ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Наша работа посвящена изучениюособенностей познавательной сферы гиперактивных детей младшего школьного возраста.

Цель исследования- исследовать особенности развития познавательной сферы у детей с синдромом дефицита внимания и составить программу работы с такими детьми (по развитию познавательной сферы).

Цель исследования предполагает решение следующих задач:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме гиперактивности в младшем школьном возрасте.

2. Выявление особенностей развития познавательной сферы у данных детей.

3. Подбор методик для выявления гиперактивности.

4. Проведение анализа полученных результатов исследования.

5. Составление программы работы с детьми младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (по развитию познавательной сферы).

В качестве методов исследования были выбраны:

Во-первых, теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Во-вторых, проведение исследований и количественный и качественный анализ результатов по следующим методикам:

- Корректурная проба (определение степени устойчивости и объёма внимания);

- Тест Мюнстерберга (изучение особенностей избирательности внимания);

- Методика «Вежливость» (определение уровня произвольности внимания детей);

- Методика «Продолжи ряд» (выявление способности к анализу - синтезу и способности к установлению закономерностей).

Исследования проходило на базе ЦО № 50 (МБОУ Шатская СОШ) г. Тулы. Выборки исследования составили 10 учащихся 1 класса. Из них 7 мальчиков, 3 девочки. Средний возраст испытуемых 7 лет.

Актуальность данного исследования продиктована тем, что с каждым годом растёт количество детей, имеющих медицинский диагноз синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

При изучении теории вопроса мы обратили внимание на работы отечественных учёных Юрия Степановича Шевченко, Николая Николаевича Заваденко, которые отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, нарушения внимания, импульсивность1,2.Для детей с этим синдромом характерны чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформированности мелкой моторики и праксиса (это неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк). Как правило, двигательная активность детей с СДВГ на 25—30% выше нормы. Они двигаются даже во сне.

Однако существующая система обучения не приспособлена к работе с гиперактивными детьми, что доказано в работе Елены Юрьевны Федоренко, Натальи Федоровны Логиновой «Возможности развивающей системы образования для гиперактивных детей»3.

Исследование развития интеллектуальных способностей учащихся с синдромом двигательной гиперактивности позволит выявить особенности познавательных процессов, и даст возможность разработать коррекционные методики для работы с этими детьми, а так же дать рекомендации учителям начальных классов, которые помогут правильно организовать работу в классах с детьми с синдромом двигательной гиперактивности.

Отечественные исследователи, такие как: Бадалян, Заваденко, Успенская выделяют, что трудность учебной работы школьника зависит с одной стороны, от особенностей учебного материала, с другой - от возможностей самого школьника, от индивидуальных и возрастных особенностей его памяти, внимания, мышления и, конечно, - от мастерства учителя.

Неумение преодолеть трудности в учении приводят иногда к отказу от активной мыслительной работы. Учащиеся начинают использовать различные неадекватные приемы и способы выполнения учебных заданий, которые психологи называют «обходными путями». К их числу относится механическое заучивание материала без его понимания4.

Неумение и нежелание активно мыслить - это отличительные особенности рассматриваемой группы учащихся, иногда называемых “интеллектуально пассивными”.

На основе проанализированной литературы можно выделить следующие факторы, которые могут вызвать дефекты познавательной деятельности и тем самым влиять на успеваемость учащихся:

  • - несформированность приемов учебной деятельности;

  • - недостатки развития психических процессов;

  • - неадекватное использование учащимися своих устойчивых индивидуально-психологических особенностей.

Практика показывает, что большинство детей, обозначаемых педагогами как "трудный" ученик, воспитанник, родителями – как "трудный" ребенок, а социологами – как несовершеннолетний из "группы риска", принадлежит к категории "гиперактивных". Быстрые, импульсивные, эти дети не умеют сдерживать свои желания, организовывать поведение.

Дезадаптирующие особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмах психики, и, прежде всего самоконтроля.

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности, среди них: наследственность, здоровье матери, беременность и роды, дефицит жирных кислот в организме, окружающая среда, питание, отношения внутри семьи, и другое.

Проявление гиперактивного поведения ребенка, захватывает несколько сфер, среди которых чаще всего встречается разные варианты сочетания трех симптомов:

  • избытка двигательной активности с нарушением координации движения;

  • нарушения эмоционального поведения - быстрая смена настроения;

  • дефицит внимания.

В процессе работы над темой мы рассмотрели феномен гиперактивного поведения с точки зрения современной психологии, выяснили, какая на сегодняшний день проводится работа с гиперактивным поведением детей в рамках практической психологии, психиатрии и педагогики.

Особенности развития высших психических функций с синдромом дефицита внимания и двигательной гиперактивности оценивались нами в группе из 10 таких детей (7 мальчиков и 3 девочки) в возрасте 7 лет.

Как мы указывали выше, используемые методики исследования позволили прийти к выводу, что гиперактивным детям вполне по силам учиться в обычных школах и классах. Выполнение ряда рекомендаций для учителей начальных классов и родителей позволит нормализовать взаимоотношения с «трудным» ребёнком и помочь ему достичь более высоких результатов в учёбе.

Литература:

  1. Шевченко, Ю.С., Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом // Практическое руководство для врачей и психологов/ Ю.С. Шевченко - М., 2012.-73с.

  2. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. - М.:Школа-Пресс, 2014.- 112с

  3. Е.Ю. Федоренко, Н.Ф. Логинова Возможности развивающей системы образования для гиперактивных детей, 2007.-82 с.

  4. Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания у детей // Обозрение психиат. мед. психол. им. В.М.Бехтерева. – СПб., 1993. - №3. 90 с.

1 Шевченко, Ю.С., Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом // Практическое руководство для врачей и психологов/ Ю.С. Шевченко - М., 2012.-73с.

2 Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. - М.:Школа-Пресс, 2014.- 112с

3 Е.Ю. Федоренко, Н.Ф. Логинова Возможности развивающей системы образования для гиперактивных детей, 2007 г

4 Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания у детей // Обозрение психиат. мед. психол. им. В.М.Бехтерева. – СПб., 1993. - №3. 90 с.

Просмотров работы: 207