СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Данная работа посвящена изучению современных инструментов микроэкономического регулирования. Микроэкономическое регулирование означает управление и регулирование на предприятии на микроуровне. Эффективное управление предприятием признается сегодня важнейшим фактором для его экономической успешности. На протяжении десятилетий в стране господствовала плановая экономика, которая предполагала регулирование исключительно на государственном уровне. Такая экономика приводила к сужению мотивации труда, к отчужденности работников, к падению заинтересованности в труде и в целом к снижению производительности труда.

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью изучения всех инструментов регулирования предприятием на микроуровне в условиях рыночной экономики.

Сущность и необходимость микроэкономического регулирования.

Отношения внутри каждого хозяйствующего субъекта являются совокупностью экономических и правовых норм поведения в системе микроэкономики, то есть, правила поведения фирмы на рынке и организация экономических отношений внутри данной фирмы и между другими хозяйствующими субъектами. Такое поведение обуславливается механизмом микроэкономического регулирования. Механизм воздействует на деятельность хозяйствующих субъектов в целях обеспечения нормальных условий функционирования производства, его организации, распределения произведенного продукта и представляет собой совокупность правовых и хозяйственных методов управления. Он включает в себя совокупность норм организационного, экономического и правового характера, регулирующих трудовые, имущественные и социально-экономические отношения, возникающих как внутри фирмы, так и с другими фирмами, государством и рабочим коллективом.1

Микроэкономическое регулирование как процесс представляет собой необходимые условия эффективного функционирования любой производственной структуры. Оно подразумевает управление не только и не столько технологическими, и производственными или техническими процессами, сколько персоналом предприятия в процессе решения задач надлежащего типа и уровня для того, чтобы достичь наиболее высокого (конкурентного) конечного результата: наибольшей эффективности производства, высокой прибыльности для собственников, необходимого материального стимулирования деятельности работников.2

Необходимость микроэкономического регулирования также важна для контроля воздействия производства организаций на окружающую среду. Проблема загрязнения окружающей среды актуальна в настоящее время, так как любая производственная деятельность, в особенности промышленное производство, оказывает на нее негативное влияние и, потребляя огромное количество природных ресурсов, является мощным источником загрязнения. Добывающая и перерабатывающая деятельности предприятий, выбросы в атмосферу, образование сточных вод и твердых отходов плохо сказываются на состоянии экологии, что чревато для будущего планеты и людей. Чтобы снизить уровень антропогенного воздействия на природу, необходимо четко соблюдать природоохранное законодательство, выделять средства на правильную переработку и утилизацию отходов производства, оснастить предприятие современными природоохранными и ресурсосберегающими технологиями. Чтобы все условия защиты окружающий среды были правильно соблюдены, необходимо не только государственное, но и микроэкономическое регулирование.

Объектом микроэкономического регулирования и со стороны сил рынка, и со стороны государства является предприятие (фирма). А субъектами управления и регулирования, другими словами, теми, кто регулирует состояние и параметры объекта, являются органы управления самого предприятия и государства.3

Типы механизмов регулирования предприятия.

Управление производством на предприятии осуществляется с помощью механизма микроэкономического регулирования, представляющего собой совокупность форм и методов. Существуют следующие типы механизмов регулирования деятельности на предприятии:

- административный;

- рыночный;

- смешанный.

Административный тип механизма характерен для плановой экономики для предприятий с государственной формой собственности и выражает прямое управление и воздействие на воспроизводственный процесс организации со стороны государства в форме государственного централизованного планирования и предусматривает использование системы государственных заказов и контрактов.

Рыночный тип механизма основан на ценовом механизме микроэкономического регулирования по достижению равновесия между спросом и предложением под воздействием цены и конкуренции. Взаимодействие спроса и предложения определяет, что и в каком количестве производить и по какой цене реализовать.

Смешанный тип механизма сочетает административный и рыночный механизмы регулирования деятельности на предприятии. Такой тип предполагает управление частным предприятием посредством рыночного типа механизма, в то время как органы государственной власти воздействуют на экономическую ситуацию. Эта модель является наиболее востребованной в современных условиях.4

Методы управления деятельностью предприятия.

