ВОЗМОЖНОСТИ КУРСА МАТЕМАТИКИ 5-6 КЛАССОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОПЕДЕВТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВОЗМОЖНОСТИ КУРСА МАТЕМАТИКИ 5-6 КЛАССОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОПЕДЕВТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ

Куликова Л.В. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема пропедевтики основных понятий математики возникает при обнаружении определенных трудностей в их формировании в систематическом курсе. Функциональная линия школьного курса математики является в настоящее время одной из ведущих, определяющих стиль изучения многих тем и разделов курсов алгебры и начала анализа.

Для того чтобы подготовить учеников к сознательному усвоению идеи функциональной зависимости необходимо преждевременно шаг за шагом подготовить их к поверхностному знакомству с этими понятиями. Подготовительная работа должна вестись регулярно и систематически через систему всевозможных упражнений, которые не ведут непосредственно к каким-либо обобщениям, не требуют ни специальной терминологии, ни символики, но доступны ученикам 5-6 классов и могут служить для накопления ими опыта. [6]

Эта работа по созданию функциональной базы будет способствовать количественному накоплению фактов о зависимостях между величинами и приобретению учащимися опыта соответствующих учебных действий, которые позволят сформировать у них правильные представления, ведущие затем к образованию функциональных понятий на конкретной числовой и графической основе, развитию функционального мышления. Этот опыт будет создавать у них необходимые представления, ведущие к образованию соответствующих понятий. [7]

Основные задачи пропедевтики решают функциональные упражнения. Далекие от обобщений и специальной терминологии, эти упражнения должны обеспечить необходимое накопление фактов, создание базы, позволяющей совершить качественный скачок в изучении понятия функции. [8]

Виды упражнений и предметные результаты их использования приведены в Таблице 1.

Таблица 1

5 класс

Упражнения на координатной прямой, координатной плоскости и в чтении графиков

-Пользоваться различными шкалами. Изображать координатный луч, наносить единичные отрезки.

- Определять координаты точек, отмечать точки на координатном луче по заданным координатам.

-Изображать на координатном луче правильные и неправильные дроби,

-Записывать буквенные выражения, составлять буквенные выражения по условиям задач.

Упражнения с переменными, например, вычисление значений буквенных выражений при различных значениях переменных

-Понятие переменной и понятие выражения с переменной

-Находить значения буквенных выражений при заданных значениях переменной

-Находить значения буквенных выражений при заданных значения переменных. Решать задачи на составление буквенных выражений.

- Вычислять числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв.

-Грамматически верно читать числовые и буквенные выражения,

-Решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий.

-Решать уравнения, задачи, с помощью уравнений.

Упражнения на составление формул при решении задач и наоборот задач по готовым формулам.

-Составлять простейшие уравнения по условиям задач.

-Составлять простейшие уравнения по условиям задач.

-Вычислять площади квадратов, прямоугольников и треугольников (в простейших случаях), используя формулы площади квадрата и прямоугольника

-Вычислять объем прямоугольного параллелепипеда и куба с помощью форму. Находить площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда и куба.

-Верно использовать в речи термин формула. Выполнять вычисления по формулам. Грамматически верно читать используемые формулы

Упражнения на изменение результатов действий в зависимости от изменения компонентов

-Исследовать простейшие числовые закономерности, проводить числовые эксперименты.

-Моделировать несложные ситуации с помощью формул; выполнять вычисления по формулам. Использовать знания о зависимостях между величинами скорость, время, путь при решении текстовых задач.

- Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчета объектов или комбинаций, выделять комбинации, отвечающие заданным условиям.

-Находить значения числовых выражений, содержащих несколько действий.

6 класс

Упражнения на координатной прямой, координатной плоскости и в чтении графиков

-Усвоить понятие «масштаб» и научиться применять его при решении задач

-Познакомиться с прямоугольной декартовой системой координат и историей ее возникновения. Научиться строить точки по заданным координатам.

-Научиться находить координаты имеющихся точек, по данным координатам определять, лежит ли точка на оси координат

-Научиться строить геометрические фигуры в координатной плоскости, находить координаты точек пересечения прямых, отрезков

-Дать представление о столбчатых диаграммах, научиться извлекать и анализировать информацию, представленную в виде диаграммы

-Научиться извлекать и анализировать информацию, представленную в виде графика зависимости величин.

