ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С АГРЕССИВНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С АГРЕССИВНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Повышенный уровень агрессивности у подростков на данный момент представляет собой одну из наиболее серьёзных проблем, как для педагогов и психологов, так и для всего общества в целом. Изучение проблемы агрессивного поведения человека сегодня стало практически самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. Причиной тому является беспрецедентный рост уровня агрессии и насилия в современном обществе.

Немало зарубежных и отечественных исследователей занимались проблемой агрессивного поведения людей и враждебности. Наиболее полное описание можно найти в трудах К. Бютнер, Р. Берона, Д. Ричардсона, Н.Д. Левитова, К. Лоренца, Т.Г. Румянцевой, А.А. Реана, Э. Фромма, В. Холличера и др.

В психологической литературе можно найти множество определений этого термина. Под агрессией понимается «сильная активность, стремление к самоутверждению, акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту». Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. Многие авторы рассматривают агрессию как реакцию враждебности на созданную другим фрустрацию, независимо от того, насколько эта фрустрация имеет враждебные намерения.

В настоящее время большинством принимается следующее определение:

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Подростковый возраст можно рассматривать как сенситивный период жизни для формирования и развития личности – это период психофизиологических изменений. На этом возрастном этапе особенную значимость имеет процесс формирования и развития мировоззрения, ценностных ориентаций личности подростка, нравственных и моральных представлений, а также положительного отношения к другим людям и миру в целом.

Однако, этот период является весьма непростым, как для подростка, так и для окружающих его людей. Недаром этот возраст назван трудным.

Большинство исследователей считает, что поведение является совместной функцией отдельной личности и ее окружения. То есть, на поведение индивида в обществе оказывает непосредственное воздействие ситуация, в которой он оказывается, а также качества, эмоции и склонности, проявляемые им в данных условиях.

Таким образом, агрессивное поведение определяется внешними факторами, имеющими отношение к ситуации или к окружающей обстановке, когнитивными переменными и системами, а также внутренними факторами, отражающими характерные черты и склонности конкретной личности.

При рассмотрении характеристик подростковой агрессивности, используются понятия жестокости и враждебности. Под враждебностью понимаются установки, а также готовность определенным образом оценивать и воспринимать события.

У подростков агрессивное поведение имеет разные виды проявления.

Вербальная агрессия представляет собой выражение негативных эмоций и чувств в угрозах, криках, насмешках, проклятиях, в употреблении в речи негативных эпитетов и ненормативной лексики. Можно выделить три типа вербальной агрессии - реакции отверждения, враждебные замечания и излишний критицизм, направленный на других людей и предметы.

Применение физической силы против других лиц в драках, столкновениях - это физическая агрессия. Сплетни, клевета, слухи, подрывающие репутацию человека, являются выражением косвенной агрессии, направленной на других лиц окольным путем. Грубость, вспыльчивость и резкость, проявляющиеся при малейшем возбуждении, говорят о повышенной раздражительности. Негативизм проявляется в оппозиционной манере поведения, выражающейся в разных формах от пассивного сопротивления до активной борьбы против законов и обычаев, при которой подростку свойственно делать все наоборот. Проявляющаяся в чувстве горечи и гнева обида подразумевает под собой зависть и ненависть по отношению к другим людям. Недоверие и настороженность по отношению к людям, основывающиеся на убеждении в том, что окружающие намерены причинить вред, свидетельствуют о повышенной подозрительности.

На протяжении подросткового возраста формы проявления агрессивности сменяют друг друга. Данные, приведенные в работах Л.М. Семенюк, свидетельствуют о том, что на разных этапах подросткового возраста существуют разного рода типичные особенности проявления агрессивности.

Характерной особенностью детей 10-11 лет является физическая агрессивность. У подростков 12-13 лет ярко выражен негативизм, преобладает физическая и вербальная агрессия. В 14-15-летнем возрасте на первом плане вербальная агрессивность, а уровень косвенной и физической агрессивности повышается несущественно, так же, как и уровень негативизма личности.

Половые различия детей так же оказывают влияние на силу проявления агрессивных реакций. У мальчиков преобладают реакции физической агрессии, девочкам же с возрастом более свойственны непрямые способы выражения агрессии - косвенная, вербальная агрессия, а также негативизм.