Современное предприятие представляет собой сложную производственную систему, отдельные части которой – основные фонды, материалы и сырье, трудовые и финансовые ресурсы – находятся в постоянном развитии и взаимодействии. Для динамизма и слаженности работы такой системы, эффективного достижения цели, стоящей перед предприятием, необходима оптимальная система управления, организующая, планирующая и регулирующая деятельность всех его звеньев и работников предприятия.5

Управление предприятием представляет собой целенаправленное упорядочивающее воздействие со стороны органов хозяйственного руководства и администрации предприятия на объект управления в целях эффективного производственно-финансового и социального развития предприятия, получения установленного результата, согласования и корректировки действий исполнителей. Управление предполагает целеполагание, координацию, организацию, стимулирование, контроль, регулирование процессов исполнения в работе и оценку результатов деятельности персонала и предприятия в целом.6

Методы управления – это способы и приемы управленческой деятельности, направленные на реализацию целей, стоящих перед объектом управления. На практике методы управления используются в совокупности. Выделяют экономические, административные и социально-психологические методы управления.7

Сущность экономических методов управления заключается в использовании экономических рычагов и инструментов, которые могут целенаправленно воздействовать на достижение высоких конечных хозяйственных результатов, на эффективность работы и развитие организации. На практике анализируют количественные и качественные показатели, чтобы выявить эффективность использования факторов производства, такие показатели оценивают производственно-хозяйственную деятельность предприятия. В свою очередь, данная оценка определяет величину материальных вознаграждений отдельных руководителей или их групп, а также целых служб и функциональных отделов.

Важным экономическим методом является плановое ведение хозяйства. Для предприятия, которое имеет четко поставленные цели и тактику их достижения, такой метод является главным законом его функционирования. План экономического развития представляет из себя основную форму наличия баланса между рыночным спросом на товар, нужными ресурсами и производством благ.

Хозяйственный расчет является методом ведения хозяйства, основанным на соотношении затрат организации на производство с такими результатами производства, как объем продаж и выручка, полным восполнением расходов доходами производства организации, разумном использовании ресурсов на производство и финансовая заинтересованность работников в результате труда. Он позволяет сочетать интересы предприятия с интересами его отдельных работников и групп. Хозяйственный расчет базируется на самостоятельности, когда организация является юридическим лицом, выступающая на рынке свободным товаропроизводителем. Самофинансирование предприятия является главным принципом расширенного производства и развития за счет собственной выручки.

Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. Она связывает между собой результаты труда и его процесс и оценивает качество труда работников разной квалификации. Руководство организации определяет нормативную стоимость рабочей силы при средних затратах труда и его нормальной продолжительности и устанавливает заработную плату для служащих и рабочих.

Дополнительная заработная плата позволяет уточнять сложность и квалификацию труда, сочетание профессий, выше нормативной работа, гарантированные социальные выплаты организации в определенных случаях и др. Вознаграждение устанавливает индивидуальный вклад рабочих в конечные результаты производства в определенные периоды времени. Премия непосредственно устанавливает связь между результатами труда каждого подразделения и работника и прибылью организации.

Руководитель организации может с помощью перечисленных выше элементов оплаты труда регулировать материальный стимул работников, применять разные системы оплаты труда – сдельную или повременную, образовывать духовные и материальные потребности работников и делать возможным рост их жизненного уровня.

Рабочая сила является главным компонентом любой трудовой деятельности, обеспечивающей переработку материалов труда с помощью инструментов труда в конечный продукт. В любой организации это является главной ценностью.

Чтобы эффективность использования рабочей силы была в работоспособном состоянии, необходимо поддерживать условия труда и быта работников, постоянно развивать их способность к труду при помощи постоянной системы подготовки и переподготовки персонала, повышения квалификации. Это позволяет увеличивать цену на рабочую силу.

Важное значение имеет стоимость рабочей силы. Стоимость рабочей силы является денежным мерилом оплаты труда и в рыночных условиях определяется средством спроса и предложения.

Рыночное ценообразование является рычагом товарно-денежных отношений и важным экономическим инструментом в соотношении доходов и расходов, цены и себестоимости продуктов.

Ценные бумаги являются главным инструментом и неотъемлемой частью развития фондового рынка. Они представляют собой неденежный эквивалент имущественного права на собственность.

Факторы производства являются важным элементом экономических методов. Они включают в себя землю, труд, капитал, предпринимательские способности и информацию. За счет капитала закупается живой труд, материалы и инструменты производства. Живой труд является важным фактором, так как только он соединяет все компоненты производства и создает прибавочный продукт и новую стоимость. Земля как фактор производства выступает необходимой материальной предпосылкой к труду. Предпринимательские способности соединяют все факторы производства в единый процесс. Информацию стали включать в факторы производства в последние годы, как совокупность знаний и накопленный интеллектуальный потенциал, без которого современное производство невозможно.

