КАК ПОВЫСИТЬ УСПЕШНОСТЬ ВЫСТУПЛЕНИЙ СПОРТСМЕНОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

КАК ПОВЫСИТЬ УСПЕШНОСТЬ ВЫСТУПЛЕНИЙ СПОРТСМЕНОВ

Дмитриева И.С. 1
1Уральский Федеральный Университет имени Первого президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Повышение успешности и стабильности соревновательной деятельности спортсменов являются одной из главной задач спортивной психологии. В тоже время решение этой проблемы требует понимания, за счет чего онаможет быть решена и в каком направлении необходимо двигаться спортсмену и тренеру.

Как же повысить успешность и стабильность выступлений спортсменов на соревнованиях? Решить эти вопросы возможно путем развития необходимого уровня саморегуляци и адекватной самооценки спортсменов.

Так, О.А. Конопкин, разработал концепцию произвольной саморегуляции поведения, в основе которой представлена субъектная целостность личности человека и целенаправленная деятельность. Осознанная саморегуляция представляет собой системно организованный процесс внутренней психической активности человека, направленный на управление разными видами и формами произвольной активности человека [2].

Осознанная саморегуляция поведения человека – это закономерность психических процессов, необходимых для управления своей целенаправленной активностью. В закономерности она выделяет значимость основных регуляторных процессов планирования, моделирования, программирования, оценки результатов и регуляторно-личностных свойств человека: гибкости и самостоятельности [4].

Повышению успешности спортивной деятельности также будет способствовать адекватная самооценка спортсменов, которая, в свою очередь, как свойство личности, регулирует поведение человека и определяет его целенаправленность. Самооценка – это оценка личностью себя в целом и отдельных сторон своей личности, деятельности, отношений с другими людьми. Она формируется при активном участии личности человека. Самооценка является адекватной, если она соответствует реальным успехам спортсмена. Неадекватной она бывает в тех случаях, когда она не соответствует успехам спортсмена – сильный тормоз общего развития и успешности в спортивной деятельности.

Адекватная самооценка является основой для формирования адекватных притязаний. Она характеризуется такими качествами личности: высокая ответственность, мотивация достижения, высокая эмоциональная устойчивость, твёрдость характера, уверенность в себе, самоконтроль, самостоятельность, настойчивость и упорство, инициативность и смелость [1].

Такой спортсмен эмоционально более устойчив, он осознает адекватную уверенность в своих силах, легко адаптирован к спорту и к другим сферам общественной жизни, эффективен и надежен [1].

Цель исследования – Определение эффективности и стабильности выступлений спортсменов на соревнованиях в зависимости от их уровня произвольной саморегуляции и самооценки.

Предполагается, что спортсмены с высоким уровнем осознанной саморегуляции поведения и адекватной самооценкой, более успешны в спортивной деятельности.

Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на сборной команде Уральского Федерального Университета по черлидигу «Феномен - А», являющихся чемпионами России и участниками международных соревнований. В исследовании приняли участие 25 чел. Средний возраст составил –20лет.

Методы исследования:

  1. Для изучения саморегуляциии использовалась опросная методика В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» [5].

  2. Для исследования самооценки использовалась методика «Изучение самооценки» [3].

  3. Оценка успешности выступления спортсменов на соревнованиях, определялась на основе экспертной оценки тренера данной команды, по 10-балльной шкале (10 баллов – наиболее успешен, 1 балл – не успешен).

Результаты и их обсуждение:

В результате исследования нами было выявлено две полярные группы спортсменов наиболее успешных и наименее успешных.

Первая группа имеет средний показатель успешности – 7,7 балла из 10 баллов; высокий и средний уровни саморегуляции имеют 50% спортсменов; завышенный уровень самооценки – 64%, адекватный – 25%, заниженный – 10%.

Во второй группе – успешность составила 3,8 балла из 10; высокий уровень саморегуляции – 25%, средний – 75%; завышенный уровень самооценки – 60 %, заниженный – 40%.

Можно отметить определенную тенденцию, что в группе наиболее успешных и стабильных спортсменов отмечается значительно более высокий процент спортсменов с высоким уровнем саморегуляции, а также спортсменов с адекватной самооценкой. При этом отсутствие спортсменов с заниженной самооценкой, в то время как у группы менее успешных спортсменов таких было 40%. Эти данные позволяют считать, что спортсмены с более высоким уровнем саморегуляции более успешны и стабильны в выступлениях на соревнованиях.

Вывод

Исследование по выявлению уровня саморегуляции поведения и адекватной самооценки показало, что чем выше уровни осознанной саморегуляции и адекватной самооценки, тем спортсмены успешнее и стабильнее на соревнованиях.

Список литературы

  1. Загайнов Р.М. Ради чего? Записки спортивного психолога. М.: Совершенно секретно, 2005.

  2. .Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Когито Центр, 2011.

  3. Малкин В.Р. Психология физической культуры и спорта. М.: Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2014.

  4. Моросанова В.И. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 118–127.

  5. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения (ССПМ)». М.: Когито Центр, 2004.

Просмотров работы: 153