ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ АГРЕССИВНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ АГРЕССИВНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема предупреждения агрессивности подростков является междисциплинарной областью научного исследования. Особое место в исследовании и решении проблемы предупреждения подростковой агрессивности должна занимать педагогика, поскольку среди многочисленных факторов, способствующих появлению, развитию и снижению агрессивности, педагогические, в том числе школьные, влияния играют ведущую роль. Стремительное распространение агрессивности в среде подростков требует выявления психологических условий профилактики и психокоррекции агрессивности у подростков.

Подростковый возраст - это период активного формирования самосознания, выработки собственной, независимой системы эталонов самооценивания, постепенной интериоризации оценок, и дальнейшее построение в соответствии с ней своего поведения. Изучение самооценки актуально именно в подростковом возрасте, когда повышается ее регулятивная функция, и она все в большей степени включается в процесс управления поведением личности (данную проблему изучали Б.Г. Ананьев, Т.И. Божович, А.И. Липкина, И.И. Чеснокова и другие ученые).

Общепризнанными являются представления о связи самооценки с агрессивным поведением несовершеннолетнего, так как самооценка является одним из ведущих личностных проявлений, провоцирующих асоциальное поведение. Отсюда следует педагогический вывод, что агрессивное поведение подростков можно корригировать, влияя на факторы формирования самооценки. Выявление особенностей самооценки агрессивных несовершеннолетних дает возможность проводить диагностику отклонений в поведении на более ранних стадиях их появления, что позволит проводить как коррекционно-педагогическую, так и профилактическую работу.

Исследование самооценки подростков с повышенным уровнем агрессивности проводилось на базе центра образования № 27 г. Тулы. В эксперименте приняли участие 10 учащихся 8 класса. Из них 6 мальчиков, 4 девочки. Средний возраст испытуемых 14 лет.

Для диагностики агрессивного поведения и самооценки подростков были использованы следующие методики:

  1. Тест агрессивности Л.Г. Почебут;

  2. Методика «Диагностика враждебности» К. Изарад;

  3. «Лесенка» В.Г. Щур;

  4. Опросник самооценки Г.Н. Казанцевой;

  5. Тест «Самооценка психических состояний» Г.Ю. Айзенка.

Было проведено экспериментальное исследование особенностей самооценки произвольной сферы подростка с повышенным уровнем агрессивности, в результате которого были получены следующие данные.

Данные теста агрессивности Почебут показываютᅟ, чтоᅟ средиᅟ испытуемых подростковᅟ превалируетᅟ количествоᅟ подростковᅟ сᅟ высокимᅟ уровнемᅟ агрессивностиᅟ, ихᅟ процентᅟ составляетᅟ 70 % (7 подростков). Такᅟжеᅟ присутствуют подросткиᅟᅟ соᅟ среднимᅟ уровнемᅟ агрессивностиᅟ – 30% (3 подростка). Средиᅟ нихᅟ неᅟ выявленыᅟᅟ подростки сᅟ низкимᅟ уровнемᅟ агрессивностиᅟ.

Согласно методике «Диагностика вражбебностиᅟ» большинствоᅟ подростков - 60 % (6 человек) имеют высокий уровень враждебностиᅟᅟ, у сотальных подростков - 40 % (4 человека) уровень враждебности средний. Средиᅟ нихᅟ неᅟ зафиксировано ᅟᅟподростков сᅟ низкимᅟ уровнемᅟ враждебностиᅟ.

По результатам методики «Лесенкаᅟ» у 80 % (8 подростков) завышенный уровень самооценки, у 20 % (2 подростка).

Для большинства подростков согласно опроснику самооценки Г.Н. Казанцевой 70 % (7 испытуемых) присуща высокая самооценка, можно назвать ее завышенной. Средняя самооценка присуща только 30 % (3 подросткам).

Сами подростки согласно теста «Самооценка психических состояний» Г.Ю. Айзенка оценивают себя как агрессивных. У подавляющего большинства самооценка агрессии высокая - 80 % (8 человек). Подростки вспыльчивы, неуравновешенны, тревожны, постоянно ищут повод для ссор со сверстниками и учителями.

Подростки со средней самооценкой уровня агрессии 20 % (2 человека) более сдержаны в отношениях со взрослыми, но также подвержены ссорам со сверстниками.

Таким образом, из диагностической работы видно, что существует зависимость самооценки произвольной сферы от повышенного уровня агрессивности подростков, что выражается в таких факторах:

- адаптация к возрастным требованиям и специфики формирования самооценки нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения подростков;

- агрессивное поведение напрямую зависит от уровня самооценки, чем более неадекватен уровень самооценки (неадекватно завышен), тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих;

- уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с самооценкой подростка, но агрессивное поведение для подросткового возраста является обычным явлением;

- в процессе социализации подростка агрессивное поведение имеет ряд важных функций.

В целях профилактики агрессивного поведения и формирования адекватной самооценки подростков была разработана программа из нескольких занятий.

Задачи программы:

1. содействовать обучению подростков приемлемым способам выражения гнева;

2. содействовать обучению подростков навыкам распознавания и контроля, умения владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева;

3. содействовать формированию у подростков способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

Указанные цели и задачи достигаются входе развивающих занятий, проводимых раз в неделю для подростков.

В качестве основных методов и приемов на занятии в различной последовательности использовались: игры, беседы на различные темы, разыгрывание и решение «трудных ситуаций».

В таблице 1 представлена программа профилактики агрессивного поведения и формирования адекватной самооценки подростков.