Таким образом, экономические методы выступают в виде различных способов воздействия руководителей на персонал для реализации поставленных целей. При правильном выборе экономических методов, конечный результат отражается в хорошем качестве продукции и высокой прибыли. Или наоборот, при пренебрежении ими можно ожидать негативные последствия.8

Под административными методами управления понимают систему способов осуществления управленческого воздействия, носящие обязательный характер, вышестоящего органа на нижестоящие в системе иерархии организации, которые обеспечивают слаженность деятельности субъекта и объекта управления. Для них характерно прямое воздействие на объект управления, соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления. Отношения между нижестоящими и вышестоящими органами имеют организованный и упорядоченный характер, благодаря этим методам. Они выражаются в форме распоряжений, директив, приказов, команд, инструкций, имеющих обязательный характер исполнения. Они базируются на дисциплине, ответственности, власти, принуждении, чётком определении прав, обязанностей и ответственности нижестоящих и вышестоящих органов, которые отражены в положениях и функциональных обязанностях должностных лиц. Административные методы наиболее целесообразны в том случае, когда реализацию целей нельзя достичь при помощи экономических и социально-психологических методов.

Организационные воздействия базируются на подготовке и удостоверении внутренних нормативных документов, регулирующих деятельность должностных лиц конкретной организации. Туда включают устав предприятия или организации, штатное расписание предприятия, коллективный договор между администрацией и рабочим персоналом, правила внутреннего трудового распорядка, организационная структура управления, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест. Эти документы имеют обязательный характер, а их неисполнение влечет за собой дисциплинарную ответственность.

Чаще всего работник предприятия воспринимает установленные стандарты, как ограничение, которое можно нарушать в личных интересах, пока руководство не замечает. Это влечет за собой такие последствия как брак продукции, хищение материалов или готовой продукции, нарушение трудовой и исполнительной дисциплины. Поэтому применение организационного воздействия эффективно с комплексным использованием социально-психологических методов управления деятельностью предприятия.

Распорядительные воздействия направлены на реализацию целей управления, соответствие нормативным документам внутри фирмы и соблюдение установленных стандартов и регламентаций организации.

Организации, в которых высокий уровень трудовой и исполнительной дисциплинированности и организационных воздействий, не требуют сильного распорядительного воздействия. В нем нуждаются лишь те организации, которые не достигли уровня стандартов и регламентации воздействий, что плохо сказывается на конечных результатах производства.

Способы распорядительного воздействия включают в себя приказы, распоряжения, указания, инструкции, целевое планирование, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения.

Приказ носит обязательный характер для подчиненных и предполагает исполнение в назначенные сроки. Неисполнение приказа влечет за собой дисциплинарную ответственность.

Распоряжение является обязательным для исполнения распорядительным воздействием в рамках определенной функции управления и структурного подразделения.

Указания и инструкции представляют из себя локальный вид организационного воздействия и применяются для оперативного регулирования процесса управления в ограниченные сроки и для определенного числа работников.

Инструктирование и координация руководства являются методами руководства, которые основаны на возложении подчиненному правил осуществления трудовых процессов.

Наставление представляет собой метод для однократного применения его руководителем, чтобы объяснить и аргументировать необходимость и выгодность трудового задания подчиненному.

Таким образом, административные методы управления являются сильным средством воздействия на коллектив и направления его на решение определенных задач управления для реализации обозначенных целей организации. Для достижения желаемого эффекта, необходимо, чтобы предприятие имело высокий уровень регламентации управления и трудовой и исполнительной дисциплины.9

Социально-психологические методы управления представляют собой совокупность способов осуществления воздействий управления на персонал с помощью использования механизмов и закономерностей социологии и психологии. Характерной чертой этих методов является использование неформальных факторов, интересов отдельного работника или коллектива в процессе управления персоналом для воздействия на психологию людей, тем самым убеждение в правильности действий, указанных в соответствии с желанием руководства.

Социологические методы направлены на группу людей и их взаимодействие в трудовом процессе. Они дают возможность определить место и назначение каждого члена в коллективе, выявить лидеров и организовать их поддержку, соединить мотивацию коллектива с конечными результатами производства, обеспечить эффективное взаимодействие и разрешение конфликтов между людьми.

Социальное планирование позволяет ставить социальные цели, обеспечивает разработку социальных нормативов и плановых показателей, позволяет добиться конечных социальных результатов.