-Научиться строить графики зависимости величин по данным задачи

-Различать положительные и отрицательные числа, научиться строить точки на координатной прямой по заданным координатам и находить ко-ординаты имеющихся точек

-Научиться работать со шкалами, применяемыми в повседневной жизни

-Показывать на координатной прямой перемещение точки

-Научиться складывать числа с помощью координатной прямой,

-Научиться находить длину отрезка на координатной прямой

Упражнения с переменными, например, вычисление значений буквенных выражений при различных значениях переменных

-Научиться применять сложение отрицательных чисел для нахождения значения буквенных выражений и решения задач.

-Научиться решать простейшие задачи на нахождение части от числа

Упражнения на изменение результатов действий в зависимости от изменения компонентов

-Грамматически верно читать записи уравнений.

-Познакомиться с основными приемами решения линейных уравнений и научиться применять их

-Научиться применять линейные уравнения для решения задач на движение, на части.

-Научиться определять коэффициент в выражении , упрощать выражения с использованием свойств умножения

-Научиться находить отношения именованных величин и применять эти умения при решении задач

-Научиться правильно читать, записывать пропорции; определять крайние и средние члены; составлять пропорцию из данных отношений (чисел)

Упражнения на составление формул при решении задач и наоборот задач по готовым формулам

-Познакомиться с формулой площади круга и научиться применять ее при решении задач

-Решение текстовых задач на зависимость скорости, времени и расстояния

Систематическая работа с использованием функциональной пропедевтики обеспечивает готовность детей к изучению функций в старших классах. [1]

Рассмотрим наличие задач, позволяющих использовать функциональную пропедевтику в 5-6 классах, в действующих учебниках математики: С.М.Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В.Шевкин Математика 5-6 класс ФГОС, И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович Математика 5-6 класс ФГОС.

С.М.Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В.Шевкин

Математика 5 класс ФГОС

С.М.Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В.Шевкин

Математика 6 класс ФГОС

№61

Найдите неизвестное число, обозначенное буквой х: 43+х=64

№13

Найдите пройденный путь S, если известны скорость и время равномерного движения:

v=2 м/с, t=3с.

№132

Вычислите неизвестное число х, удовлетворяющее равенству:

х+209=700

№53

Решите пропорцию:

№287

Пешеход шел 3ч со скоростью 5 км/ч и еще 2 ч со скоростью 4 км/ч. Что можно узнать, вычислив значение числового выражения:

а) 3+2

б)3*5

в)2*4

№70

Какова зависимость между:

-количеством одинаковых тракторов и площадью, которые они вспашут;

- числом дней работы трактора и площадью, которую он вспашет;

-количеством одинаковых тракторов и числом дней, за которые они вспашут поле.

№395

Постройте координатный луч с единичным отрезком 1 см

( 2 клетки тетради). Отметьте точки 1,2,3,4,5,6,7. Обозначьте точки с координатами 7,5,3,1 соответственно буквами А, В, С, D.

№126

Токарь до обеденного перерыва обточил 24 детали, что составляет 60 % сменной нормы. Сколько деталей должен обточить токарь за смену?

№463

Найдите периметр прямоугольника со сторонами: 12 см и 9 см.

№396

Изобразите координатную ось (единичный отрезок одна клетка тетради). Отметьте на ней т. О (0), А(5), В(-8), С(9), D(-2). Вычислите длину отрезка ОА, ОВ, АВ, АС, DC.

№471

Сторону квадрата увеличили на 2 см. На сколько сантиметров увеличится периметр квадрата?

№598

На координатной оси отметьте точку:

А(, В(, С(

№472

Как изменится периметр квадрата, если его сторону: увеличить в два раза

№618

Является ли число 2 корнем уравнения:

а)х-2=0

б)3х-4=х

№492

Как изменится площадь прямоугольника, если:

А) его длину увеличить в 2 раза;

Б)его длину и ширину увеличить в 2 раза;

В)увеличить его длину в 2 раза, а ширину- в 3 раза?

№633

Ученик задумал число, увеличил его в три раза и уменьшил результат на 5. Какое число он получил?

№517

Во сколько раз увеличится объем куба при увеличении его ребра:

В 2 раза, в 3 раза, в 10 раз?

№661

Найдите значение каждого буквенного выражения при указанных значениях х. Заполните таблицу.

№539

Скорость катера в стоячей воде 18 км/ч, скорость течения реки 2 км/ч. С какой скоростью будет двигаться катер по течению реки? против течения?

№892

Решите уравнение:

а)0,4х=3

б)-1,4х=2,842

№544

Определив скорости, заполните таблицу.

 

Vсобств.

Vтеч.

