КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЁ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЁ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день одним из сложных механизмов, состоящим из множества различных структур является рыночная экономика. Современная рыночная экономика подразумевает под собой совокупность экономических отношений, в основе которых лежат обменные операции между производителем продукции и потребителем. Все это объединено одним понятием - рынок.

Отличительной чертой, которая раскрывает преимущества рыночной экономики перед экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Собственно она и способствует прогрессу рыночного общества и движению цивилизации.

Конкуренция представляет собой важнейший механизм, который способствует функционированию рыночного хозяйства в современной экономике. Она является ключевым элементом системы рыночных отношений. Конкуренция включает в себя представление борьбы - борьбы между субъектами рынка за более выгодные и экономические результаты производства и реализации товаров, за качество обмениваемых благ и услуг.

Для России исследование центральных аспектов теории конкуренции является особенно актуальным в связи с проведением экономической политики, которая обеспечивает развитие рыночных отношений при сохранении существенной роли государства в отдельных отраслях экономики.

Конкуренция как основа развития рыночного механизма. Значение и сущность конкуренции.

Экономическое соперничество – это

не война, а соперничество

в интересах друг друга.

Эвин Каннан

В целом под конкуренцией принято понимать антагонизм в какой-либо области деятельности. По суждению большинства исследователей, конкуренция как социально-экономическое явление связана с общественной природой человека. Вследствие этой природы, у конкуренции присутствуют объективная и закономерная природа происхождения, ведь в основе нее лежит принцип соперничества и борьбы. В объективном аспекте соперничество представляет собой закон, выражающий повторяющиеся, существенные, устойчивые причинно-следственные связи между всеми участниками рынка в процессе борьбы за экономическое процветание и выживание. В субъективном аспекте конкуренция – это экономическая война всех против всех, в которой участники рыночных отношений отстаивают свои интересы.1

Впервые теоретические основы конкуренции стали закладываться еще в античности. Наиболее подробно ознакомиться с основными этапами формирования теории конкуренции можно на схеме (см. Приложение 1). Тем не менее только в середине XVIII века появляются первые целостные теоретические положения. Самые ранние работы о роли конкуренции связаны с представителями классической школы, например, Уильям Петти и Анн Роббера Жак Тюрго. Адам Смит является родоначальником теории изучения конкуренции. В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) им исследовано состояние рынка в различных ситуациях. Анализируя процесс установления «естественной цены», он подмечает, что действия продавцов приводят к тому, что «среди них начнется сейчас же конкуренция, и рыночная цена более или менее повысится в сравнении с естественной ценой в зависимости от того, насколько недостаток предложения товаров или богатство и расточительность конкурентов обострят их конкуренцию». 2

А.Смит сравнивал конкуренцию с «невидимой рукой» рынка - автоматически равновесным механизмом рынка. Смит смог обоснованно привести доказательства множества основных положений, которые впоследствии стали своеобразной аксиомой доктрины «максимального удовлетворения потребностей». Экономист Д.Рикардо, вложивший немало усилий в развитие понятия конкуренция, отмечал: «Когда говорят о предмете потребления, его меновой стоимости и о законах, регулирующих его цены, то всегда имеется в виду такой товар..., на производство которого оказывает огромное влияние конкуренция».3 Для критерия, который рассматривал Рикардо, отличительной чертой представляется то, что цены формируются только под влиянием спроса и предложения в результате конкурентной борьбы.

Исторический период с середины до конца XIX века стал вторым этапом развития теории конкуренции, когда были определены условия возникновения конкуренции и заложены основы теории совершенной конкуренции. Ее эволюция представлена на схеме (см. Приложение 2).

Стоит отметить, что модель совершенной конкуренции является базисной для новых теорий конкуренции. Ее основы, которые заложены классиками экономической школы, имеют не только теоретическое значение. Совершенная, или свободная, конкуренция господствовала на товарном рынке вплоть до конца XIX в. Но на рубеже XIX-XX вв. совершенная конкуренция утратила свое доминирующее положение в системе рыночных отношений.

Конкуренция (от латинского concurrentia – столкновение, состязание) – это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами – производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.