Социологические методы исследования представляют совокупность средств в работе с персоналом, предоставляют незаменимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и дают возможность обоснованно вынести кадровые решения. Анкетирование необходимо для того, чтобы собрать информацию способом массового опроса людей через соответствующие анкеты. Интервьюирование представляет собой подготовку программы беседы, затем саму беседу, в ходе которой интервьюер получает необходимую информацию от собеседника. Интервью подходит для беседы с руководителем. Социометрический метод необходим при анализе деловых и дружеских связей в коллективе, когда на базе анкетирования персонала строится схема предпочтительных контактов между людьми и выявляются неформальные лидеры. Метод наблюдения позволяет выявлять качества членов коллектива, которые проявляются только в неформальной обстановке или жизненных ситуациях. Собеседование является хорошим методом при приеме на работу или деловых переговорах.

Личностные качества проявляются на внешнем образе работника, который чаще всего проявляется в коллективе и является важной составной социологии личности. Личностные качества разделяют на деловые, которые предназначены для выполнения определенных функций и задач, и моральные, которые показывают личные моральные проявления человека. В работе с персоналом необходимо знать достоинства и недостатки личности в коллективе, в соответствии с которыми им подбирается рабочее место и подходящая служебная карьера.

Мораль представляет собой особую форму общественного сознания, подразумевающей соответствие поведения людей с моральными установками в обществе.

Партнерство является важным элементом любой социальной группы и предполагает установление различных форм взаимоотношений, в процессе которого организовывается общение людей. В партнерстве люди соотносятся как равноправные члены взаимоотношений и отношения строятся на взаимоприемлемых психологических способах.

Соревнование является специфической формой общественных отношений и характеризуется соперничеством и конкуренцией между сотрудниками, которые стремятся к успеху, первенству и самоутверждению. Соревнование позволяет достичь хороших конечных результатов в производстве.

Общение является обыденной формой взаимодействия людей на основе непрерывного обмена информацией. Межличностное общение возникает между руководителем, подчиненными и сотрудниками. Управленческое общение составляют три основных этапа: выдача распорядительной информации, получение обратной информации, выдача оценочной информации.

Переговоры являются формой общения между людьми, когда стороны переговоров имеют различные цели и взгляды и стремятся установить между собой различные интересы на основе продуманного плана разговора.

Конфликт является формой столкновения двух сторон, имеющих собственные взгляды или убеждения, результатом которого становится положительное или отрицательное решение проблемы.

Таким образом, социологические методы управления помогают руководителю коллектива объективно осуществлять социальное планирование, регулировать отношения в коллективе, поддерживать дружелюбную почву в коллективе и эффективность коммуникаций.

Психологические методы направлены на личность конкретного человека и имеют индивидуальный характер. Их особенность заключается в обращении к внутреннему миру личности, его интеллекту, чувствам, образам и поведению для того, чтобы направить внутренний потенциал рабочего на решение определенных задач организации.

Психологическое планирование представляет собой направление в работе с персоналом для эффективности работы на основе психологического состояния коллектива организации. Оно необходимо для того, чтобы личность человека имела всестороннее развитие. Психологическое планирование направлено на постановку целей развития и достижения конечных результатов.

Способы психологического воздействия относятся к важнейшим компонентам психологических методов управления. Они включают в себя все необходимые и законные способы воздействия на людей для того, чтобы скоординировать процесс совместной трудовой деятельности. Рассмотрим их: внушение представляет собой психологическое воздействие руководителя на сознание подчиненного с помощью мотивов стремления к труду; убеждение происходит на основе аргументов и логики воздействия на психику подчиненного; подражание представляет собой способ воздействия путем создания образца поведения, который послужит примером для других; вовлечение представляет собой психологический прием, результатом которого становится заинтересованность сотрудников в соучастии трудового процесса; побуждение является позитивной формой морального воздействия, когда выделяются положительные качества сотрудника и повышается его значимость в коллективе; принуждение представляет собой крайнюю форму воздействия, когда иные формы не дают результат, и предполагает принудительное выполнение конкретной работы против воли и желания сотрудника; осуждение представляет из себя прием воздействия на сотрудника, который отклоняется от моральных норм коллектива; требование является таким приемом, который эффективен, когда руководитель обладает авторитетом и полнотой власти; запрещение является тормозящим воздействием на сотрудника и ограничивающим недозволенного поведения; порицание эффективно и имеет убеждающую силу только тогда, когда сотрудник чувствует себя последователем руководителя; командование применяется только тогда, когда необходимо быстро и четко исполнить задание без обсуждений; намек представляет собой прием косвенного воздействия с помощью шутки или аналогии; комплимент является приемом, который предполагает возвышение сотрудника, но не следует его путать с лестью; похвала представляет собой позитивный психологический прием, имеющий большую эффективность, нежели суждение; просьба представляет из себя эффективный метод руководства и воспринимается сотрудником как уважительное и доброжелательное распоряжение; совет представляет собой психологический метод, который основан на просьбе и убеждении.

