ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Денежно-кредитная политика – это совокупность мероприятий, проводимых государством, воздействующая на денежное обращение для достижения экономического роста, стабилизации цен, полной занятости населения.

Денежно-кредитная (монетарная) политика – важный элемент макроэкономической политики страны. Разработкой и реализацией этой политики занимается Центральный Банк. Для наиболее эффективного развития экономики необходимо формирование устойчивого и точного механизма денежно-кредитного регулирования, что позволит Банку обеспечить устойчивость валюты, контролировать банковскую систему.

Данная политика является мощным инструментом воздействия на экономику государства. Она может привести к улучшению состояния страны, к выходу из кризиса, росту благосостояния. Но ошибочные решения в реализации денежно-кредитной политики способны дать обратный результат, ухудшая экономическое состояние.

Роль денег в экономике. Профессор Колесников В.И. говорил: «Денежно-кредитная политика является одним из элементов всей экономической политики государства и определяется его приоритетами». Она представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным Банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения. В её основе лежит теория денег, которая изучает, как деньги воздействуют на экономическую систему.

Различные экономисты имели свои взгляды по данному вопросу, что привело к созданию непохожих подходов к теории денег.

Концептуальные подходы. Для начала рассмотрим классическую теорию денег, основоположником которой является Адам Смит. В своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (в 1776 г.) он высказывает мысль о том, что развитие денег связано с процессом общественного разделения труда и обобществления производства. А. Смит приходит к выводу, что именно объективные экономические законы определяют прогресс денежных отношений.

Шотландский экономист считал, что деньги определяют исключительно номинальную цену товаров, а вот реальная стоимость зависит от количества труда, затраченного на его создание. Деньги определялись как обычный товар, то есть Смит имел в виду, что деньги ничем не отличаются от других товаров. Если говорить о проблеме денежного обращения, то экономист указывал на недопустимость эмиссии кредитных денег сверх металлического запаса, так как это может привести к падению их ценности ниже ценности золота и серебра.

Данная теория и предшествующие ей стали причиной развития денежной теории в XX в. Главным результатом же стало то, что деньги начали рассматриваться как важный фактор процесса воспроизводства, как важный элемент хозяйственной структуры и как орудие контроля экономики.

Развитием классической теории занимались и другие экономисты, которые уделяли внимание количеству денег, поэтому концепцию называют количественной. Основная идея данного подхода заключается в том, что стоимость денег зависит от их количества, находящегося в обращении. В количественной теории сформировались три утверждения:

  1. причинность – это значит, что цены зависят от количества денег;

  2. пропорциональность – цены меняются пропорционально изменению массы денег;

  3. универсальность – изменение массы денег влияет на цены всех товаров.

Большой вклад в развитие теории внес И. Фишер, который в попытках формализовать зависимость между массой денег и уровнем товарных цен ввел уравнение обмена: М х V = P x Y, где М – это статистическое количество денег; V – скорость обращения; Р – уровень цен товаров и Y – реальный национальный продукт. Уравнение обмена — уравнение, согласно которому произведение величины денежной массы на скорость обращения денег равно произведению уровня цен на реальный нацио­нальный продукт.1

Первая часть уравнения является денежной частью, а вторая – товарной. Наиболее оптимальным является их равновесие, что означает, что экономика находится в состоянии макроэкономического равновесия, инвестиции равны сбережениям, а планируемые расходы – объему выпуска. Зачастую равенство нарушается. Когда MV > PY, в стране наблюдается дефицит. Для восстановления равновесия следует начать повышение уровня цен, результатом чего может стать инфляция. В обратном случае в экономике возникает кризис перепроизводства, то есть денег оказывается мало для совершения текущих операций. Решением может стать эмиссия денег.