Она способствует эффективному применению ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по различным отраслям общества и видам производства, чтобы товары, в свою очередь, полученные от этих ресурсов, смогли приносить прибыль предприятиям. Конкуренция является регулирующей силой в условиях рынка.

Конкуренцию можно считать двигателем экономического прогресса. Объяснить это можно тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель беспокоится не только о сохранении, но и об увеличении своего производства. Для этого нужно обновление техники и улучшение организации, следует повысить качество продукции, сократить затраты на производство единицы продукции и тем самым снизить цены на товар. Ф. фон Хайек отмечал, «что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи». В этом выражается несомненная основательная роль конкуренции в общественном развитии.

Главными условиями возникновения конкуренции, можно выделить следующие:

  1. Полная экономическая обособленность товаропроизводителя;

  2. Полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка;

  3. Противостояние все другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос;

  4. Наличие рынка средств производства.

Конкуренция также является важнейшим компонентом рынка, она выполняет роль в увеличении качества товара, работ и услуг, сокращении производственных затрат, в изучении технических новинок и открытий.

В современной рыночной экономике выделяют шесть основных функций конкуренции:

  1. Регулирующая функция представляет собой воздействие на предложение, чтобы оно предельно соответствовало запросам потребителей. Девизом этой функции выступает принцип: производите только то, что сумеете продать, а не пытайтесь продать то, что сумели произвести.4

Рис. 1. Функции рынка

  1. Аллокационная функция направляет ресурсы в те отрасли и виды деятельности на продукцию и услуги, которые имеют спрос.

  2. Распределительная функция распределяет продукт, по критерию степени дефицитности того или другого производственного характера.

  3. Инновационная функция проявляется в нововведениях, которые опираются на достижения научно-технического прогресса.

  4. Контролирующая функция призвана не допускать установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.

Можно сделать вывод, что вся совокупность данных функций снабжает общую результативность функционирования рыночной экономики,что именно режим и механизм конкуренции определяют развитие рынка в качестве саморегулирующей системы.

Типы рыночных структур. Проанализируем типы рынка, главным образом, с основными параметрами - численностью и распределением действующих на них продавцов и покупателей. Включая, для понимания структуры, можно выделить, немаловажные показатели: дифференциация продукта, барьеры входа и выхода на рынок, структура затрат на производство, степень вертикальной интеграции предприятий, степень диверсификации производства у отдельных субъектов рынка.

Идеальных моделей рынка почти не встречается на практике. Многообразие реальной экономической жизни всегда состоит из переплетения разных типов рынков, из их видовой трансформации во времени и пространстве. Экономическая теория выделяет чистые формы для изучения наиболее характерных свойств каждой. Наиболее распространённые типы рынков и их характеристики представлены в таблице 1 (см. Приложение 3).

Совершенная конкуренция– это форма организации рынка, которая предполагает наличие столь большого количества продавцов и покупателей, что ни один из них своими действиями не может существенно влиять на рыночные условия. Этот тип рынка исторически связан с этапом зарождения рыночных отношений, когда излишки натурального хозяйства предъявлялись на рынок в небольшом количестве многими продавцами и им противостояли многие покупатели.

На рисунке 1 отражены черты рынка совершенной конкуренции.

Рис. 1. Черты совершенной конкуренции

В период развития рыночных отношений этот рынок лучше всего иллюстрирует деятельность: всякий специализированный товар - однородный продукт, абсолютно взаимозаменяем, и покупателю безразлично, кто его произвел.

«Анонимность продавцов вместе с анонимностью покупателей делают рынок совершенной конкуренции полностью обезличенным».5

Масштабы рынка по соотнесению с объемами предложения и спроса отдельных продавцов и покупателей так значительны, что воздействовать на условия конкуренции, в том числе на цену товара, не может никто из субъектов рынка, так как их число слишком велико.