В ответ на психологические приемы следует реакция, включающая в себя настроение, чувства, эмоции и поведение.

Таким образом, социально-психологические методы являются наиболее тонким инструментом воздействия на людей.

В целом, рассматривая аспекты методов управления персоналом, можно определить, что в основе этих методов лежит человеческий фактор, роль которого важна в любой организации. Способы, которые могут использоваться для эффективности работы предприятия, зависят от стиля руководства.10

Маркетинг как комплексная система регулирования.

Маркетинг представляет собой комплексную систему организации производства, возможности сбыта продукции и оказании услуг, которая ориентирована на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследований и прогнозирования конкретного рынка, изучения внутренней и внешней среды организации, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ.11

Также маркетинг предполагает анализ состояния товарного рынка, направленный на обнаружение возможных рынков сбыта, в основе которого лежит долгосрочный прогноз и учитывается потребительский спрос и перспективы организации по исследованию и приспособлению производства к сформировавшимся или предвиденным ситуациям.12

Под системой маркетинга понимают общее представление о маркетинге на предприятии, включающее структуру применения маркетинга, но только как отдельный элемент всей системы. Также система маркетинга определяется как совокупность материальных и понятийных элементов, людей, взаимодействующие между собой для выработки стратегий и тактики маркетинга, которые помогают предприятию провести верную ценовую и товарную политику на рынке.13

Основными элементами маркетинга являются исследование качества, характеристик использования товара и их соответствие требованиям рынка, определение емкости товарного рынка и изучение форм и методов сбыта товаров.14

В системе маркетинга действуют три главных функции. Аналитическая функция исследует и анализирует товарный рынок, прогнозирует спрос, формирует маркетинговую политику и др. Производственная функция отвечает за качество, тестирование, дизайн продуктов, обслуживание и др. Функция продвижения предполагает организацию маркетингового канала, PR, сбыт, клиентский сервис и др.15

Маркетинг бывает выражен в трех типах: конверсионный, поддерживающий, развивающий, ремаркетинг. Конверсионный маркетинг является типом маркетинга, который функционирует в целях перевоплощения спроса на конкретный товар из негативного в позитивный с помощью продуманной стратегии активизации спроса путем убеждения в преимуществах конкретного товара. Поддерживающий маркетинг представляет собой тип маркетинга, который направлен на поддержание уже сформировавшегося спроса во избежание потерь в случае изменения конкурентной ситуации. Развивающий маркетинг является типом маркетинга, который способствует развитию желаемого и прогнозируемого спроса, при решение такой задачи требуется учет большого спектра факторов. Ремаркетинг представляет собой тип маркетинга, который способствует оживлению спроса при его резком снижение по причине насыщения или иным.16

Применение маркетинга можно рассмотреть на примере компании ПАО «МегаФон». Компания ПАО «МегаФон» является ведущим мобильном оператором в Российской Федерации. МегаФон стремится сделать мобильную связь доступной для всех, реализовать преимущество общероссийской сети, представляет широкий спектр качественных услуг, разнообразие которых является одним из основных конкурентных преимуществ компании. Компания сумела занять существенные лидирующие позиции на российском рынке всего за несколько лет и является лидером по темпу роста абонентской базы и прибыли компании в России. Международные рейтинговые агентства ежегодно повышают корпоративный кредитный рейтинг МегаФона, благодаря достижениям успехов компании.17

По России компания занимает разные позиции на уровне каждого региона. Поэтому перед кампанией в разных регионах стоят разные задачи: где-то – удерживать лидерство, а где-то – увеличивать долю рынка.

В настоящее время на рынке представлено множество мобильных операторов, предоставляющих услуги связи и конкурирующих друг с другом. ПАО «МегаФон» стремится достичь показателей эффективности ведущих мировых телекоммуникационных компаний, выбирая определенную позицию и изучая своих конкурентов.

Принципы работы компании ПАО «МегаФон» заключаются в следующем: постоянное развитие и усовершенствование; честность в отношениях с клиентами, инвесторами и партнерами; финансовая прозрачность; обеспечение профессиональной самореализации своих сотрудников.

В первую очередь компания должна оправдать доверие своих абонентов, которым необходима качественная связь. Для этого нужно постоянно работать на улучшение качества связи и вкладывать в это все силы.

Для успешного развития и продвижения на рынке своих услуг компания «МегаФон» разрабатывает маркетинговые планы и стратегии продвижения своих услуг, ведет маркетинговую политику. Также компания учитывает факторы риска и прикладывает усилия для создания стратегии их сокращения.