V по теч.

Vпр. теч.

1

12 км/ч

4 км/ч

   

2

25 км/ч

 

28 км/ч

 

3

24 км/ч

   

20 км/ч

4

 

5 км/ч

17 км/ч

 

5

 

3 км/ч

 

16 км/ч

6

   

45 км/ч

39 км/ч

1033

Как изменится длина окружности, если её радиус:

-увеличить в 3 раза;

-уменьшить в 2 раза.

№574

Исследуйте зависимость числа диагоналей (d) выпуклого многоугольника, выходящих из одной его вершины, от числа сторон этого многоугольника (n). Результаты занесите в таблицу.

1048

Расположите координатную ось сначала горизонтально, потом вертикально и отметьте на ней точки:

2,3,4,5;

-1,-2,-3,-4.

№599

Найдите три числа, которые можно записать в виде: 2к, 5к, 20к, 7к?

1063

Постройте декартову систему координат и отметьте на ней точки:

А(4,3), В(2,4) и т.д.

№659

Подберите такие натуральные числа а и б, чтобы выполнялось равенство? 3*а+6*б=1998

1068

Постройте по данным точкам в системе координат фигуры, соединяя точки.

1021

Известно, что а*б=1, а= . Найдите б.

1070

Постройте отрезки АВ и СD, если А(-3,4), В(2,-1), С(-2,0), D(4,3). Найдите координаты точки пересечения отрезков АВ и СD.

№ 1047

Вычислите площадь и периметр квадрата со стороной: см, м.

1076

На рисунке 132 приведен график изменения температуры воздуха в течение суток. Изменения проводились через 2 ч.

-Какая температура была в 4ч, 8ч, 12 ч,21 ч, 23ч.

-В какие часы температура была выше 0 градусов по Цельсия?

- В какие часы температура была ниже 0 градусов по Цельсия?

   

1077

По данным, приведенным в таблице, постройте график изменения температуры воздуха, Т-температура воздуха в градусах по Цельсию, t-время в часах.

И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович

Математика 5 класс ФГОС

И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович

Математика 6 класс ФГОС

№33

Цена груш-х р. за кг., а цена моркови – у р. за кг. Запишите в виде выражения:

-на сколько 1 кг груш дороже 1 кг моркови.

Найдите значения этих выражений, если известно, что х=18, а у=6.

№36

а) Запишите координаты отмеченных на рисунке 23 точек;

б)Как называются числа, расположенные справа от точки О(0), слева от этой точки? Как записывают эти числа.

№38

Составьте буквенное выражение:

-произведение числа 3 и разности чисел а и b

-частное числа 25 с суммы чисел х и у

-сумма утроенного числа а и числа b

№39

Отметьте на координатной прямой точки А(40), В(-80), В(20), Г(-100), Д(120)

№50

Какое число больше, m или n, если:

а)m=5+n

б)m=5*n

в)m=n-5

г)m=n:5

№72

укажите число, противоположное числу b, если: b=+1,2;- ;-7;4,3.

№95

Как изменится разность, если её компоненты изменить следующим образом:

Уменьшаемое

Вычитаемое

+6

+4

+2

-5

+18

-6

№83

Найдите х из равенства:

а) –х=8,5

б)-х=-4,2

в)-х=101

г)-х=

№113

Книга стоит х р., а альбом-у р. Какой смысл имеет выражение:

а)3х

б)2у

в)у-х

г)5х+4у

№157

Куда надо перенести начало координат, чтобы:

а)координаты всех точек увеличились на 3

б) координаты всех точек уменьшились на 5

в)модуль координаты т.А(7) не изменился?

№122

Запишите координаты точек, отмеченных на рисунке 25.

№296

Найдите ρ(х,у), если:

а)х=-1,8 у=1,5

б)х=-14 у=-23

№166

Укажите, какой точке на рисунке 33 соответствует начало координатного луча.

№349

Постройте геометрическую модель числового промежутка и укажите все целые числа, которые ему принадлежат:

а)[-2;1,8]

б)(-3,5;8,5)

№206

Найдите площадь (S) прямоугольника со сторонами а и b, если:

а=25 см, b=24 см.

№409

Найдите значения у, соответствующие данным значениям х, и заполнит таблицу, если:

х

0

1

-1

5

-5

у

         

№234

Решите уравнение:

а)12*у=12

б)х*8=8

в)х:43=1

г)24:у=24

№415

Запишите координаты отмеченных точек (рис. 75). Назовите абсциссу и ординату.