У рынка совершенной конкуренции присутствуют некоторые изъяны:

  1. учитывает лишь те издержки, которые окупаются;

  2. не предусматривает производство общественных благ;

  3. чистая конкуренция, предполагающая огромное число фирм, изредка способна обеспечить скопление ресурсов, необходимое для ускорения научно-технического прогресса;

  4. способствует унификации и стандартизации продукции. Она не манкирует в полной мере широкий диапазон потребительского выбора.6

Совершенная конкуренция является исторически первым и наиболее простым типом рынка. Именно он представляет ту среду, где между изначально равными субъектами зародилось соперничество, которое последовательно ведет к расслоению, выделению участников рыночного процесса, другими словами, создает условия возникновения монополии. Вместе с тем не следует считать, что совершенная конкуренция осталась в историческом прошлом. Для настоящего времени характерен такой тип конкуренции, где происходит производство многих предметов потребления и ряда услуг (отдельные продовольственные товары повседневного спроса, многие товары легкой промышленности, туристические, зрелищно - развлекательные услуги, услуги общественного питания и т.д.).

Под монополией понимается форма организации рынка, где существует один продавец определенного товара. Целью монополии является получение сверхприбыли посредством контроля за ценой и объемом производства на монополизированном рынке.

На рисунке 2 показаны основные признаки монополии.

Рис. 2. Черты монополии

Монополия возможна тогда, когда вход на рынок другим фирмам представляется невыгодным или невозможным. Если на рынок входят другие фирмы, то монополия исчезает. Выходит, что наличие входных барьеров является обязательным условием возникновения и существования монополии. Монополии характерно стремление использования рыночной силы в ущерб потребителям и потенциальным конкурентам.

Таким образом, если снижать число рынков с монопольной структурой и сокращать количество предприятий с монопольным положением, можно будет ослабить до разумных пределов их негативное влияние на рынке. В другом случае, когда не продавец, а покупатель занимает монопольное положение и ему противостоит множество продавцов, имеет место монопсония, но и тогда основные характеристики рынка повторяют черты монопольного типа.

Выделяют два типа монополии:

  1. Естественная монополия. Ею располагают частные собственники и хозяйственные организации, которые имеют редкие и свободно не возобновляемые компоненты производства. Рынкам естественной монополии присущи все характеристики рынка монопольного типа. Тем не менее способы воздействия государства на эти рынки будут отличными от тех, которые целесообразны по отношению к прочим монопольным предприятиям.

  2. Искусственная монополия. Под этим понятием выделяют объединения, которые созданы ради получения монополистической выгоды.

Олигополияпредставляет собой одну из самых распространенных структур рынка в современной экономике. На этом рынке присутствует несколько продавцов, которые противостоят множеству покупателей.

На рисунке 3 схематически отражены черты олигополистического рынка.

Рис. 3. Черты олигополии

Главной отличительной чертой этого рынка является большое разнообразие в поведении продавцов: от острого соперничества до сговора. Несмотря на обладание рыночной властью, олигопольное предприятие не может устанавливать цену, как монопольное. Поведение участников рынка можно сравнить с игрой, где за каждым шагом одного игрока следует другой, так что исход игры, в конечном счете, не известен.

Так как реакция конкурирующих субъектов рынка на поведение друг друга может быть разной, то динамически устойчивой модели олигополии на рынке не существует. Это ведет к неоднозначному выводу его характеристик: продукция этого рынка может быть однородной, а с другой стороны, дифференцированной. Возможность входа на рынок может варьироваться от почти свободной до жестко ограниченной.

Рынок монополистической конкуренции представляет собой рынок с большим числом производителей, как минимум, с острой конкуренцией. Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространенным типом рынка, но и трудно изучаемой формой отраслевых структур.

На рисунке 4 схематически представлены основные черты монополистической конкуренции.

Рис. 4. Черты монополистической конкуренции

Основной чертой монополистической конкуренции является дифференциация продукции. Субъекты рынка, как и при совершенной конкуренции, многочисленны, и каждый из них имеет на рынке незначительную роль, однако они обладают рыночной властью благодаря дифференциации продукции и сегментированию товарного рынка. Примерами монополистической конкуренции можно считать мелкие сети магазинов, ресторанов, рынок сетевой связи.

