного вмешательства в экономические процессы.

Все инструменты государственного регулирования олигополистических рынков РФ условно делят на две большие группы:

1.Прямого назначения;

2.Косвенного назначения.

К первой категории можно отнести законодательные акты, Постановления Правительства, приказы, положения центральных органов исполнительной власти РФ, которые направлены на определенных субъектов или на какой-либо процесс. Ко второй группе относятся инструменты кредитно-денежной политики, бюджетно-налоговой, социальной - направленные на экономическое пространство в целом.

Механизм государственного регулирования олигополистических рынков можно характеризовать с качественной и количественной стороны. Количественная характеристика механизма государственного регулирования определяется размером финансовых ресурсов, сосредотачивается и распределяется на соответствующих управленческих уровнях, а также технологии их сосредоточения и использования.21

Качественная характеристика механизма государственного регулирования характеризуется совокупностью приемов, методов и форм мобилизации ресурсов и их использованием.

Список использованных материалов.

Абрамов А.Е. Экономический рост и развитие. М.: ПКФ “Экаунт”, 2014. 157 с.

Воронова Н. В. Необходимость развития экономической культуры // Материалы международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2011. 155 с.

Григорьев Н.О. Регулирование экономики. М.Юрайт, 2012. С. 2—14.

Гришин О.Е., Жильцов С.С. Проблема политической науки. М.,2014. 164 с.

Дмитров Р.П. Государство и экономика. М.: ПКФ “Экаунт”, 2013. 150 с.

Егоров А.В. Экономика государства российского. М.: ПКФ “Экаунт”, 2011. 310 с.

Илышев А.М., Шубат О.М. Финансы и кредит (СПО). М.: КноРус, 2015. 320 c.

Криворотов В.В., Калина А.В., Эриашвили. Экономическая безопасность государства и регионов: Учеб. пос. М.: ЮНИТИ, 2015. 351 c.

Колпакова Г.М. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. пос. М.: Юрайт, 2015. 538 c.

Кузнецова Е.И. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пос. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 687 c.

Купцов М.М. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. пос. М.: ИЦ РИОР. 2015. 144 c.

Лаптев С.В. Основы теории государственных финансов: Учеб. пос. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2015. 240 c.

Мельник М.В., Когденко В.Г. Экономический анализ в аудите: Учеб. пос. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2015. 543 c.

Никулина Н.Н. Финансы и кредит: Учебно-методическое пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2015. 136 c.

Павлов П.В. Финансы: Учеб. пос. М.: Омега-Л., 2015. 302 c.

Перекрестова Л.В., Романенко Н.М., Старостина Е.С. Финансы и кредит: Практикум. М.: ИЦ Академия. 2013. 224 c.

Подъяблонская Л.И. Государственные и муниципальные финансы: Учеб. М.: ЮНИТИ. 2014. 559 c.

Подъяблонская Л.И., Ракитина И.С., Березина Н.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учеб. и практикум. Люберцы: Юрайт, 2016. 333 c.

Потемкин С.А., Соловьев И.Н. Государственные финансы: уголовно-правовая защита: Учеб. пос. М.: Проспект, 2016. 240 c.

Потемкин С.А. Финансы и кредит (для ссузов). М.: КноРус, 2014. 320 c.

Ревенков П.В., Дудка А.Б., Воронин А.Н. Финансы и кредит (для бакалавров). М.: КноРус, 2015. 360 c.

Романовский М.В., Белоглазова Г.Н. Финансы и кредит: Учеб. Люберцы: Юрайт, 2015. 627 c.

Седов В.В. Макроэкономика: Учеб. пос. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015. 761 c.

Слепов В. А., Арсланов А.Ф., Бурлачков В.К. и др. Финансы: Учеб. М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. 336 с.

Слепов В.А., Шуба В.Б., Чалова А.Ю. Государственные и муниципальные финансы: Учеб. пос. М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова». 2014. 268 с.

Алиева А. В. Рынок и социализм: анализ теоретических воззрений // Современная экономическая мысль: электронный научно-практический журнал. 2013. № 1. С.19-30.

Головачев А. Экономика: проблемы и пути их решения. Директор. 2012. № 5. С.13-17.

Ерофеев К.А.Экономическое развитие современного мира // Вестник. 2015. № 16. С.5-15.

1Абрамов А.Е. Экономический рост и развитие. Мн.: ПКФ “Экаунт”, 2014. С.15.

2Алиева А. В. Рынок и социализм: анализ теоретических воззрений // Современная экономическая мысль: электронный научно-практический журнал. 2013. № 1. С.19.

3Воронова Н. В. Реформы 90-х и необходимость развития экономической культуры // Материалы международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2011. С.15.

4Потемкин С.А. Финансы и кредит (для ссузов). М.: КноРус, 2014. 320 c.

5Головачев А. Экономика: проблемы и пути их решения // Директор. 2012. № 5. С.13.

6Григорьев Н.О. Регулирование экономики // Компьютер в бухгалтерском учете и аудите. 2012. № 12. С. 2-14.

7Дмитров Р.П. Государство и экономика. М.: ПКФ “Экаунт”. 2013. С.15.

8Егоров А.В. Экономика государства российского. М.: ПКФ “Экаунт”, 2011. С. 31.

9Ерофеев К.А. Экономическое развитие современного мира // Вестник ГНК РБ. 2015. № 16. С. 9.

10Илышев А.М., Шубат О.М. Финансы и кредит (СПО). М.: КноРус. 2015. С. 32.

11Криворотов В.В., Калина А.В., Эриашвили. Экономическая безопасность государства и регионов: Учеб. пос. М.: ЮНИТИ, 2015. С. 35.

12Колпакова Г.М. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. пос. М.: Юрайт, 2015. С. 53.

13Кузнецова Е.И. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пос. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 68.

14Романовский М.В., Белоглазова Г.Н. Финансы и кредит. В 2 т.: Учеб. Люберцы: Юрайт. 2015. 627 c.

15Купцов М.М. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. пос. М.: ИЦ РИОР, 2015. С. 14.

16Мельник М.В., Когденко В.Г. Экономический анализ в аудите: Учеб. пос. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 54.

17Никулина Н.Н. Финансы и кредит: Учебно-методич. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 13.

18Гришин О.Е., Жильцов С.С. Проблема политической науки. М., 2014. 164 с.

19Павлов П.В. Финансы: Учеб. пос. М.: Омега-Л. 2015. С. 30.

20Перекрестова Л.В., Романенко Н.М., Старостина Е.С. Финансы и кредит: Практикум: Учеб. пос. М.: ИЦ Академия, 2013. С. 22.

21Подъяблонская Л.И. Государственные и муниципальные финансы: Учеб. М.: ЮНИТИ. 2014. С. 55.

Просмотров работы: 2364