Несколько иное уравнение предложили А. Маршалл и А. Пигу, что привело к созданию неоклассической теории. Они взяли за основу накопление денег участниками экономических отношений: М = К х Р х Y. Оно получило название «Кембриджское уравнение», где К – это отношение денежного запаса к доходу, а остальные переменные не отличаются от уравнения Фишера. По сути уравнения одинаковы и приходят к одному выводу, а именно, что изменение количества денег является причиной, а не следствием изменения цен.

Количественная теория акцентирует внимание на такой функции денег, как средство обращения, игнорируя иные функции. Она допускает, что вся денежная масса находится в обращении, что является ошибочным.

Большое признание получила Кейнсианская теория, которую создал Джон Мейнард Кейнс. В своей работе "Общая теория занятости, процента и денег" он подверг сомнению классическую теорию, которая не могла решить проблемы в экономике, что обернулось продолжительной экономической депрессией. Основной проблемой Кейнс считал низкий совокупный спрос.

Кейнсианская теория утверждает, что спрос на деньги зависит от предпочтений ликвидности, то есть предпочтений хранить деньги в наличной форме. И есть три причины, побуждающие людей хранить хотя бы часть их богатства в форме ликвидных денежных активов:

  1. транзакционный мотив;

  2. мотив предосторожности;

  3. спекулятивный мотив.

Транзакционный мотив означает, что субъект оставляет часть своих средств в наличной форме для повседневных платежей. Зависит от количества товаров, услуг, факторов производства и от цен на них, от скорости оборота денег.

Мотив предосторожности заключается в необходимости наличных для обеспечения безопасности, что позволит в будущем реализовать неожиданные потребности.

Спекулятивный мотив – хранение денег для избегания потери капитала, обуславливаемое хранением активов в форме облигаций при ожидании повышения нормы ссудного процента.

Кейнс установил, что изменение денежного предложения приводит к изменению уровня процентной ставки, а это ведет к изменению в инвестиционном спросе и к изменению в номинальном ВНП. Отсюда следует следующее уравнение: Y=C+I+G+Xn, где Y – это номинальный объем ВНП; С – потребительские расходы; I – частные плановые инвестиции; G – государственные расходы на покупки товаров и Xn – чистый экспорт.

Дж. М. Кейнс выделяет три типа политики, которые влияют на ВВП: денежную, бюджетную политику и политику доходов.

Цель денежной политики: снижение нормы процента для увеличения совокупных инвестиций. Но при этом возникает эффект "ликвидной ловушки", когда увеличение предложения денег не изменяет процентную ставку и не влияет на изменение ВНП.

В бюджетной политике инвестиции дополняют общественными инвестициями за счет государственных средств до объема, соответствующего полной занятости.

Политика доходов осуществляется через систему налогообложения и помогает решить проблему увеличения совокупного спроса.

В середине прошлого столетия в Кейнсианской теории выявились некоторые недостатки. Например, в данной теории отказывались признавать инфляцию как часть экономической модели, преувеличивалась роль государственных инвестиций. В итоге стали появляться новые направления. Например, монетаристская теория, которая относится к неоклассическому подходу и которую возглавлял Милтон Фридман.

Монетаризм – это подход, который признает исключительную важность денег в экономике и который отдает приоритет особому типу кредитно-денежной политики, а именно прямому регулированию темпов роста денежной массы. Монетаристы считают, что рыночная экономика – устойчивая система, а все отрицательные аспекты – это результат вмешательства в экономику. В теории устанавливается тесная корреляция между денежной массой и номинальным ВНП. В данной теории полагается, что существует взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики, и поэтому монетаристы опираются на уравнение Фишера. Отличием же от количественной теории является то, что спрос на деньги находится в зависимость от всех активов хозяйствующего субъекта с учетом инфляции, а не только от цен и кассовых остатков. Монетаристы считают, что экономическая нестабильность связана с неравномерным приростом денег в обращении, вызванным просчетами в разработке и проведении фискальной политики. Сам Фридман выдвинул «денежное правило», гласящее, что государство должно поддерживать постоянный прирост денежной массы в обращении.

