ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В КОНТЕКСТЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В КОНТЕКСТЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Природа позаботилась о том, чтобы все люди, проживающие на земле, были отличны друг от друга. Эти отличия проявляются практически во всём, в том числе в личностных характеристиках человека. Личность каждого человека неповторима и индивидуальна во всех её проявлениях.

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении людей разного возраста. Понятие «акцентуации характера» было введено в 1968 году психиатром из Германии К. Леонгардом, который описывал это явление в качестве чрезмерного усиления отдельных черт характера и их сочетаний, проявляемое в избирательном отношении личности к психологическим воздействиям определенного рода.

Проблема изучения характера и типа темперамента в подростковом возрасте является важной и приобретает все большую актуальность для современной практической психологии.

Поскольку темперамент обусловлен биологически, его первые проявления наблюдаются уже у новорожденных. К подростковому возрасту ребенок приходит уже с «готовым» темпераментом.

Исследования по изучению особенностей темперамента и акцентуаций характера у подростков проходило на базе ЦО № 16 (МБОУ СОШ № 54) г. Тулы. В эксперименте приняли участие 20 учащихся 9 класса. Из них 9 мальчиков, 11 девочек. Средний возраст испытуемых составляет 15 лет.

В качестве основного диагностического материала для определения уровня общительности, коммуникативных умений, типа и свойств темперамента нами были выбраны использованы следующие психодиагностические методики:

  1. Опросник структуры темперамента (В.М.Русалов)

  2. Тест-опросник. Акцентуации характера и темперамента личности (Г. Шмишек, К. Леонгард)

  3. Тест Айзенка (Г.Ю.Айзенк)

Анализ результатов констатирующего этапа исследования позволил сделать следующие выводы.

1. У большинства опрошенных, что составляет 32,5% выборки, выявлен холерический тип темперамента. Для подростков данной категории характерны следующие черты: отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью (но реактивность явно преобладает над активностью), не сдержан, нетерпелив, вспыльчив, менее пластичен и более инертен, высокая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания.

Меланхолический тип темперамента выявлен у 27,5% выборки. Для подростков данной категории характерны следующие черты: высокая чувствительность и повышенная чувствительность при большой инертности, чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен, не уверен в себе, робок, неэнергичен и ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен, замедленный темп всех психических процессов.

Флегматический тип темперамента выявлен у 22,5 % выборки. Для подростков данной категории характерны следующие черты: высокая активность, значительно преобладает над малой реактивностью, малая чувствительность и эмоциональность, при больших неприятностях остается спокойным, бедная мимика, движения невыразительны и замедлены.

Сангвинический тип темперамента выявлен у 22,5 % выборки. Для подростков данной категории характерны следующие черты: возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями, способен быстро сосредоточится.

2. У большинства опрошенных, что составляет 25% выборки) выявлен аффективно-экзальтированный тип акцентуации характера.

Возбудимый тип акцентуации характера выявлен у 20% выборки.

Дистимический тип акцентуации характера выявлен у 10% выборки.

Тревожный тип акцентуации характера выявлен у 10% выборки.

Циклотимный тип акцентуации характера выявлен у 10% выборки.

Демонстративный тип акцентуации характера выявлен у 5% выборки.

Застревающий тип акцентуации характера выявлен у 5% выборки. Педантичный тип акцентуации характера выявлен у 5% выборки. Гипертимический тип акцентуации характера выявлен у 5% выборки.

Эмотивный тип акцентуации характера выявлен у 5% выборки.

3. Шкала «экстраверсия – интроверсия»:

- по параметру экстраверсия большинство баллов набрали 50% выборки. Для подростков данной категории характерны следующие черты: общительность, необходимость в контактах, действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел, имеет тенденцию к агрессивности, чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам;

- по параметру интроверсия большинство баллов набрали также 50% выборки. Для подростков данной категории характерны следующие черты: спокойный, застенчивый, человек, склонный к самоанализу, сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя, обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

Шкала «нейротизм – эмоциональная устойчивость»:

- по параметру нейротизм большинство баллов набрали 60% выборки. Для подростков данной категории характерны следующие черты: эмоциональность, импульсивность, неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности;

- по параметру эмоциональная устойчивость большинство баллов набрали 40% выборки. Для подростков данной категории характерны следующие черты: зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности и беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности.

Сегодня уделяется недостаточно внимания школьной профориентации. Но, тем не менее, в нашей стране существует система профессиональной ориентации и люди, которые занимаются этим делом, понимают важность профессионального самоопределения, серьезностью которого является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации.

В целях профессионального самоопределения была разработана специальная программа из нескольких занятий.

Задачи программы: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности с учетом типа темперамента и акцентуации характера.

В таблице №1 представлена программа профориентационной работы с подростками с разными типами темперамента и акцентуациями характера.

Таблица №1

Содержание программы профориентационной работы с подростками с разными типами темперамента и акцентуациями характера.

Блок

Темы занятий

Основные задачи

Методы

Профориентация, профессия и ее роль в становлении личности детей

I

Знакомство с понятиями «профессия», «профориентация», «специальность», «должность» и др.

Ознакомить подростков с понятиями темы, а также задачами и целями профориентации

Организационный момент: создать группу, выработать групповые правила и создать атмосферу.

Активная лекция по теме.

Игровые методики «Профессия на букву», «Мяч плюс профессия»

Мир профессий и требования, предъявляемые к ним

Расширить представления детей о многообразии профессий в мире и ознакомить с требованиями, предъявляемыми к некоторым из них

Активная лекция «Основные виды профессиональной деятельности»

Игровые методики «Самая-самая …»

«Угадай профессию»

Интересы, склонности, способности – их влияние на выбор профессии

II

Способности, склонности и интересы – психологические образования личности, от которых зависят успех и удовлетворенность профессиональной деятельностью

Выявить и раскрыть значение интересов, склонностей и способностей, влияющих на выбор будущей профессии.

Активная лекция по теме.

Игровые методики «День из жизни …(Сон из жизни …)», «Белый снег»

 

Профессиональное будущее и положение в обществе.

Помочь подросткам более конкретно определить направления своих профессиональных интересов.

Активная лекция по теме.

Игровые методики «Кто есть кто?», «Человек профессия».

Личностно-ценностные особенности подростков

III

Личность и профессия

Изучение направленности личности подростков

Беседа

Игровые методики «Автопортрет», «Самореклама», «Воздушный шар».

Личность и профессия (продолжение)

Определить профессиональную направленность личности и рассмотреть ее значимость в профессиональном самоопределении

Дискуссия.

Игровая методика

«Наш остров»

Формирование готовности к выбору своей будущей профессии у подростков

IV

Профессиональные намеренья

Помочь подросткам определиться в своих профессиональных намереньях

Активная лекция по теме

Планирование собственной жизни и профессиональных перспектив

Помочь составить примерный поэтапный план, позволяющий предупредить возможные трудности на пути к получению выбранной профессии

Методика «Пять шагов»

Д/з (составление личного поэтапного плана)

Планирование своей жизни и профессиональной перспектив

Повысить готовность участников планировать свою жизнь и профессиональные перспективы

Презентация личного поэтапного плана.

Игровые методики «Железное алиби», «Приемная комиссия».

Прощание («Комплименты», «Мой портрет в лучах солнца»)

Просмотров работы: 135