Именно поэтому при выборе психодиагностических методик основной акцент был сделан на те, которые позволят оценить уровень основных проявлений агрессивности у подростков (враждебность, общая агрессивность, агрессивность межличностных отношений, физическая, косвенная, предметная, вербальная агрессия, самоагрессия, критицизм, обида, подозрительность, негативизм, обидчивость, чувство вины).

Особенности функционирования малокомплектных школ обусловливаются количеством учащихся и педагогов, наполняемостью классов, что в целом влияет на организацию учебного процесса. Исходя из этого, администрация школы может гибко и в соответствии с потребностями выстраивать учебно-воспитательный процесс, выбирая формы и методы обучения. Это, прежде всего, связано с отсутствием параллельных классов, малым количеством учащихся и обучением в одном классе разновозрастных детей. В таких школах совместно обучаются и здоровые, нормально развитые ребята, и те, кто имеет отклонения в умственном и физическом развитии, и дети инвалиды.

Единственное образовательное учреждение, способное дать полное или основное среднее образование, по месту жительства сельских детей – это школа, расположенная в этом, либо в соседнем населенном пункте. В отличие от городских учеников, сельский, привязан к конкретной школе и вынужден оставаться в безальтернативном образовательном пространстве. В результате уровень развития ребенка зависит от привходящих обстоятельств, лишая его, таким образом, возможностей дополнительного образования.

Исследование особенностей агрессивности подростков и их враждебности в межличностном взаимодействии, разработка способов коррекции, а главное – профилактики является одной из самых актуальных задач современной психологической науки. У учащихся начальных классов проявление агрессивности является нормой, так как в этом возрасте дети используют агрессию как способ самозащиты. У подростков уровень проявления агрессивности повышен, а особенно в условиях малокомплектной сельской школы, когда дети находятся в ограниченном жизненном пространстве и не всегда имеют достаточные возможности для общения.

Подобрать подходящие методы работы с агрессивными подростками достаточно сложно.

Те практические материалы, которые успешно используются психологами в больших школах, не всегда подходят для подростков, обучающихся в условиях малокомплектной школы.

Психологическая коррекция агрессивного поведения подростка в условиях малокомплектности школы направлена на изменение его жизненных установок, формирование навыков поведения и развития психических функций.

Все коррекционно-развивающие мероприятия в рамках деятельности психолога должны распространяться на 3 компонента агрессивного поведения: познавательный, эмоциональный и волевой.

1. Развитие познавательного компонента имеет своей целью формирование у подростка, способности анализировать ситуации взаимодействия, сопоставлять собственное поведение и мотивы с поведением и мотивами других людей.

2. Коррекция эмоционального компонента направлена на осознание своих чувств, переживаний других людей и способность контролировать эмоции.

3. Формирование волевого компонента включает развитие целеустремленности, самоконтроля и решительности.

Таким образом, при коррекционной работе с подростками с агрессивным поведением в условиях малокомплектной школы, для воздействия на когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферу личности следует осуществлять целенаправленное коррекционное воздействие по следующим направлениям:

1. Отреагирование гнева и травмирующих ситуаций.

2. Обучение приемлемым формам выражения негативных эмоций.

3. Развитие эмпатии у подростков.

4. Развитие положительной самооценки личности.

5. Расширение спектра поведенческих реакций подростков в разного рода проблемах и ситуациях.

Исследование агрессивности у подростков в условиях малокомплектной школы проводилось на базе МКОУ Жемчужниковская ООШ села Ильинское Одоевского района. В исследовании приняли участие 10 подростков мужского пола в возрасте от 11 до 16 лет, учащиеся 5-9 классов.

Для изучения подростковой агрессивности были использованы следующие методики:

- Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел).

- Тест А. Ассингера «Агрессивность межличностных отношений».

- Методика диагностики враждебности (шкала Кука-Медлей).

- Опросник агрессивности Басса-Дарки.

- Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут)

На основании результатов проведенного диагностического исследования была разработана профилактическая программа для работы с агрессивными подростками в условиях малокомплектной школы.

Задачи программы:

1. Корректировать агрессивное поведение у подростков.