Известные и признанные старые теории дорабатывались, приводя к появлению новых. Например, неокейнсианская теория, которая расширяет предыдущие исследования. Неокейнсианство уделяет внимание постоянной безработице, пытается выявить её причины и найти способы решения данной проблемы, даёт дальнейшее развитие теории общего экономического равновесия, изучает налоговую проблему, то есть теорию и практику налогообложения, изучает связи между движением капитала и состоянием платежного баланса страны. К деятелям этой теории можно отнести Франко Модильяни, Джона Хикса, Роя Харрода и Элвина Хансена, которые пытались интерпретировать учение Кейнса.

Каждая теория имеет свои плюсы и минусы, поэтому современные теоретические модели денежно-кредитной политики учитывают аспекты из каждого подхода, но в общем виде представляются как синтез кейнсианской и монетаристской концепций.

Цели денежно-кредитной политики. Основные и промежуточные цели, их взаимосвязь. Денежно-кредитная политика всегда проводится для достижения определенных результатов, целей. Цель денежно-кредитной политики, или целевой ориентир – это фиксированный экономический показатель, к достижению которого должна стремиться денежно-кредитная политика путем выбора значений инструментов политики или инструментальных переменных.2

Можно выделить явные и скрытые цели. Явные – это те цели, которые денежные власти публично объявляют. Скрытые – те, которые не обнародываются. Подробнее же стоит рассмотреть основные (конечные) и промежуточные цели, а также проанализировать стратегии определения этих целей, выявить достоинства и недостатки.

Основные цели играют большую роль в стране, так как именно они направлены на стабилизацию состояния экономики.

К основным целям относится:

  1. обеспечение экономического роста;

  2. обеспечение занятости населения;

  3. формирование равновесия платежного баланса страны;

  4. обеспечение стабильности цен;

  5. обеспечение стабильности ставки процента;

  6. обеспечение стабильности на финансовых рынках;

  7. обеспечение стабильности валютного рынка.

Существует определенная проблема, связанная с данными целями. Дело в том, что достигнуть всех не считается возможным, так как некоторые цели противоречат другим. Например, попытка обеспечить занятость населения может вызвать рост процентной ставки. Для уменьшения ставки процента могут увеличить денежную массу в стране, что стимулирует инфляцию. Все это означает, что главный банк государства стоит перед выбором приоритетов, он должен выбирать наиболее важные для определенного периода цели. Еще одной проблемой является неспособность непосредственно и немедленно достигать основных целей. В таком случае Центральные банки могут назначить промежуточную цель. Суть промежуточных целей состоит в том, что они помогают в реализации конечных. Необходимость ставить промежуточные цели вызвана запоздалой реакцией экономики на какие-либо действия банка, отсутствием своевременной информации у органов регулирования. К данным целям можно отнести: контроль роста денежной массы; контроль уровня цен; контроль номинального объёма производства.

Но и в достижении промежуточных целей возникают проблемы, так как инструменты Центрального банка не позволяют напрямую выполнить их. Проблему можно решить с помощью операционных целей. Это обуславливается тем, что Банк воздействует на них непосредственно с помощью имеющихся инструментов. К операционным целям можно отнести денежную базу, резервы банков, ставку процента по межбанковским кредитам. Управление операционными целями – первый шаг в трансмиссионной цепочке, описывающей влияние центрального банка на экономику.

Высшие задачи, промежуточные и операционные цели образуют иерархическую структуру, где на каждом определенном уровне происходит корректировка соответствующей цели для обеспечения задач более высокого порядка.

Стратегии для определения целей денежно-кредитной политики. Стратегия монетарной политики – это метод долгосрочного действия, на основании которого принимаются решения относительно инструментов, которые следует использовать для достижения поставленной цели. Стратегия включает в себя три основных режима денежно-кредитной политики:
  1. таргетирование денежного предложения;

  2. таргетирование валютного курса;

  3. таргетирование инфляции.