На рынке с монополистической конкуренцией предприятия производят продукты, которые сходны с продукцией других фирм, но они не являются безупречными заменителями. Производители стараются сделать свою продукцию лучше, чем у других фирм, чтобы привлечь покупателей. Одним из ярких примеров дифференциации продукта является аспирин. Казалось бы, какие можно создать виды этого лекарства, которые бы заменяли его. Несмотря на то, что они не отличаются химическим составом, но цена на эти продукты совершенно разная. Например, аспирин фирмы «Байер АГ» продается значительно дороже, чем известных производителей. В значительной разнице, дифференциация продукции в этом случае обязана рекламе. Компания смогла убедить покупателей в том, что их продукт наиболее эффективный. Но дело не только в самой рекламе. В какой-то мере аналоги аспирина отличаются друг от друга по чистоте, упаковкой, противопоказаниям для детей и пр.

Монополистическая конкуренция имеет небольшое сходство с чистой конкуренцией. Для этих структур рынка свойственны не только большое количество фирм, но и свободный вход и выход из отрасли. Монополистическую конкуренцию отличает от чистой дифференциация продукции. Отсюда возникает монополистический компонент. Поскольку ни одно из предприятий не продает такой же продукт, они имеют определенную власть над контролем цены.

Роль конкуренции в рыночной экономике. Как уже было сказано, одним из основных элементов рынка является конкуренция. Она представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает основные вопросы - что? как? для кого производить? Чем активнее конкуренция, тем больше эффективность деятельности рынка. Конкуренция является сердцевиной современного рыночного механизма не только потому, что масштабы ее проявления за последние года возросли. Главная причина состоит в том, что конкуренция является неотъемлемой частью рынка.

Конкуренция содействует установлению равновесной цены, уравниванию спроса и предложения. На конкурентном рынке фирмы осуществляют малый контроль над ценой товара, имеют настолько низкую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать столь большого влияния на цену продукции. Производитель, одинаково как и покупатель, ориентируется на рыночную цену. Можно сделать вывод, что конкуренция содействует достижению компромисса между покупателем и продавцом. Фирмы и поставщики ресурсов, которые добиваются роста собственной выгоды и действуют в рамках напряженной конкурентной борьбы, вместе с тем как бы направляемые «невидимой рукой» способствуют обеспечению государственных интересов.

Конкуренция тем самым поддерживает общественно нормальные условия производства и реализацию товаров и услуг. Она указывает товаропроизводителям, какое количество капитала они должны вкладывать в производство того или иного товара. Авторы “Экономикса” отмечают,7 что "в условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются". Из этого можно сделать вывод, что в условиях конкуренции ресурсы поделены эффективно.

При развитии научно-технического прогресса, увеличивается эффективность производства. Конкуренция служит «уравнительницей» цен, другими словами, при рыночной борьбе будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкую себестоимость. А для этого нужно постоянное обновление производства, требуются огромные затраты на совершенствование техники. В настоящее время все чаще можно наблюдать предпринимателей, которые идут на риск при производстве с применением улучшенной технологии. Также стоит сказать, что при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.

Таким образом, можно сделать вывод, что конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Можно сказать, что конкуренция – это сложное многогранное явления, этот компонент экономики следует оценивать как жизненно важную и наиболее мощную сил развития экономики.

Конкуренция в современной экономики России и развитых странах. Развитие конкурентных отношений в современной России. Конкуренция представляет собой один из самых важнейших элементов хозяйствования, состояние конкурентной среды, которое определяется степенью развития рыночной экономики. Рассматривается ряд трудностей, которые мешают формированию рыночных отношений в России.

Конкурентной средой называют совокупность экономических, правовых, организационных, политических условий, которые обеспечивают равноправные возможности для участников рыночных отношений в их деятельности.

В интервью 17 апреля 2000 года Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил, «что главную свою цель» он видит в использовании уникальной возможности превращения страны в благополучную и конкурентоспособную державу, что желает построить конкурентоспособную державу. Такая возможна только лишь при создании благополучной конкурентной среды в экономике страны. Из этого следует вывод, что построение конкурентной экономики - одна из главных целей России.

В настоящее время активную работу по созданию конкурентной среды в экономике России ведут Министерство образования, Министерство экономического развития и торговли РФ, Отделение экономики РАН, Министерство экономики России, Министерство промышленности, науки и технологии РФ, Госстандарт России и остальные структуры. Безусловно, важная роль в создании конкурентной среды в экономике страны должна отводиться хозяйствующим субъектам.