Чтобы удержать позиции на рынке, компании можно предложить следующие мероприятия: делать рекламу на основе интересных сюжетов, а также в виде продолжительного сериала, так как это может заинтересовать потенциальных клиентов; увеличить частоту показов рекламы по телевизионным каналам; снижать цены за счет увеличения количества абонентов связи и снижения издержек; продолжать совершенствование качества связи.

Менеджмент как инструмент управления.

Менеджмент представляет из себя составную часть стратегии организации и особенный инструмент управления, основанный на поиске разумных решений и исследовании эффективных методов их осуществления, который нацелен на извлечение максимально высокой прибыли в рамках определенного предприятия и выигрыш на рынке в условиях экономической самостоятельности организации, конкуренции и риска.

Также менеджмент на предприятии представляет собой такой тип механизма регулирования, который превращает неорганизованную толпу людей в организацию работников и подразумевает координацию их действий, способствующих достижению целей предприятия.

Целью менеджмента является достижение максимальной эффективности деятельности предприятия, получение высокой прибыли и улучшение качества продукции при постоянном расширении и обновлении ее ассортимента.

Объектами менеджмента являются материально-вещественные компоненты, информация и кадры.

Основными принципами менеджмента являются: присутствие четкой стратегии организации и неограниченный поиск ее реализации; объединение личных интересов работников и целей организации; разработка определенной системы поиска и осуществления новых креативных идей; образование системы мотивации труда, которая основана на удовлетворенности трудом, его общественной оценке и продвижении работника по карьерной и административной лестнице; материальное стимулирование, которое зависит от конечного результата труда.18

Виды менеджмента делятся на общий, функциональный и операционный. Под общим видом менеджмента понимают управление деятельностью организацией в целом, направленное на решение ею своих задач и получение наибольшей прибыли. Функциональный вид менеджмента заключается в управлении отдельными подсистемами или звеньями деятельности организации, которые направлены на достижение конкретных целей. Операционный менеджмент представляет собой управление производственным процессом, который обеспечивает необходимое количество выпуска продукции и качество.

Управление является более широким понятием, чем менеджмент. Так как управление применяется во всех сферах деятельности, где требуется организованность составных частей системы. Менеджмент относится к управлению организацией, хозяйствующей в условиях рынка.

Различают три уровня управления: институциональный, средний и низший. Институциональный уровень управления осуществляет высшее звено руководителей – менеджеров, которые институционально регулируют деятельность конкретной организации в целом. Средний уровень управления реализует среднее звено менеджеров, которые могут быть начальниками каких-либо отделов. Низший уровень управления остается за руководителями низшего звена, которые могут быть мастерами или бригадирами. Необходимо взаимодействие данных уровней управления для достижения успеха.

Регулирование организации инструментом менеджмента можно рассмотреть на примере ПАО «М.Видео». «М.Видео» является лидером среди российских розничных сетей по продаже бытовой техники и электроники в России и одна из крупнейших компаний этой области в Европе. Огромная сеть насчитывает 400 магазинов в 165 городах по всей России и более 18 тысяч сотрудников. Ассортимент товаров в магазинах «М.Видео» составляют более 20 тысяч наименований разнообразной техники.19

Задача «М.Видео» состоит в том, чтобы максимально удовлетворить потребности самого широкого круга клиентов в товарах абсолютно любой техники, а также предоставить необходимые услуги по консультации в этой области, по максимально приемлемым ценам, путем применения новейших технологий создания рекламы и индивидуального подхода квалифицированных, в этой области, работников к каждому клиенту, а также обеспечить справедливые отношения со своими сотрудниками.

Менеджмент «М.Видео» подразумевает выделение отделов, занятых основной деятельностью организации. В каждом отделе имеются менеджеры, которые должны обеспечивать условия для эффективной работы отделов, от которых зависит продуктивность работы всей организации. В менеджменте «М.Видео» начальник передает часть своих полномочий функциональным заместителям: менеджерам, старшему кассиру, коменданту, заведующему складом. Они координируют работу подчиненных им отделов. Именно на основе сплоченной и спланированной работы, в магазине «М.Видео» растут продажи и прибыль.

Можно сделать вывод о том, что объем реализации продукта зависит от того, насколько грамотно устроено управление в данной организации. Работа менеджеров в «М.Видео» привела к появлению надежных, платежеспособных и постоянных клиентов. Следовательно, за счет этого возросла прибыль, которую организация может вкладывать в улучшение обслуживания, реализацию новых идей и дальнейшее продвижение.

Инструменты микроэкономического антикризисного управления.