Таргетирование – это преследование цели денежно-кредитной политики. Оно состоит из: публичного объявления целей, применения инструментария политики и ответственности за результаты.

Рассмотрим каждый из режимов и выявим их преимущества и недостатки.

Таргетирование денежного предложения подразумевает, что центральные банки должны установить параметры изменения денежных агрегатов на определенный период, которые будут соответствовать характеру и целям денежно-кредитной политики. Реализация данного режима зависит от выбора денежного агрегата, от цели и способа управления выбранным агрегатом. Денежные агрегаты – показатели денежной массы.3 В порядке убывания степени ликвидности они выглядят так: М1, М2, М3 и L. Согласно классификации США денежные агрегаты представлены следующим образом:

  1. М1 – наличные деньги вне банковской системы, депозиты по востребованию, дорожные чеки.

  2. М2 – М1 плюс нечековые сберегательные депозиты, срочные вклады (до 100 000 долл.).

  3. М3 – М2 плюс срочные вклады выше 100 000 долл., депозитные сертификаты и другое.

  4. L – М3 плюс краткосрочные казначейские облигации, коммерческие бумаги и прочее.

Преимуществом режима является возможность проведения Центральным банком независимой монетарной политики, адекватное реагирование на специфические проблемы национальной экономки. Другим плюсом можно считать быстрое информирование рынка о состоянии денежной сферы. Данный режим не требует сложных экономических моделей.

Но денежное таргетирование не лишено и недостатков. Например, слабый контроль агрегатов М2 и М3; низкая ответственность центрального банка перед людьми.

Теперь определимся со вторым таргетированием, а именно с таргетированием валютного курса. Под ним понимается контроль за динамикой валютного курса, при котором происходит привязка стоимости национальной валюты к стоимости какого-либо товара или к стоимости валюты страны-якоря, характеризующейся низкой инфляцией и высокими темпами экономического роста. Успешное применение данного режима зависит от проведения макроэкономической политики, обеспечивающих низкую разницу темпов инфляции, а также от обеспечения конкурентоспособности и кредитоспособности страны.

К плюсам этого режима относят: эффективный контроль внутренней инфляции и снижение инфляционных ожиданий; относительная простота в исполнении; усиление взаимодействия экономик двух стран.

А минусами считаются: отсутствие возможности проводить монетарную политику самостоятельно, так как это может привести к отклонению от якоря; не исключён риск спекулятивной атаки на национальную валюту; перенос отрицательных явлений от страны-якоря на другую страну.

Перейдём к инфляционному таргетированию, которое направлено на снижение уровня цен для предотвращения сильной инфляции. Понятие «инфляция» впервые стало применяться в Северной Америке в 1861-1865 годах. Оно означало процесс, приводящий к увеличению налично-денежной массы.4 Имеется три режима таргетирования инфляции: полноценное, смешанное или облегченный вариант.

Полноценное предполагает наличие высокой степени доверия к центральному банку. Особое внимание уделяется жесткой ориентации монетарной политики на показатель по инфляции.

Смешанное таргетирование позволяет центральному банку ориентироваться и на другие показатели. Например, рост ВВП, снижение безработицы.

Облегченный вариант таргетирования инфляции используется странами, которые подвержены экономическим шокам, которые не имеют макроэкономической стабильность. В данном случае ориентир по инфляции не может быть единственной целью. Чаще всего этот вид инфляционного таргетирования используется для подготовки к переходу на одну из вышеназванных разновидностей таргетирования инфляции.

Несомненным преимуществом является ценовая стабильность. Также можно выделить повышение адекватность прогноза инфляции, гибкое реагирование Центрального банка на изменение ситуации в экономике. Недостатком этого таргетирования является то, что необходим учет большого числа факторов инфляции – импортных цен, цен производителей и других. Необходимо формирование более сложного механизма управления инфляционными процессами, который будет основан на сотрудничестве между Центральным банком и другими органами государственного управления.