Идею развития конкурентной среды и увеличение конкурентоспособности России следует формировать на основе экономических законов рыночных отношений. Создание эффективной системы возможно лишь тогда, когда конкурентоспособность станет национальным замыслом.

Для выхода России на современный уровень рыночных отношений необходим оптимальный выбор стратегии экономического развития. Неудачные последствия первых экономических реформ показали несостоятельность в связи с отсутствием адекватной экономической теории и практики.

Существует большое количество проблем, препятствующих возникновению наиболее полноценной конкурентной среды в экономике России. Эти проблемы имеют различные аспекты, и их решения лежат в разных сферах общества. Этими сферами являются государственная власть (законодательная и исполнительная), и сфера образования, и сфера экономики и финансов, социальная сфера и многие другие.

Вероятно, что построение конкурентной среды в экономике возможно только при взаимодействии всех элементов экономики в целом. Исключительно при таком общем подходе можно будет решить проблему создания конкурентной среды в экономике России.

Большие проблемы в создании конкурентной среды возникают в результате отсутствия комплексной стратегии развития страны на длительный период времени. Сложности проявляются и в результате наличия системы двойного (легального и нелегального) учета, разработки финансовых планов. Реализации и развитию конкурентной среды в России препятствует ряд следующих причин:

  1. Слабая стыковка и интеграция права с другими отраслями, т.е. недостаточное применение системных и научных подходов;

  2. Слабая подготовка работников исполнительной власти по проблемам управления конкурентоспособностью, качеством и ресурсосбережением;

  3. Отсутствие на всех уровнях управления системы менеджмента, ориентированного на достижение конкурентоспособности объектов;

  4. Низкая эффективность использования ресурсов, неумение рационального распределения ресурсов влечет за собой истощение запасов природных богатств;

  5. Топливно-энергетический комплекс страны. Здесь осложняет положение высокая себестоимость добычи и переработки природных ресурсов, значительные расстояния их транспортировки.

Можно сделать вывод, что главной проблемой создания конкурентной среды в экономике России является большая изношенность основных фондов. Эта проблема является, пожалуй, самой серьезной из всех вышеперечисленных. Она охватывает все сферы жизни общества. Вполне очевидно, что изношенность основных фондов никак не может служить благоприятным моментом для создания конкурентной среды в экономике страны.

Таким образом, можно отметить, что для создания и развития в экономике России полноценной конкурентной среды, необходимо решить не только вышеуказанные проблемы, но и множество других проблем и это весьма небыстрый процесс.

Антимонопольная политика государства в современных условиях. Система государственного регулирования экономики, сложившаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве элемента, который предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг.

Антимонопольная политика представляет собой комплекс мер, который направлен на демонополизацию экономики, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках. Деятельность антимонопольной политики также устремлена на устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке. Также распространяются знания, способствующие созданию равных условий для всех участников рынка и формированию сознания в пользу развития рыночных сил.8 С основными экономическими целями антимонопольной политики можно ознакомиться на схеме 3 (см. Приложение 4).

Методами антимонопольного регулирования является следующие:

  1. Ограничение монополизации рынка;

  2. Государственный мониторинг;

  3. Запрещение установления монополистических цен;

  4. Поддержание и сохранение конкуренции всех сформированных фирм.9

Одним из главных элементов обеспечения социально-экономической стабильности интересов участников деловых отношений является политика антимонопольного законодательства.

Антимонопольное законодательство устремлено на предотвращение негативных последствий процессов концентрации производства и капитала, и основания фирм-монополистов, а также против проведения фирмами групповой ограничительной деловой практики.

В марте 1991 года был издан первый вариант антимонопольного законодательства России10 – Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».11 Он базировался на принципах конкурентной политики. Закон закрепил важнейшие положения государственной антимонопольной политики, силы которой были направлены на:

  1. Предупреждение и пресечение злоупотребления субъектов с доминирующим положением на товарном рынке;

  2. Способы преодоления недобросовестной конкуренции.

В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности в марте 2004 года была основана Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Она является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции, пресечению недобросовестной конкуренции и по ограничению монополистической деятельности.