2. Создать условия для осознания подростками не конструктивности своего поведения.

3. Научить подростков понимать переживания и состояния других людей.

4. Выработать у подростков умение выражать свои эмоции и сдерживать агрессивные и враждебные реакции.

4. Сформировать у подростков навыки конструктивного разрешения межличностных конфликтов.

5. Предупреждать отклоняющееся поведение у подростков.

Условия реализации программы: занятия проводились 2-4 раза в неделю, по 40 минут каждое, общим количеством - 15 занятий. Все занятия были поделены на три этапа: ориентировочный (3 занятия), профилактический (10 занятий) и заключительный (2 занятия).

На ориентировочном этапе осуществлялось установление контакта между участниками групповой работы, создание позитивной мотивации к активному участию в психокоррекционной работе, ознакомление подростков с особенностями предстоящей работы, формирование доверительных отношений.

Цель профилактического этапа - последовательное решение поставленных в программе задач.

Цель заключительного этапа - обсуждение и закрепление результатов психокоррекционной работы, положительная обратная связь, оценка самостоятельности подростков при разрешении проблемных, конфликтных ситуаций, осознание подростками достигнутых результатов.

В качестве основных методов и приемов на занятиях в различной последовательности использовались: беседы, дискуссии, игры, упражнения, рисуночные техники, проигрывание конфликтных ситуаций, обучение приемам релаксации и саморегуляции.

В таблице 1 представлена профилактическая программа для работы с агрессивными подростками в условиях малокомплектной школы.

Таблица 1

Программа для работы с агрессивными подростками в условиях малокомплектной школы

Тема

Цель занятия

Упражнения

 

Ориентировочный этап

1.

«Знакомство»

Налаживание контакта с подростками, создание благоприятных условий для работы в группе, знакомство с участниками группы и ознакомление с основными принципами работы.

Приветствие

Упражнение: «Минга - Манга».

Упражнение«Давайте познакомимся!».

Игра «Путаница».

Правила нашей группы

Визуализация «Волшебный лес»

Прощание

2.

«Доверие»

Установление доверительных отношений в группе, создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии, снятие эмоционального и телесного напряжения, повышение эмоционального тонуса.

Приветствие Упражнение «Интервью»

Игра «Шишки, желуди, орехи»

Упражнение «Рассмешить»

Визуализация «Океан»

Упражнение «Ассоциации».

Ритуал прощания

3.

«Связующая нить»

Продолжение знакомства, синхронизация группы, дальнейшее установление контактов между участниками, снятие эмоционального и телесного напряжения, формирование чувства близости с другими людьми, развитие навыков совместной игры и воображения

Приветствие

Игра «Кто кого перехлопает-перетопает»

Упражнение

« Создание рисунка по кругу»

Игра «Баржа»

Упражнение Связывающая нить»

Упражнение «Улыбка»

Ритуал прощания

 

Профилактический этап

4.

«Секреты «Енотова» круга»

Продолжение установления контакта с подростками, создание атмосферы доверия, эмоциональной свободы, сплоченности в группе для дальнейшей эффективной работы, формирование принятие подростками друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.

Приветствие

Упражнение «Снежный ком».

Притча «Секреты «Енотова» круга».

Упражнение «Бусы».

Игра «Буря».

Упражнение «Что у нас получилось?».

Ритуал прощания

5.

«Тайна моего «Я»

Закрепить активный тренинговый стиль общения, способствовать самоанализу участников. Дальнейшее самораскрытие, самопознание; формирование позитивной Я-концепции, формирование умения анализировать и определять психологические характеристики, свои и окружающих людей.

Приветствие

Упражнение «Какие мы?».

Упражнение «Кто я?».

Притча «Ворона и павлин».

Релаксация « Чайка» Джонатан»

Упражнение «Приятно сказать....»

Ритуал прощания

6.

«Тайна моего «Я» (продолжение)

Способствовать дальнейшему сплочению группы, углублению процессов самораскрытия. Учить находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности.

Приветствие

Упражнение «Ассоциация».

Упражнение «Я».

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

Упражнение«Приятное воспоминание»

Упражнение «Записки»

Ритуал прощания

7.