При изучении режимов денежно-кредитной политики возникает две трудности: классификация режимов и проблема эндогенности. Первая связана с тем, что фактическая политика может отличаться от официально заявленной. Причинами таких расхождений могут быть опасения дестабилизации и неспособность властей следовать декларированной политики.

Эндогенная проблема возникает из-за того, что между режимом денежно-кредитной политики и его макроэкономическими результатами существует взаимосвязь. В частности, важно, что является первопричиной того или иного экономического явления.

Следовательно, Центральный банк выбирает стратегию (режим), исходя из сложившейся в стране ситуации, такую стратегию, которая будет наиболее оптимальна при данных условиях, которая принесёт наибольший положительный эффект.

Инструменты денежно-кредитного регулирования экономики. Достижение целей, о которых велась речь в прошлой главе, осуществляется за счет инструментов денежно-кредитной политики. Инструментарий денежно-кредитной политики развитых государств необычайно широк. Использование различных инструментов различаются в зависимости от философии экономической политики, конкретных обстоятельств, степени открытости экономики и традиций страны. Инструменты имеют следующую классификацию: краткосрочные и долгосрочные, прямые и косвенные, общие и селективные, рыночные и нерыночные.5

Применяемые инструменты зависят от различных факторов, но в целом можно выделить два основных типа денежно-кредитной политики: политика дешевых и дорогих денег.

Политика «дорогих» и «дешевых» денег. В зависимости от того, какая экономическая ситуация сложилась в стране, Центральный банк проводит политику дешевых или дорогих денег.

Политика «дорогих» денег направлена на сокращение денежного предложения. Чаще всего её проводят в период сильной инфляции. В таком случае кредит становится дорогим, доступ к нему затрудняется. Для того чтобы добиться этого можно предпринять следующие меры: повысить учётную ставку процента; продать государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличить нормы резервных требований.

Политика «дорогих» денег имеет как положительные, так и отрицательные последствия. К первым можно отнести то, что происходит стимулирование сбережений нефинансового сектора, которое вызвано ростом процентной ставки по депозитам. Также плюсом будет являться селекция предприятий по эффективности, так как только эффективные предприятия смогут взять дорогой кредит. Но не стоит забывать негативные последствия. Это и сокращение объёма кредитования, и спад в экономике, и рост издержек.

Данная политика достаточно эффективна и хорошо работает в условиях устойчивой экономики.

Политика «дешевых» денег проводится в периоды экономического спада, когда происходит недоиспользование производственных мощностей, когда высок уровень безработицы. Кредит делается дешевым, так увеличиваются совокупные расходы, инвестиции, производство и занятость. Меры, принимаемые в такой политике, обратны тем, которые используются в политике «дорогих» денег (см. Таблицу 1).

Положительным последствием таких действий станет минимизация спада производства. Будет происходить поддержка уровня занятости и стабильности банковской системы. Отрицательные последствия: сохранение угрозы дальнейшей девальвации рубля; высокие риски ускорения инфляции.

Таблица 1. Инструменты политики «дорогих» и «дешёвых» денег6

Инструменты

Политика дорогих

денег

Политика дешевых денег

Операции на открытом рынке

Продажа ценных бумаг

Скупка ценных бумаг

Норма резервирования

Повышение нормы резервирования

Снижение нормы резервирования

Учётная ставка

Повышение учётной ставки

Снижение учётной ставки

Стоит отметить, что наименее эффективным инструментом является изменение учетной ставки, так как воздействие учетной ставки зависит от инициативы не Центрального банка, а коммерческих банков. Изменения же норм резервирования являются вспомогательными. Но все инструменты важны для стабилизации состояния экономики.