Антикризисное управление представляет собой систему управления, имеющая комплексный, системный характер. Такая система сосредоточена на предвидении и предотвращении кризиса, а также на анализе его симптомов и мерах устранения отрицательных последствий с помощью использования всего потенциала менеджмента, разработки и осуществления специальной стратегической программы, которая позволяет устранить временные затруднения, сохранить и преумножить позиции на рынке при любых обстоятельствах, опираясь в основном на собственные ресурсы.

Антикризисное управление на микроуровне имеет наибольшее практическое значение для состояния экономики в целом, в силу того, что предприятие является основным звеном национального хозяйства, кризисные процессы наиболее значительно проявляются на предприятиях, и ситуация на определенном предприятии в большей степени зависит от действий его руководства во время вхождения предприятия в кризисную фазу.

Возможность антикризисного управления, во-первых, определяется человеческим фактором. Человеческая деятельность осознанно направлена на поиск решений выхода из критических ситуаций и сложных проблем, использование годами накопленного опыта преодоления кризисов и приспособления к сложившимся ситуациям. Во-вторых, она определяется знанием циклического характера развития социально-экономических систем, тем самым позволяя предвидеть кризисные ситуации и подготовиться к ним. Наиболее опасный характер носят неожиданные кризисы. Также антикризисное управление необходимо для поддержания и контроля экологии, путем разработки новых средств, изменения технологий, повышения профессионализма технического персонала.20

Применение мер антикризисного управления предполагает собой составление алгоритма методов финансового оздоровления. Такой алгоритм делится на два этапа. Первый этап направлен на устранение внешних факторов банкротства: восстановить нормальный уровень ликвидности собственными оборотными средствами, устранение просроченной кредиторской задолженности. В результате исследования экономического состояния представляется возможность сохранения и использования производственного рыночного потенциала предприятия. Второй этап представляет собой устранение внутренних факторов банкротства: повысить рентабельность производства и платежеспособность предприятия. Способами достижения цели на этом этапе могут быть: внедрение новых технологий, смена или повышение квалификации персонала.

Теория антикризисного управления относится к экономической дисциплине и тесно связана с такими дисциплинами, как политическая экономия, экономическая теория, которые выступают для нее методологической базой, и прикладными экономическими дисциплинами, такими как финансовый анализ, теория управления, основы реструктуризации. Следует отметить, что теория антикризисного управления является самостоятельной областью знаний, которая фиксируется специальными нормативными актами и наличием собственного специфического предмета исследования.21

Особенности применения антикризисного управления в деятельности российских предприятий.

Применение антикризисного управления можно рассмотреть на примере предприятия ПАО «Химпром». «Химпром» является широко известным открытым акционерным обществом, крупнейшим химическим комплексом с широкой номенклатуры продукции и высоким технологическим уровнем производства. Основными видами деятельности данной организации являются производство химической продукции промышленного и бытового назначения, технические разработки, строительные и другие работы и услуги. Фирма занимает лидирующие позиции не только на российском рынке, но на рынке СНГ. Как и большинству предприятий, «Химпром» не удалось избежать последствия постперестроечного периода и предприятие оказалось на грани банкротства, но усилиями руководства и команды менеджеров предприятие преодолело банкротство и начало успешно развиваться.22

Для увеличения прибыли, предприятие использует такой способ, как увеличение прибыли за счет наращивания производства и расширения имеющихся рынков сбыта. Очень важна деятельность маркетинговой службы на предприятии, чтобы выполнить все задачи для достижения цели. Нужно обратить внимание на разработку проектов с минимальным временем финансовой окупаемости и максимальной рентабельности для привлечения потенциальных инвесторов.

Список использованных материалов.

Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: ИНФРА-М, 2007. 48 с.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (с изм.).

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (с изм.).

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (с изм.).

Акулич И.Л., Гречиков И.З. Современный маркетинг. Мн.: Мисанта, 2001. 366 с.

Антикризисное управление : Учеб. / Под ред. Э.М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2003. 432 с.

Антикризисное управление предприятием: Учеб. пос. / сост. Т. Н. Рогова. Ульяновск: УлГТУ, 2014. 200 с.

Базылев Н.И., Гурко С.П. Экономическая теория: Пособие / Под ред. Н.И. Базылева, С.П.

Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пос. М.: ИНФРА-М, 2006. 283 с.

Веснин В.Р. Менеджмент: Учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. 504 с.

Волков О. И., Скляренко В. К. Экономика предприятия: Учеб. пос. М.: ИНФРА-М, 2013. 264 с.

Годин А.М. Маркетинг. М.: Дашков и Ко, 2003. 604 с.

