ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ

Шмелева Е.А. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО "ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Как известно, все дети, идя в школу, хотят учиться и испытывают непреодолимую тягу к новым знаниям, но чем дольше продолжается процесс обучения, тем больше снижается учебная мотивация школьников, а процесс обучения превращается в трудную, кропотливую работу. Часто учителя задаются вопросом, как повысить учебную мотивацию школьников?

Проектно-исследовательским формам работы большое значение придаётся в решении задач развития универсальных учебных действий, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определённого продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и обучающимся.

Профессор В.В. Гузеев утверждал, что проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия [2].

В терминологии Джана Дьюи суть метода проекта заключается в том, чтобы стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного или критического мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления [3].

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям двадцать первого века.

Актуальность применения метода проектов, прежде всего в том, что при его использовании решаются следующие задачи:

- развитие исследовательских и творческих способностей учащихся;

- развитие познавательного интереса;

- формирование основных компонентов учебной деятельности (постановка цели, планирование; интерпретация результатов);

- формируют способность ориентироваться в информационном пространстве;

- развивают коммуникативные умения.

В условиях ФГОС решение приведенных задач ставиться на первое место. Метод проектов определяется многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие личности.

Цель работы заключается в разработке методики использования метода проектов в обучении математике в условиях реализации ФГОС.

Рассмотрим, как проектная деятельность способствует формированию УУД.

Таблица 1

Модель организации проектной деятельности

Этапы проектной деятельности

Действия учащихся

Формируемые УУД

1

Постановка проблемы, которая требует решения

Постановка проблем

Выдвижение гипотезы

Обсуждение путей решения проблемы

Планирование деятельности по реализации проекта

Личностные

Регулятивные

2

Выполнение работы

Сбор информации

Структурирование информации

Изготовление продукта

Оформление продукта

Познавательные общеучебные

Познавательные логические

3

Презентация проекта

Выбор формы презентации

Подготовка презентации

Презентация проекта

Самооценка и самоанализ

Коммуникативные

Так, овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей [1].

В период практики было проведено анкетирование учителей и учащихся Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Заречной средней общеобразовательной школы для исследования организации проектной деятельности.

В ходе анкетирования предполагалось выявить изменения отношения школьников к методу проектов в зависимости от класса и отношение учителей к проектной деятельности.

На основе проведенного исследования по выявлению отношения школьников к проектной деятельности были сделаны следующие выводы:

  • учащиеся основной школы активно принимают участие в проектной деятельности (более 50% опрошенных в каждом из классов).

  • школьники считают, что обучение методом проектов очень влияет на уровень их умственного развития (более 50% с 5 по 10 класс).

  • с возрастом участие в проекте все больше зависит от предмета, учителя или команды.

  • недостатки, личные цели, формы, наиболее интересные составляющие проектов в каждом классе определяются абсолютно в разной степени.

Результаты анкетирования «Отношение учителей к проектной деятельности». В анкетировании приняли участие 10 учителей-предметников. На основе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

  • метод проектов считается современной педагогической технологией

  • учителя активно используют метод проектов на уроках

  • частоту выполнения проектов учителя выбирают индивидуально

  • с помощью метода проектов достигаются наилучшие результаты

  • при использовании метода проектов увеличивается активность, усиливается самостоятельность учащихся

  • педагоги ждут улучшения результата своей работы, используя, метод проектов.

Опыт работы учителей позволяет утверждать, что метод проектов предоставляет уникальную возможность в формировании у школьников интереса к математике, способствует развитию каждого школьника, позволяет преодолеть шаблоны и стереотипы, накопившиеся в методике обучения математике.

Применение проектной деятельности в обучении математике является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. В рамках ФГОС цель проектно-исследовательской деятельности заключается в формировании универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности учащихся. Многообразие форм метода проектов деятельности позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них УУД

Список используемой литературы

  1. Бижова Т. В. Метод проектов на уроках математики как одна из эффективных технологий достижения планируемых универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 102-104.)

  2. Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. - 1995. - № 6.

  3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. — М.: ТЦ, Сфера, 2006. — 64 с.

Просмотров работы: 274