Денежно-кредитная политика России, её особенности и эффективность. Ежегодно Центральный банк России отдаёт в Государственную Думу проект о направлениях единой государственной денежно-кредитной политики. В нём он ставит перед собой различные цели, которые должны способствовать обеспечению устойчивого экономического развития. Например, не допустить развитие кризиса в денежно-кредитной сфере, снизить инфляцию, обеспечить ценовую, финансовую стабильность и другие цели. Достижение этих целей говорит об эффективности проводимой политики. Но это не так уж и легко, так как Банк России всегда сталкивается с проблемами, мешающими реализации денежно-кредитного регулирования.

Задачи Центрального банка России в прошлые годы и на ближайшие следующие7:

  1. повышение уровня монетизации экономики;

  2. снижение инфляции до 4%;

  3. достижение реальной конвертируемости рубля;

  4. укрепление банковской системы, повышение уровня доверия к ней;

  5. повышение доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора экономики.

Чтобы Банк России справился со своими задачами, требуется тесное взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти. Так, координация мер Правительства Российской Федерации и Банка России сыграли важную роль в преодолении острой фазы кризиса конца 2014 – начала 2015 гг.

Государство РФ может оказывать влияние на экономический рост и инфляцию при помощи инструментов денежно-кредитной политики. Банк России при проведении антиинфляционной политики изменяет нормативы обязательных резервов (см. Таблицу 2).

Таблица 2. Обязательные резервные требования Банка России с 2011 г.8

Дата действия

По обязательствам перед юридическими лицами-нерезидентами (%)

По обязательствам перед физическими лицами

(%)

По иным обязательствам

кредитных организаций (%)

01.02.11-28.02.11

3,5

3,0

3,0

01.03.11-31.03.11

4,5

3,5

3,5

01.04.11-28.02.13

5,5

4,0

4,0

01.03.13-01.01.15

4,5

1.04.16-1.05.16

4,25

С ростом объёмов денежной массы и увеличением темпов инфляции Банк РФ решает повысить показатели нормы обязательных резервов в 2011 г. В результате показатели нормы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами были увеличены на 2 % с 1 февраля 2011 г. по 28 февраля 2013 г. Немного позже нормативы уменьшили на 1, 25%. Что касается нормативов по обязательствам перед физическими лицами и иных обязательств кредитных организаций, то эти показатели были повышены на 1,25 % . В итоге, в 2016 г. норма обязательных резервов была равна 4,25% для всех.

Рост обязательных резервов приводит к сокращению денежной массы. Так, с помощью изменения норм резервов Банк воздействует на динамику предложения денег, изменяя уровень инфляции.

Данные в таблице представлены для валюты РФ. Если же говорить про иностранную валюту, то с 1 апреля 2016 г. нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций повышаются до 5,25%. Данная мера направлена на дестимулирование роста валютных обязательств в структуре пассивов кредитных организаций.

Большую роль играет ключевая ставка процента, так как её изменение влияет на валютный курс, цены финансовых активов, цены на недвижимость. В России она была объявлена инструментом денежно-кредитной политики в сентябре 2013 г. (см. Таблицу 3). Эта ставка устанавливается Центральным банком РФ для оказания воздействия на уровень процентных ставок, складывающихся в экономике страны.

Таблица 3. Изменение ключевой ставки процента9

Дата изменения

Уровень ключевой ставки (%)

13.09.13

5,5

01.03.14

7,0

25.04.14

7,5

25.07.14

8,0

31.10.14

9,5

11.12.14

10,5

16.12.14

17,0

02.02.15

15,0

16.03.15

14,0

05.05.15

12,5

16.06.15

11,5

03.08.15

11,0

19.09.16

10,0

27.03.17

9,75

До конца 2013 г. ставка составляла 5,5% годовых. В 2014 году ключевая ставка менялась несколько раз в сторону роста. Резкое повышение ключевой ставки до 17% годовых произошло 16 декабря 2014 г. Совет директоров Банка России отметил, что данное решение было вызвано необходимостью ограничить сильно возросшие девальвационные и инфляционные риски.

