РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Гумерова А.А. 1, Рогалева Л.Н. 1
1Уральский федеральный Университет им. Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Исследования проблемы эмоционального интеллекта подтверждают важность высокого уровня развития эмоционального интеллекта для успешности в различных видах профессиональной деятельности. Однако проблема эмоционального интеллекта в рамках спортивной психологии остается недостаточно разработанной, что обуславливает актуальность нашего исследования.

Изучением эмоционального интеллекта занимались и занимаются: Д. Гоулман, Д. Майер и П. Салоуэй, Д.В. Люсин, И.Н. Андреева, Джакупов С.М., Толегенова А.А. и другие. Эмоциональный интеллект в спорте изучают О.В. Пирожкова, Л.М. Аболин, Ким А.М. В исследовании Пирожковой была выявлена связь эмоционального интеллекта со способностью саморегуляции. А ведь в спорте успех часто зависит именно от способности спортсмена к эмоциональной саморегуляции.

В исследовании мы опираемся на определение эмоционального интеллекта, предложенное Д.В. Люсиным: эмоциональный интеллект – способность понимать и управлять своими и чужими эмоциями. Исходя из вытекающей структуры эмоционального интеллекта, состоящего по Люсину из внутриличностного и межличностного ЭИ, мы составили программу тренингов по развитию эмоционального интеллекта юных спортсменов с помощью методов арт-терапии. В программе используются методы арт-терапии, т.к. именно арт-терапия позволяет наиболее экологичным образом работать с эмоциями. Так же арт-терапия является наиболее подходящим направлением психологии для работы со спортсменами юного возраста, т.к. в этом возрасте юношам и девушкам иногда бывает трудно выражать свои эмоции вербально, а арт-терапия позволяет выразить переживания с помощью цветов, рисунка и красок.

Целью нашей программы тренинговых занятий было – обучить юных спортсменов конкретным арт-терапевтическим методам, которые они смогут применять самостоятельно в спортивной деятельности и в жизни. В программе в качестве основных использовались рисуночные методы арт-терапии, а так же методы из таких направлений арт-терапии как: музыкатерапия, манадалатерапия.

Тематики тренинговых занятий представлены в таблице. В тренинговых занятиях использовались такие методы арт-терапии как: «Гармонизирующая мандала», «Эмоциональная лестница», «7 цветов радуги» и др. Так же использовалось прослушивание классической музыки для создания определенного эмоционального состояния.

 

Название темы

Цель занятия

Время

«Эмоциональный интеллект как залог успеха»

Знакомство с понятием эмоционального интеллекта, обсуждение значения эмоционального интеллекта в современном мире на примерах из бизнеса и профессиональной сферы

2 часа

«Азбука эмоций»

Знакомство с основными эмоциями, Колесом эмоций Плутчика, изучение механизмов возникновения эмоций и их внешних проявлений. Пополнение словаря эмоций

2 часа

«Хозяин своих чувств»

Групповое обсуждение «Я управляю эмоциями, или эмоции управляют мной?». Ознакомление с некоторыми методами управления эмоциями

2 часа

«Управление эмоциями методами арт-терапии»

Ознакомление и освоение на практике арт-терапевтических техник управления эмоциями

2 часа

«Учимся проявлять эмоции»

Обучение конструктивным социально приемлемым способам выражения эмоций

2 часа

Программа тренинговых занятий по развитию эмоционального интеллекта проводилась на студентах 1 курса института физической культуры, спорта и молодежной политики Уральского Федерального Университета им. Ельцина. В контрольную выборку вошли студенты 1 курса Казахского Национального Университета им. аль-Фараби. Результаты проведенной тренинговой программы представлены на диаграмме. Для диагностики уровня эмоционального интеллекта на диагностическом и контрольном (после проведения тренингов) этапах использовался опросник эмоционального интеллекта Д.В. Люсина.

Как мы можем видеть из диаграммы, в экспериментальной группе низкий уровень эмоционального интеллекта показали 4,2% респондентов, количество учащихся с средним уровнем эмоционального интеллекта составило 70,8%, а показатель высокого уровня эмоционального интеллекта - 25%. Данные результаты свидетельствуют о положительной динамике уровня эмоционального интеллекта. По результатам проведенного исследования при сопоставлении с результатами контрольной группы мы можем предположить эффективность методов арт-терапии для развития эмоционального интеллекта спортсменов юного возраста.

Дальнейшего изучения требуют вопросы связи уровня эмоционального интеллекта с успешностью в спортивной деятельности, а также разработка методов развития эмоционального интеллекта в спортивной психологии.

Просмотров работы: 200