ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОТРУДНИКОВ ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОТРУДНИКОВ ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время проблема эмоционального выгорания педагогов приобрела небывалую актуальность.Заинтересованность этой проблемой проявляет не только научное психологическое общество, но также руководители образовательных учреждений и непосредственно сами педагоги. Это обусловлено тем фактом, что выгорание специалистов начинается незаметно и на начальном этапе не вызывает никаких трудностей для организации работы учреждения и самой личности, а в результате, вместо заинтересованных, инициативных специалистов, образовательные центры получают негативно направленных на свою деятельность людей. Эмоциональное выгорание является одной из наиболее распространённых преград к профессионализму, творческой самореализации, созданию инновационных идей и проектов.

Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания.

Обращение к проблеме эмоционального выгорания сотрудников центра образования связано с сильной психоэмоциональной напряженностью, высокими морально-этическими требованиями в профессиональной деятельности и отсутствием специальной подготовки по преодолению эмоциональных перегрузок и развитию духовно-нравственных качеств личности.

Стоит сказать о том, что синдром эмоционального выгорания - сложный динамичный симптомокомплекс, связанный с профессиональными и личностными проблемами педагога и заключается в постепенном глубинном нарастании отдельных симптомов и фаз вследствие эмоционально-нравственной дезориентации личности как в процессе психологически напряженной профессиональной деятельности, так и в процессе напряженной негативно окрашенной коммуникативной деятельности.

Изучение исследований Н.А. Аминова говорят о том, что спустя несколько лет работы у подавляющего числа сотрудников образовательных учреждений наступает эмоциональное выгорание, а к 40 годам эмоционально сгорают почти все педагоги .

Для того чтобы сформулировать и спроектировать эффективную психолого-педагогическую программу, включающую условия предупреждения эмоционального выгорания у сотрудников центра образования, необходимо рассмотреть различные взгляды ученых на СЭВ, а также описать признаки и факторы его возникновения.

СЭВ (синдром эмоционального выгорания) -это механизм постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, который выражается в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы [3].

Социальные психологи определяют синдром эмоционального выгорания как синдром физического и эмоционального истощения, включающее такие компоненты, как: развитие отрицательной самооценки, отрицательное отношения к работе, утрата понимания и сочувствия по отношению воспитанникам [1].

В. В. Бойко описывает эмоциональное выгорание как «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» [2].

По Л.Г. Федоренко синдром эмоционального выгорания это «специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми» [3].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что эмоциональное выгорание рассматривается в ключе длительной стрессовой ситуации, возникающий вследствие множества профессиональных стрессов средней и высокой интенсивности.

К основным признакам эмоционального выгорания относятся:

  1. истощаемость, повышенная усталость;

  2. психосоматические заболевания;

  3. ненормированный сон;

  4. негативные мысли по отношению к ученикам, коллегам;

  5. негативные установки по отношению к профессиональной деятельности;

  6. пренебрежительное отношение к исполнению своих обязанностей;

  7. негативная самооценка; усиление агрессивности;

Развитие эмоционального выгорания проходит несколько стадий в своем развитии. Изначально, наблюдаются значительные энергетические затраты. Затем, с течением развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.

Распространенной является модель синдрома выгорания К. Маслач и С. Джексона выделяют следующую модель СЭВ:

  1. Эмоциональное истощение

Ощущение беспомощности, безнадежности, появление эмоциональных срывов, хронической усталости, снижение работоспособности, возникновение физического недомогания. Возникновение чувства «притупленности» эмоций, наступление безразличия к потребностям других людей.

  1. Деперсонализация

Состоит в деформации отношений с другими людьми. При появлении деперсонализации педагог перестает воспринимать воспитанников образовательных учреждений как личностей.

  1. Сокращенная профессиональная реализация

Проявляется в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей [1].

Психологи выделяют три группы факторов, которые ведут к эмоциональному выгоранию.