№236

а)а=7 см, b=12 см. Найдите S

б)S=48см2, а=12 см. Найдите b

в) S=120 см2, а=8 см. Найдите Р (периметр)

№418

Отметьте точки с заданными координатами, проанализируйте полученные результаты и сделайте выводы.

№413

Решите уравнение:

а)14х-9х=125

б)15у+25у=120

№422

Найдите площадь прямоугольника ABCD, если:

А(2;2), B(2;7), С(10;7), D(10;2)

№461

Найдите х, если

№567

у=-х-1. Заполните таблицу:

х

-8

-5

0

5

8

у

         

№554

Запишите выражение для периметра треугольника MNK и упростит его, если:

MN=а см, NK на 30 см больше MN, KM в 4 раза больше NK.

№587

Цена яблок – х р. За кг, а цена груш-у р. За кг. Запишите в виде выражения:

а)сколько стоит 1 кг яблок после снижения цены на 4 р.,

б) сколько стоит 1 кг груш после повышения цены на 3 р.

№740

Велосипедист догнал пешехода в 15 ч. Каково расстояние было между ними в 14 ч, если скорость пешехода-4,92 км/ч, а скорость велосипедиста -12,4 км/ч.

№604

Найдите значения у по значению х, заполните таблицу и отметьте точки с координатами (х;у) на координатной плоскости.

у=-4х+3

х

-3

-1

0

1

3

у

         

№850

Упростите выражения:

а)1,5х+3*(х+0,83)

б)7,1+5*(3,4-х)

№611

Решите уравнение:

№935

Одно из измерений прямоугольного параллелепипеда увеличили в 2 раза. На сколько процентов увеличился его объем?

№867

На координатной плоскости (рис. 104) построен прямоугольник с вершинами в точках А(10;10), В(10;75),С(65;75),D(65;10). Сколько имеется внутри этого прямоугольника точек, абсцисса и ордината которых удовлетворяют следующим условиям:

а)обе координаты кратны 3

б)обе координаты кратны 9

в)абсцисса кратна 3, а ордината кратна 9

На основании изученных данных можно сделать следующие выводы:

-оба учебника в разной степени включают в себя задачи, направленные на применение функциональной пропедевтики в 5-6 классах;

-в учебнике И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович Математика ФГОС просматривается большое число заданий, содержащих буквенные выражения, что в дальнейшем поможет школьникам более уверенно чувствовать себя при изучении темы «Функции», чего нельзя сказать об учебнике С.М.Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В.Шевкин Математика ФГОС;

-в учебнике С.М.Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В.Шевкин Математика ФГОС дается большое множество задач, содержащих пропедевтическую линию, но все они даны в разделах «Кто хочет знать больше» и «Задачи повышенной трудности»;

- в учебнике И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович Математика ФГОС не выявлена четкая система задач, направленная на введение пропедевтической линии в 5-6 классах;

- объективные возможности для пропедевтики имеются, учитель должен их видеть и использовать в обучении школьников.

Список используемой литературы:

1.Дроэд В. Л., А. Т. Катасонова, Л. А. Латотин, Л. В. Лещенко, В. Н. Медведская, Г. Н. Скобелев, А. А. Столяр, Т. М. Чеботаревская методика начального обучения математике Минск Высшая школа 1988

2.Зубарева И.И. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/ И. И. Зубарева, А.Г.Мордкович.-14-е изд., испр . и доп. -М. : Мнемозина, 2013.-270 с. :ил.

3.Зубарева И.И. Математика. 6 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/ И. И. Зубарева, А.Г.Мордкович.-11-е изд., испр . и доп. -М. : Мнемозина, 2013.-264 с. :ил.

4.Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/М34 [С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевченкин].-11-е изд., дораб. - М. :Просвещение, 2012.-272 с. :ил.-(МГУ-школе).

5.Математика.6 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений/М34 [С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевченкин].-11-е изд.,дораб.-М. :Просвещение, 2012.-256 с. :ил.-(МГУ-школе).

6.Покровский, В. П. П48 Методика обучения математике: функциональная содержательно-методическая линия : учеб.-метод. пособие / В. П. По- кровский ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Издво ВлГУ, 2014. – 143 с. ‒ ISBN 978-5-9984-0447-4.

7.Теляковский С.А. О понятии функции в школьном курсе математики // Математика в школе. - 1989. - №4.

8.Титарева Г.А. Роль и место функций в школьном курсе математики // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/68679 (дата обращения: 03.05.2017).

Просмотров работы: 379