2015 г. проходил с постепенным снижением и завершился ставкой в 11%. В течение 2016 г. Банк России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 11%, но потом начал её снижение. На конец 2016 г. ключевая ставка сохранена на уровне 10%.

Одной из целей денежно-кредитной политики является снижение инфляции, поэтому рассмотрим данный показатель в стране (см. Таблицу 4.1).

Подъём уровня инфляции в период с 2012 по 2015 г. был вызван сильным ослаблением курса рубля. Грамотная умеренно жесткая денежно-кредитная политика государства смогла снизить этот уровень. Уровень инфляции в 2016 г. снизился более чем вдвое, если сравнивать с предыдущим годом – инфляция за 2015 г. составляла 12,9%, а в 2016 – 5,4%.

Таблица 4.1– Уровень инфляции, 2011 – 2016гг.10

Год

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Годовая инфляция (%)

6,1

6,58

6,45

11,36

12,9

5,4

Дальнейшее снижение можно заметить и в начале 2017 г. (см. Таблицу 4.2). Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период 2017 г. первоначально был рассчитан на уровне – 6,4%, хотя целью было достижение более низкого уровня. Но прогнозы нередко отличаются от фактических данных.

Таблица 4.2 – Уровень инфляции в 2017 году в разрезе месяцев11

Месяцы

Месячная инфляция (в годовом исчислении)(%)

Декабрь 2016

5,4

Январь 2017

5,0

Февраль 2017

4,6

Из таблицы 4.2 следует, что результат соответствует цели Центрального банка России, предполагающей достижение уровня в 4% в 2017 г. Такой уровень планируется поддерживать и в последующие годы. Стабильно низкая инфляция позволит предприятиям увереннее строить производственные планы, принимать решения о расходах, сбережениях и инвестициях.

Проблемы реализации денежно-кредитной политики в РФ, пути совершенствования. Проведение денежно-кредитной политики в любой стране всегда сталкивается с рядом проблем. Так, для России одной из проблем является оценка состояния экономического развития. Только после анализа этого состояния Центральный банк может принять решение о необходимых мерах.

Не стоит забывать и о том, что при разработке денежно-кредитной политики необходимо принимать во внимание возможные изменения мировых цен на основные товары российского экспорта. Ещё одно проблемой считается то, что Банк РФ должен учитывать не только взаимосвязи в рамках мировой экономики, но и взаимозависимость всех частей национального хозяйства. Также не удаётся избежать постоянных изменений налогового законодательства, а это препятствует реализации долгосрочных инвестиционных проектов из-за низкой предсказуемости налоговых издержек при разработке бизнес-планов.

Ещё к минусам можно отнести недостаточность средств, направляемых из бюджета на реализацию инфраструктурных проектов; зависимость бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов от финансовой помощи, которую оказывают вышестоящие бюджеты, это отрицательно влияет на создание условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Нестабильность экономики России приводит к нестабильности спроса и предложения на кредитном рынке, что приводит к выявлению положительных и отрицательных сторон методов кредитования.

Говоря об экономических проблемах, стоит вспомнить экономическую ситуацию в Российской Федерации в 2014-2015 гг., которая сильно обострилась в результате влияния геополитических факторов. Этими факторами выступили экономические санкции, которые наложили страны Североатлантического альянса, в их числе США и большинство стран Еврозоны. Как итог: сильное снижение потенциала устойчивого развития экономических субъектов. Смягчение или улучшение такой ситуации возможно с помощью проведения рациональной денежно-кредитной политика в РФ за счёт грамотного применения её инструментов.

