ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ЧИРЛИДИНГЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ЧИРЛИДИНГЕ

Семенов С.Е. 1
1УРФУ, Институт Физической Культуры Спорта и Молодежной Политики, Факультет теории физической культуры, 1 курс
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение: Психологическая подготовка занимает одно из важнейших мест в подготовке как профессиональных спортсменов, так и любителей. В каждом виде спорта существуют те или иные способы для моральной подготовки спортсменов к соревнованиям или рядовым тренировочным будням. Ввиду того, что чирлидинг является новым и развивающимся видом спорта в России, существует недостаточно информации о подготовке спортсменов в данном виде спорта, особенно это касается психологической работе со спортсменами.

Чирлидинг имеет бально-рейтинговую систему оценки, подобные системы оценки имеются в художественной и спортивной гимнастике, спортивной акробатике и т.д. Характерными сложностями при подготовке к соревнованиям с данной системой оценки является мотивация спортсменов на верное техническое исполнение элементов. Тренеру необходимо верно и четко доносить до спортсменов, что неверное, с точки зрения техники, исполнение тех или иных элементов влечет за собой санкции со стороны судейской коллегии: снижение изначальной стоимости элемента при наличии незначительных технических недочетов, наличие сбавок при серьезном техническом нарушении. Дополнительным аспектом при мотивации тренером спортсменов на верное техническое исполнение элемента является травматизм – чем вернее, с технологической точки зрения, выполнен элемент, тем меньше риск получения травмы при его исполнении.

Для чирлидинга, как для спорта, в котором присутствуют элементы спортивной и воздушной акробатики страх падения имеет место быть. Чаще всего он появляется из-за нарушения спортсменом техники исполнения элемента, но также может быть получен в случае, если тренер неверно, с технологической точки зрения, ознакомил спортсмена, с новым для него, элементом. Данный страх нивелируется путем мотивации спортсмена на верное техническое исполнение элемента, в случае сильного страха используется прием снижения уровня сложности элемента и возвращение к более простой его версии, если таковой не имеется, то происходит возврат к подводящим упражнениям, после чего постепенно обратно наращивается уровень сложности.

Чирлидинг – вид спорта, в котором широко используются сложно-координационные поддержки. При выполнении данных поддержек одну из важнейших ролей играет доверие спортсменов друг к другу. Рассмотрим данный факт на взрослой возрастной категории. В случае если партнеры (база и флайер/маунтер) не доверяют друг другу и вместо слаженных действий воспроизводят нечто невнятное - возникает кризис доверия. Он может быть спровоцирован падениями в прошлом, повлекшими за собой страх новых падений или травмы у флайера/маунтера или же недостаточной уверенностью в своих силах базы. И в том и в другом случае у тренера имеются два пути решения данной проблемы:

1-Расформировать данную пару спортсменов и сменить их партнеров,

2-Мотивация спортсменов на работу друг с другом, необходимое снижение сложности выполняемых поддержек и постепенное ее наращивание до прежнего уровня.

Специфической особенностью бально-оценочных видов спорта является наличие возможности выступить только один раз.

Ввиду наличия лишь одного шанса на показ всех своих умений и способностей, приобретенных в процессе тренировок на спортсмена оказывается психологическое давление, как со стороны команды, так и со стороны тренера. Дабы избежать переизбытка мотивации спортсмену необходимо сконцентрироваться на техничном выполнении поставленной перед ним задачи. Тренеру же в свою очередь нужно морально подготовить спортсменов к тому, что выход на соревновательную площадку будет однократный.

Одной из особенностей любого культурно-массового спорта являются публичные соревнования. Стоит учесть, что чем выше ранг тех или иных соревнований - тем более публичными они становятся: возрастает кол-во зрителей как на трибунах, так и на трансляции по телевидению/интернету, если таковые имеются. Такая массовость не всеми спортсменами воспринимается адекватно. В случае неадекватного восприятия, спортсмен сталкивается с так называемой боязнью сцены – шоковое состояние, в котором человек не способен выступать, или же в этом случае, показывать тот стабильный результат, какой у него был на тренировке.

Заслуживает внимания и тот факт, что чирлидинг является командным видом спорта. Взаимоотношения спортсменов в команде напрямую влияют на ее результат. Одной из важнейших задач тренера является расположить спортсменов друг к другу. Расположению и созданию дружеских взаимоотношений способствуют всяческие внетренировочные мероприятия и игры.

Заключение: Чирлидинг как у любой другой вид спорта не обходится без психологической подготовки спортсменов. Наиболее квалифицированными тренерами данный аспект подготовки не игнорируется, в отличии от их менее компетентных коллег. Но любому тренеру не стоит забывать, что он должен работать не только над физическим совершенством своих спортсменов, но и над их психологической крепостью.

Список литературы

  1. Коростелева Е.Н. Черлидинг как путь повышения мотивации к занятиям спортом студенческой молодежи// Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию КНИТУ-КАИ. - 2016 - С.133-136

  2. Новаш Т.С. Черлидинг как эффективное средство формирования социально-личностных компетенций студенток/ Новаш Т.С., Ножка И.А., Шило О.В.// Материалы III региональной научной конференции молодых ученых. Чурапча, 2017. - С.197-200

  3. Ножка И.А. Педагогическая модель формирования социально-личностных компетенций студенток посредством черлидинга/ Ножка И.А., Шило О.В.// Научные труды республиканского института высшей школы. Минск.- 2016.- C.230-238

  4. Рязанова О.К. Система принятия решений прогнозирования амплуа черлидеров с учетом индивидуальных и психологических особенностей /О.К. Рязанова // Ab ovo … (С самого начала …) №2, 2015.- C.13-18

Просмотров работы: 136