«Мое достоинство»

Углубление процессов самораскрытия, повышение самооценки и актуализация личност­ных ресурсов, познание себя при помощи группы.

Приветствие

Упражнение «Пожелания».

Упражнение «Мое качество».

Упражнение «Скульптура».

Упражнение«Ласковое слово».

Упражнение «Аплодисменты по кругу».

Ритуал прощания

8.

«Я о себе и люди обо мне»

Активизация процесса рефлексии. Дальнейшее самораскрытие, самопознание, формирование позитивной Я-концепции. Раскрытие важных личностных качеств для эффективного межличностного общения.

Приветствие

Упражнение «Подарок».

Арттерапия

Упражнение «На что это похоже».

Упражнение «Карусель».

Ритуал прощания

9.

«Доброе животное»

Повышение активности и самоценности подростков, принятие своих негативных качеств, развитие наблюдательности, внутренней свободы и раскованности, способности к самовыражению, возможность посмотреть на себя со стороны, обучение подростков понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Приветствие

Упражнение «Представь себя...»

Упражнение «Уступки».

Упражнение «Комплимент»

Упражнение «Доброе животное»

Визуализация «Добрая фея»

Ритуал прощания

10.

«Куда уходит злость?»

Обучение тому, как справляться со злостью; формирование более адекватной самооценки; снятие агрессии, тревоги и напряжения; создание позитивного эмоционального фона в группе.

Приветствие

Упражнение «Восковая палочка».

Упражнение

«Рисуем агрессию».

Упражнение «Толкалки».

Упражнение «Куда уходит злость?».

Упражнение «Пальчики».

Ритуал прощания

11.

«Разрешение конфликтов»

Тренинг поведения в ситуациях, способствующих проявлению агрессии, обсуждение конструктивных способов выражения гнева, разрешение конфликтных ситуаций, развитие эмпатии

Приветствие

Игра «Волки и овцы»

Упражнение «Морское царство»

Упражнение «Фотографии»

Упражнение «Конфликт»

Упражнение «Я хочу - я могу»

Ритуал прощания

12.

«Я злюсь, когда…»

Продолжение обсуждения конструктивных способов выражения гнева создание условий для обращения подростков к собственному опыту агрессии

Приветствие

Упражнение «Карлики и великаны»

Упражнение «Как я зол»

Упражнение «Изобрази свою злость»

Танец свободы и победы «Святой Георгий»

Игра «Головомяч»

Ритуал прощания

13.

«Я справлюсь со своей злостью»

Дальнейшее обучение подростков конструктивным способам справляться со своей злостью, разрядка агрессивных тенденций в поведении (вербальных и невербальных) в игровой форме.

Приветствие

Упражнение «Зоопарк просыпается»

Игра «Кошки - собаки»

Упражнение «Кипящий чайник»

Игра «Дракон кусает свой хвост»

Упражнение «Рисование своего настроения»

Ритуал прощания

 

Заключительный этап

14.

«Готовимся расстаться»

Помощь в определении личностных ценностей, раскрытии сильных сторон личности; формирование адекватной самооценки, актуализация личностных ресурсов

Приветствие

Упражнение «Заколдованные».

Упражнение «Что же у нас получилось?»

Упражнение «Доброе животное»

Упражнение «Чемодан».

Визуализация «Маяк»

Ритуал прощания

15.

«Прощай!»

Актуализация личностных ресурсов; обогащение сознания позитивными, эмоционально окрашенными образами; закрепление дружеских отношений между членами группы.

Приветствие

Упражнение «Аттракцион».

Упражнение «Письмо с сюрпризом»

Игры «По желанию».

Упражнение «Подарок».

Прощание

Список используемой литературы

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. Учебное пособие. Издательство Михайлова В.А. СПб, 2008 - 311 с.

  2. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М., 2017. - 512с.

  3. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов / Г.Э. Бреслав. - СПб.: Речь, 2017. - 144 с.

  4. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2017 - 317 c.

  5. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. № 1. С. 60-72.

  6. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 448 с.

  7. Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. Мн., 2014.-656 с.

  8. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. — М.; Воронеж: Акад. пед. и социал. наук; Моск. психол. — социал. ин-т, 2016. — 96 с.

Просмотров работы: 679