Таблица 1

Программа профилактики агрессивного поведения и формирования адекватной самооценки подростков

Тема

Цель

Задачи

Содержание

1

«Агрессия в жизни подростка»

обучение подростов навыкам распознавания и контроля над

деструктивным поведением

- Обучение подростков вербализации своих мыслей и чувств;

- Снижение эмоционального напряжения;

- Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого;

- Развитие способности выражать свое эмоциональное состояние

- Упражнение «Мой гнев»

- Упражнение «Почему я злюсь»

- Игра «Обзывалки»

- Упражнение «Чудо-ладошка»

- Упражнение «Ситуации»

- Упражнение «Выставка»

2

«Мои эмоции»

обучение выражать эмоции социально

приемлемыми способами

- Обучение подростков вербализации своих мыслей и чувств;

- Снижение эмоционального напряжения;

- Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого;

- Развитие способности выражать свое эмоциональное состояние

- Упражнение «Эмоции в мимике»

- Игра «Угадай эмоцию»

- Игра «Изобрази эмоцию»

3

«Я тебе доверяю»

формирование конструктивных навыков

общения

- Тренировка психомоторных функций;

- Обучение навыкам релаксации и самоконтроля;

- Снижение эмоционального напряжения;

- Создание положительного эмоционального настроения;

- Развитие самооценки

- Упражнение «Вырази свое состояние»

- Упражнение «Поменяйтесь местами, те кто...»

- Упражнение «Слепой и поводырь»

- Упражнение «Пожелание»

4

«Уважай себя, уважай других»

формирование терпимого отношения к другим людям

- Формирование взаимного уважения;

- Обучение оказания помощи другим людям;

- Снижение эмоционального напряжения;

- Создание положительного эмоционального настроения;

- Развитие самооценки

- Упражнение «Ворона и голуби»

- Упражнение «Зеркало и обезьяна»

- Упражнение «Трио»

- Обсуждение рассказа Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»

5

«Мир вокруг меня»

отработка навыков адекватного восприятия других людей

- Привитие новых форм поведения;

- Обучение самостоятельному принятию верных решений;

- Обучение распознаванию эмоций по внешним сигналам;

- Формирование адекватных форм поведения;

- Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях

- Упражнение «Печатная машинка»

- Упражнение «Считалочка»

- Упражнение «Спички»

- Упражнение «Передача чувств прикосновением»

- Упражнение «Объявление»

6

«Способы разрешения конфликтных ситуаций»

отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях

- Привитие новых форм поведения;

- Обучение самостоятельному принятию верных решений;

- Обучение распознаванию эмоций по внешним сигналам;

- Формирование адекватных форм поведения;

- Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях

- Упражнение «Удобное место»

- Информационное сообщение «Психологические установки»

- Информационное сообщение «Конфликт. Стратегии управления

конфликтами»

- Проигрывание стратегий поведения в конфликте

- Упражнение «6 и 9»

- Упражнение «Увольнение»

7

«Управление эмоциональным состоянием»

формирование умения управлять собственным эмоциональным состоянием

- Формирование одобренных в обществе моральных представлений;

- Обучение осознанию своего поведения;

- Обучение регулированию поведения в коллективе в соответствии с нормами и правилами принятыми в коллективе;

- Формирование адекватных форм поведения

- Упражнение «Поменяйтесь местами, те кто...»

- Мозговой штурм «Составление банка эмоциональных состояний»

- Упражнение «Звуковая гимнастика»

- Упражнение «Мне сегодня»

8

«Откровенно о себе»

формирование адекватной самооценки

- Обучение подростков оценивать себя с точки зрения окружающих;

- Обучение подростков смотреть на мир критически

- Упражнение «Конверт откровений»

- Упражнение «Мои сильные стороны»

- Упражнение «Мои добрые дела»

9

«Давайте говорить друг другу комплименты»

формирование адекватной самооценки

- Обучение подростков оценивать себя с точки зрения окружающих;

- Обучение подростков смотреть на мир критически

- Упражнение «Автопортрет»

- Упражнение «Горячий стул»

- Упражнение «Комплименты»

10

«Впечатление»

формирование адекватной самооценки

- Обучение подростков оценивать себя с точки зрения окружающих;

- Обучение подростков смотреть на мир критически

- Упражнение «Прокуроры и адвокаты»

- Упражнение «Впечатление»

Список использованной литературы

  1. Акбиева З.С. Самооценка и направленность личности подростков с отклоняющимся поведением [Текст] / З.С. Акбиева. – М.: Дрофа, 2016. – 226 с.

  2. Адлер А. Понять природу человека [Текст] / А. Адлер. – СПб.: Академический проект, 2012. – 326 с.

  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2014. – 183 с.

  4. Бороздина Л.В. Что такое самооценка [Текст] / Л.В. Бороздина // Психологический журнал. – 2011. – № 6. – С. 8 – 12.

  5. Захарова А.В. Психология формирования самооценки [Текст] / А.В. Захарова. – М.: Алгоритм, 2017. – 277 с.

  6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2011. – 384 с.

  7. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов вузов. В 3 кн. Кн. 1 [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2015. – 654 с.

  8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебное пособие [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 448 с.

  9. Столин В.В. Самосознание личности [Текст] / В.В. Столин. – М.: МГУ, 2013. – 165 с.

  10. Таров Д.А. Формирование адекватной самооценки учебной деятельности у подростков [Текст] / Д.А. Таров. – М.: Алгоритм, 2016. – 224 c.

Просмотров работы: 306