Получается, что денежно-кредитной политике России требуется реформирование. Самым важным является возможность совершенствовать денежно-кредитную сферу. Для совершенствования денежно-кредитной политики необходимо:

  1. создание прочной законодательной основы, которая сможет обеспечить защиту прав участников рынка кредитов;

  2. укрепление гарантий получения доходов со стороны государства и Центрального банка;

  3. улучшение условий доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования;

  4. начать выдавать кредиты кредитным организациям на долгосрочную перспективу;

  5. снижение ключевой ставки до уровня европейских стран;

  6. реализация комплекса мер по частичному замещению выбывших кредитных ресурсов;

  7. создание более эффективного перераспределения средств;

  8. улучшение качества внутрибанковских систем оценки и управления рисками;

  9. обеспечение нужного уровня конкуренции;

  10. развитие системы анализа денежно-кредитной политики, макроэкономического регулирования и прогнозирования;

  11. введение контроля над целевым использованием денег для коммерческих банков, оградив их от возможности спекулировать на валютном рынке.

Всё это, а также и другие меры помогут в создании действенной денежно-кредитной политики Российской Федерации, что позволит улучшить функционирование экономической системы государства.

Список использованных материалов

Абель Э., Бернанкс Б. Макроэкономика. М., 2010.

Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. М., 2004.

Гусейнов, Р.М. Макроэкономика: Учеб. пос. М., 2014.

Денежно-кредитная политика: теория и практика. М.: Экономистъ, 2005.

Долан Э.Дж., Кэмпбелл Д. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. М., 1996.

Кузнецов Б.Т. Макроэкономика. М., 2011.

Миллер Р.Л., Ван-Хуз Д.Д. Современные деньги и банковское дело. М., 2000.

Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика. М., 2011.

Склярова Ю.М. Деньги. Кредит. Банки. М., 2013.

Щеголева Н. Г., Васильев А. И. Деньги и денежное обращение. М., 2007.

Андрюшин С. Денежно-кредитная политика и глобальный финансовый кризис: вопросы методологии и уроки для России // Вопросы экономики. 2008. № 11.

Воронин Д. Денежно-кредитная политика как инструмент экономического роста // Банковское дело. 2007. № 1.

Маневич В.Е., Ерокина Ю.В. Макроэкономическая ситуация и денежно-финансовая политика в России в 2011 году // Бизнес и банки. 2012. № 5.

Подколзина И.А. Некоторые актуальные проблемы российской денежно-кредитной политики в исследованиях европейских экономистов // Деньги и кредит. 2011. № 8.

Хорошев С. Кредитная политика и экономический рост // Банковское дело. 2007. № 1.

Российский статистический ежегодник. 2011 год: Статистический сборник.- М.: Госкомстат, 2011.

Fjoertoft. D.B. Monetary Policy in Russia and Effects of the Financial Crisis // PETROSAM Program of the Research Council of Norway, 2012.

Инфляция на потребительском рынке // Официальный сайт Банка России – http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=macro_sub.

Нормативы обязательных резервов (резервные требования) Банка России // Официальный сайт Банка России – http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/require_res.pdf.

Сайт Федеральной службы государственной статистики РФ – http://www.gks.ru/wps/portal.

1 Долан Э.Дж., Кэмпбелл Д. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. М., 1996. С. 15.

2 Денежно-кредитная политика: теория и практика. М.: Экономистъ, 2005. С. 216.

3 Агапова Т.А. Макроэкономика. 2004. С. 141-142.

4 Щеголева Н. Г., Васильев А. И. Деньги и денежное обращение. М., 2007. С. 33.

5 Склярова Ю.М. Деньги. Кредит. Банки. 2013. С.171.

6 См.: Политика «дорогих» или «дешевых» денег // Банковское обозрение. 2009. № 4/6 (121).

7 Центральный банк Российской Федерации «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов». 2016. С. 6.

8 См.: Нормативы обязательных резервов (резервные требования) Банка России // Официальный сайт Банка России. URL: http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/require_res.pdf.

9 См.: Сайт Федеральной службы государственной статистики РФ -http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/finance/.

10 См.: Инфляция на потребительском рынке // Официальный сайт Банка России-http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=macro_sub.

11 Центральный банк Российской Федерации «Инфляция на потребительском рынке». февраль 2017. С. 3.

Просмотров работы: 168