Головачев А. С. Экономическая теория: Практикум . Мн.: Вышэйшая школа, 2006. 446 с.

Головачев А. С. Экономика организации (предприятия): Учеб. пос. Мн.: Вышэйшая школа, 2015. 688 с.

Гродских В.С. Экономическая теория. СПб.: Питер, 2013. 208 с.

Гурко. Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2005. 637 с.

Егоршин А.П. Управление персоналом: Учеб. Н. Новгород: НИМБ, 2001. 720 с.

Ивашенцева Т.А. Экономика предприятия: Учеб. М.: КноРус, 2016. 284 с.

Микроэкономика / Под ред. М.И. Ноздрина-Плотницкого. Мн.: Современная школа, 2011. 384 с.

Попов А.И. Экономическая теория: Учеб. СПб.: Питер, 2006. 544 с.

Самойлович В.Г., Телушкина Е.К. Экономика предприятия. М.: Академия, 2009. 224 с.

Сергеев И. В., Веретенникова И. И. Экономика организации (предприятия): Учеб. / М.: Юрайт, 2015. 510 с.

Федорович В.О., Конципко Н.В. Экономика организаций: Учеб. пос. / Под общ. ред. В. О. Федоровича. М. : Проспект, 2017. 240 с.

Ховард К., Эриашвили Н.Д., Соловьев Б.А., Цыпкин Ю.А. Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе: Учеб. / Под ред. Эриашвили Н.Д. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 255 с.

Ходеев Ф.П. Менеджмент / Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2002. 224 с.

Экономика предприятия / Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгалтер. СПб.: Питер, 2009. 464 с.

Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. М.: Владос, 2010. 592 с.

Ярашева А. В. Словарь терминов по курсу «Деньги, кредит, банки». М.: ВГНА Минфина РФ, 2010. 65 с.

Записки маркетолога [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_s/marketing_system.

Официальный сайт компании ПАО «МегаФон» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://corp.megafon.ru.

Официальный сайт компании ПАО «М.Видео» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mvideo.ru/company.

Официальной сайт компании ПАО «Химпром» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.himprom.com.

1 Базылев Н.И., Гурко С.П. Экономическая теория: Пособие / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2005. 637 с.

2 Федорович В.О., Конципко Н.В. Экономика организаций: Учеб. пос. / Под общ. ред. В. О. Федоровича. М.: Проспект, 2017. 240 с.

3 Головачев А. С. Экономическая теория: Практикум / Мн.: Вышэйшая школа, 2006. 446 с.

4 Головачев А. С. Экономика организации (предприятия): Учеб. пос. / Мн.: Вышэйшая школа, 2015. 688 с.

5 Федорович В.О., Конципко Н.В. Экономика организаций: Учеб. пос. / Под общ. ред. В. О. Федоровича. М.: Проспект, 2017. 240 с.

6 Волков О. И., Скляренко В. К. Экономика предприятия: Учеб. пос. М.: ИНФРА-М, 2013. 264 с.

7 Федорович В.О., Конципко Н.В. Экономика организаций: Учеб. пос. / Под общ. ред. В. О. Федоровича. М.: Проспект, 2017. 240 с.

8 Егоршин А.П. Управление персоналом: Учеб. Н. Новгород: НИМБ, 2001. 720 с.

9 Там же.

10 Там же.

11 Ярашева А. В. Словарь терминов по курсу «Деньги, кредит, банки» М.: ВГНА Минфина РФ, 2010. 65 с.

12 Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе: Учеб. / Ховард К., Эриашвили Н.Д., Соловьев Б.А., Цыпкин Ю.А. / Под ред. Эриашвили Н.Д. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. С. 123.

13 Записки маркетолога [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_s/marketing_system.

14 Головачев А. С. Экономическая теория: Практикум. Мн.: Вышэйшая школа, 2006. 446 с.

15 Записки маркетолога [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_s/marketing_system.

16 Головачев А. С. Экономическая теория: Практикум. Мн.: Вышэйшая школа, 2006. 446 с.

17 Официальный сайт компании ПАО «МегаФон» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://corp.megafon.ru.

18 Головачев А. С. Экономическая теория: Практикум. Мн.: Вышэйшая школа, 2006. 446 с.

19 Официальный сайт компании «М.Видео» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mvideo.ru/company.

20 Антикризисное управление: Учеб. / Под ред. Э.М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 128.

21 Антикризисное управление предприятием: Учеб. пос. / сост. Т. Н. Рогова. Ульяновск: УлГТУ, 2014. С. 9.

22 Официальной сайт компании ПАО «Химпром» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.himprom.com.

Просмотров работы: 261