СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ

Гошкодерова Л.А. 1
1Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В искусстве восточных единоборств существует два составляющих: использование рук и ног в качестве оружия для самозащиты, вторая – жизненный путь в качестве нравственного воспитания, который включает в себя ментальные тренировки для достижения высшего сознания, постижение культуры и философии, основанной на мудрости Востока. Целью изучения восточных единоборств является достижение гармонии физического, психического и духовно-нравственного развития человека.

Актуальность: Специфика восточных единоборств и проводимых в нем соревнований накладывает определенные требования к психическому состоянию и психической подготовленности спортсменов. В единоборствах психологические нагрузки являются избыточно стрессовыми и значительно снижают эффективность адекватного реагирования на ситуацию. Исходя из этого, проблема психологического состояния в единоборствах актуальна для рассмотрения.

Цель работы: Выявить особенности психологической подготовки в единоборствах Востока.

Задачи:

1. Выявить психологические качества, необходимые спортсмену;

2. Обозначить возможные психологические проблемы спортсменов и показать пути их решения.

Под психологической подготовкой спортсмена тренеры, подразумевают воспитание в нем способности противостоять следующим чувствам: неуверенность, страх перед противником, излишняя уверенность в себе, из-за которой спортсмен относится несерьезно к технической и физической подготовке.

Тем не менее эти качества являются маленькой частью большой социокультурной, педагогической и спортивной проблемы [1].

Спортсмены сталкиваются с психологическими проблемами такими как: всевозможные рациональные и иррациональные страхи, заниженная самооценка, стресс, эмоциональное перенапряжение, отрицательный эмоциональный фон.

Главные компоненты общей психологической подготовки состоят из: мотивации, волевой подготовки, эмоциональной подготовки, душевного равновесия, веры в себя, в свои силы, концентрации, визуализации, а также развитии морально-этических качеств спортсмена.

Уровень спортсмена зависит от качества его психологической подготовки. Отсюда следует, что у правильного психологически подготовленного спортсмена положительных эмоций должно быть больше, чем отрицательных. Другими словами, психологическая подготовка должна повышать толерантность (уверенность в себе, устойчивость к сбивающим факторам) и избавлять от фрустрации (боязни, неуверенности) [3]. Полезными для эмоциональной подготовки считаются:

– показательные выступления;

– проведение поединков с другими школами единоборств;

– выездные соревнования без установок на результат;

– бои с более опытными спортсменами;

– учебно-тренировочные сборы и лагеря;

– участие в командных соревнованиях;

– постепенное усложнение соревновательных заданий [2].

В завершении, хотелось бы упомянуть о морально-этических качествах, которые необходимы спортсмену. Одна из основных задач восточных единоборств - достижение физического, психического и духовно-нравственного развития человека. Морально-этические качества, занимают не последнее место в становлении спортсмена. Наиболее весомые из них: честность, правдивость, порядочность, благородство, великодушие, отзывчивость, способность к сопереживанию, трудолюбие, постоянство, обязательность, вежливость, приветливость, дружелюбие, уважение, заботливость, бережливость, щедрость, коллективизм.

Хороший спортсмен должен воспитывать в себе все вышеупомянутые качества. Ведь они способны привести бойца к победе как на соревнованиях, так и в жизни. Спорт должен быть красивым, честным и открытым. Он должен приносить положительные эмоции не только спортсмену, но и зрителю.

  1. Шулика Ю.А., Ключников Е.Ю. Тхэквондо. Теория и методика. Том.1. Спортивное единоборство.– Ростов н/Д: «Феникс», 2007. – 501 с.

  2. Ильин Е.П. Психология спорта. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.

  3. Гагонин С.Г. Спортивно-боевые единоборства. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. - 352 с.

Просмотров работы: 57