Территориальные управления ФАС России вправе:

  1. Рассматривать дела об административных правонарушениях, налагать административные взыскания;

  2. Обращаться в суд с заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства;

  3. Осуществлять анализ выявленных нарушений законодательства;

  4. В пределах своих полномочий, делегированных ФАС России, рассматривать дела о нарушениях законодательства о естественных монополиях и принимать по ним решения;

  5. Устанавливать наличие доминирующего положения субъектов на соответствующих рынках;

  6. Осуществлять контроль и проводить проверку цен и тарифов на услуги.

Таким образом, Федеральная антимонопольная служба России представляет собой рычаг управления процессами монополизации либо демонополизации в экономике со стороны государства.

Проблемы антимонопольной политики России и пути их решения. Пожалуй, главной особенностью монополизации российского рынка на данный момент является то, что специфика была унаследована от социалистического времени монополизма. Социалистическая экономика представляла собой целый народнохозяйственный комплекс, где каждая часть обладала минимальной автономией и полностью зависела от государства.

26 октября 2006 года в силу вступил новый закон «О защите конкуренции». Но, несмотря на положительные его стороны, он имеет некоторые изъяны, в том числе доставшиеся ему от старого закона. Эти недостатки являются значительной проблемой антимонопольного регулирования.

Статья 13 нового закона гласит об исключениях из запрета злоупотребления доминирующим положением и согласованных действий субъектов. Такие действия могут быть возможны, если они не создают возможность отдельных лиц устранять конкуренцию на товарном рынке, а также, если их результатом является или может являться: реализация продуктов, стимулирование технического и экономического прогрессов, совершенствование производства, повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировой арене. Очевидно, что многократный повтор этой нормы не делает ее понятнее. Что же такое «соразмерная часть имуществ»? Эта норма совсем неотчетливая, допускающая вольное толкование. Практика показывает, что расплывчатые и малопонятные нормы либо вообще не используются, либо применяются с полнейшим произволом. При таком количестве оценочных критериев в одной только норме, появляется опасность использования нормы с целью ухода от ответственности.

Статья 14 пункт 1 содержит в себе формы недобросовестной конкуренции: введение потребителей в заблуждение, распространение ложных сведений и другие. Однако многие из них не являются предметом антимонопольного законодательства, так как в большинстве случаев не имеют своей целью монополизацию рынка.

В статье 23 зафиксированы полномочия антимонопольного органа, важнейшим из которых является выдача предписаний. Изменения условий самого заключенного договора и сделок недопустимо, так как противоречит основам частного права.

Рассмотренные пункты представляют собой серьезную опасность. Если сохранить положения законов в нынешнем варианте, то страна может получить мощное давление на частный сектор, это приведет к росту затрат на содержание и повышение нагрузки государственного бюджета.

Для решения проблем антимонопольной политики России нужно скорректировать антимонопольные законы в указанных выше направлениях, уменьшив их объем. Краткость, прозрачность законов и предельная ясность являются залогом успеха. Большой поток статей, норм и ограничений может привести к нарушениям и негативным эффектам в экономике.

При проведении антимонопольной политики следует использовать арсенал «невидимых регуляторов». К ним относят: личные контакты властей с субъектами и информационное обеспечение сферы регулирования. Можно сделать вывод, что очень важным и эффективным способом регулирования сторон экономической жизни является информационная открытость и готовность властей к личным контактам с предпринимателями.

Таким образом, политика антимонопольного регулирования предопределяет обширное участие антимонопольных органов в формировании экономической политики страны. Антимонопольная политика не может ограничиться только проведением мер, которые направлены на пресечение недобросовестной конкуренции, но также должна включать в себя комплекс пропагандистских и учебных мероприятий по созданию общественного сознания в пользу развития рыночных сил.

Можно сделать вывод, что задача антимонопольной политики государства состоит в сдерживании намерений фирм заполучить неограниченную рыночную власть, тем самым расширить возможности конкуренции. В России на сегодняшний день проблема монополизации приняла наиболее политическое значение, нежели чем экономическое.

Список использованных материалов

Федеральный закон РФ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 30.01.2014).

Архипова Л.С., Гагарина Г.Ю., Архипов А.М. Конкуренция как основа экономики // Концептуальные подходы к исследованию роли конкуренции. М.: ИНФРА-М, 2015. 104 с.