Можно выделить три группы факторов, оказывающих влияние на развитие синдрома выгорания:

1. Личностные факторы: склонность к интраверсии; реактивность; низкая или чрезмерно высокая эмпатия; жесткость и авторитарность по отношению к другим и себе; низкий уровень самоуважения и самооценки.

2. Статусно-ролевые факторы: ролевую неопределенность в себе и своей профессиональной деятельности; неудовлетворенность личностным ростом; низкий социальный статус; формирование поведенческих стереотипов, ограничивающих творческую направленность.

3. Корпоративные факторы: дезорганизация и нечеткое планирование труда и отдыха; однотипность выполняемой деятельности; совершение больших эмоциональных вкладов в свою работу; напряжение и непонимание с коллегами; нездоровая конкуренция на работе [4].

Следует обратить внимание на то, что по отдельности ни один из факторов не может вызвать выгорания. Возникновение эмоционального выгорания это совокупность всех факторов.

Говоря о психолого-педагогических условиях, нами было выделено определение, отражающее суть данного понятия. Психолого-педагогические условия – это совокупность взаимосвязанных между собой возможностей образовательной и материально-пространственной среды, которые направлены на преобразование конкретных характеристик личности.

Исходя из этого определения, нами были сформулированы основные психолого-педагогические условия предупреждения эмоционального выгорания у сотрудников центра образования.

  1. Формирование и поддержание позитивных установок педагога;

  2. Учет индивидуальных, психологических, а также возрастных особенностей;

  3. Поддержание творческого потенциала, предоставление возможности его реализации (добровольное участие в семинарах, конкурсах, организация внеклассной деятельности и т.д.);

  4. Организация тренингов для педагогов, направленных на преодоление профессионального стресса, формирование способности конструктивно меняться в сложившейся ситуации;

  5. Нормализация труда и отдыха педагога;

После определения условий, нами была составлена программа, направленная на предупреждение эмоционального выгорания.

Цель программы: оказание психолого-педагогической помощи, методической и практической поддержки сотрудникам центра образования; создание условий для психологического благополучия работников.

Задачи программы: исследование факторов, способствующих развитию эмоционального выгорания; обучение педагогов способам выплеска негативных эмоций и переработки их в творческое русло; развитие у педагогов навыков самоподдержки, обучение приемам преодоления стресса; повышение стрессоустойчивости сотрудников центра образования.

Формы работы:групповая и индивидуальная.

Целевая группа:

Педагоги МБОУ ЦО №39

Методы реализации.

Программа представляет собой цикл из 30 встреч (по 15 встреч на каждую подгруппу), продолжительностью 2,5 часа, 1 раз в неделю. Численность подгруппы 10 человек (всего 20 человек).

Программа предусматривает групповые, индивидуальные консультации, семинары и тренинги, а также реализацию психодиагностической программы с последующей выдачей рекомендаций и подбором индивидуального комплекса упражнений, направленных на предупреждение эмоционального выгорания. Также, в рамках программы, предусматривается разработка памяток, буклетов по проблеме СЭВ.

Основными методами психолого-педагогической программы являются: практические беседы, консультации, арт-терапия, телесно-ориентированная терапия проигрывание проблемных ситуаций, релаксационные упражнения и др.

Ожидаемый результат программы предусматривает повышение эмоциональной устойчивости сотрудников центра образования, развитие навыков борьбы со стрессами, усталостью, профессиональными нагрузками, выработка качеств, помогающих специалисту избежать или снизить имеющийся уровень эмоционального выгорания.

Список используемой литературы

  1. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. - Волгоград: Учитель, 2009. - 116 с.

  2. Бойко В. В. Правила эмоционального поведения. - СПб., 1998. - 258 с.

  3. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. - СПб., КАРО, 2003. - 250 с.

  4. Шафранова А. С. Из опыта изучения труда работников просвещения. М., 1925. - 280 с.

Просмотров работы: 246