Бутыркин А. Я. Теория и практика антимонопольного регулирования в ведущих странах Запада и России. М.: Новый век, 2004. 87 с.

Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. В 2-х т. Институт "Экономическая школа". СПб., 2004.

Грязнов А.Г., Юданов А.Ю. Микроэкономика: практич. подход. М.:КНОРУС,2008.704 с.

Князева И.В. Антимонопольная политика в России. М.: Омега-Л, 2012.

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. "Экономикс". В 2 т. М., 1992.

Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учеб. М.: НОРМА, 2000. 572 с.

Рикардо Д. Принципы политической экономии и налогообложения // Cоч. В 5 т. Т.1. М.: Госполитиздат, 1995. 360 с.

Петти У., Смит А., Рикардо Д., Кейнс Дж., Фридмен М. Классика экономической мысли. Соч. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 123-124.

Барышев А.В. Монополизм и антимонопольная политика // ЭКО. 2014. № 4.

Калиева О. М., Белоцерковская Н. В., Джукаева Ю. Р., Бобылева Е. А. Эволюция научных взглядов о сущности конкурентоспособности // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 226-227.

Сухотин Ю.В., Богачев В.Н. Монополизм и антимонопольная политика // ЭКО. 2013. №10.

Официальный сайт «РусьБанк Урал».

  1. Приложение 1.

  2. Схема. Основные этапы формирования теории конкуренции в истории экономической школы

  3. Приложение 2.

  4. Схема. Эволюция теории совершенной конкуренции.

  5. Приложение 3.

  6. Таблица. Типы рынка

    1. показатели

    1. совершенная конкуренция

    1. несовершенная конкуренция

    1. монополистическая конкуренция

    1. олигополия

    1. монополия

    1. монопсония

    1. количество субъектов рынка

    1. продавцов

    1. много

    1. ограниченное

    1. несколько

    1. один

    1. много

    1. покупателей

    1. много

    1. много

    1. много

    1. много

    1. один

    1. однородность продукции

    1. однородная

    1. дифференцированная

    1. однородная/дифференцированная

    1. однородная

    1. незначительно дифференцированная либо однородная

    1. доли субъектов на рынке

    1. небольшая

    1. небольшая

    1. значительная

    1. 100%

    1. 100 %

    1. взаимозависимость субъектов рынка

    1. нет

    1. незначительная

    1. значительная

    1. нет

    1. нет

    1. вход и выход на рынок

    1. свободное

    1. ограниченный

    1. ограниченный

    1. блокирован

    1. блокирован

  7. Приложение 4

  8. Схема. Экономические цели антимонопольного законодательства

1Калиева О. М., Белоцерковская Н. В., Джукаева Ю. Р., Бобылева Е. А. Эволюция научных взглядов о сущности конкурентоспособности // Молодой ученый. 2015. №1. С. 226-227.

2 Классика экономической мысли: Соч. Петти У., Смит А., Рикардо Д., Кейнс Дж., Фридмен М. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 123-124.

3Рикардо Д. Принципы политической экономии и налогообложения // Cоч. в 5 т. Т.1. М.: Госполитиздат, 1995. 360 с.

4Создатель всемирно известного электронного концерна К.Мацусита образно называл потребителя оролем, а производителей — «его верноподданными», которые должны почтительно и с возможно большими для короля удобствами помочь ему сделать выбор – по книге: Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран / Пер с англ. М., 1993.

5Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. В 2-х т. Институт "Экономическая школа". СПб., 2004.

6Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учеб. М.: НОРМА, 2000. 572 с.

7Макконнелл К. Р., Брю С.Л. Экономикс В 2-т. М., 1992.

8 Князева И. К вопросу о монополистах // Антимонопольная политика России. 2009. С.177.

9 Официальный сайт «РусьБанк Урал».

10 Кроме данного закона еще одним краеугольным камнем антимонопольного законодательства России является Федеральный закон от 23.06.1999 № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», регулирующий отношения на рынке ценных бумаг ,банковских и иных финансовых услуг.

11 Ведомости СНД и ВС РСФСР, 18.04.1991, № 16. С.499.

Просмотров работы: 9617