В современных условиях российской экономики, характеризуемых неопределенной рыночной средой, возникает повышенный уровень требований к подготовке специалистов в области управления. Эту подготовку можно проводить в старших классах с использованием элективного курса «Основы менеджмента», для повышения адаптации обучающихся в вузе и приобретения соответствующих навыков будущей профессии.
Нами был разработан и реализован данный курс на базе средней общеобразовательной школы в 11 классе. Элективный курс «Основы менеджмента» рассчитан на 16 часов (проводится в первой и во второй четверти). Курс был разработан на основе методического пособия по курсу «Основы менеджмента» (автор Федин С.В.). Наш курс состоит из трёх разделов:
1 раздел «Введение в менеджмент»;
2 раздел «Организация как система управления»;
3 раздел «Управление персоналом».
На последнем занятии предусмотрено итоговое тестирование за весь курс. При разработке конспектов занятий были учтены возрастные особенности обучающихся и включены такие современные подходы как дифференцированный, индивидуальный и личностный, а также такие методики и технологии как проблемное обучение, технология использования в обучении игровых методов. К каждому занятию разработана мультимедийная презентация.
В процессе реализации курса, были решены следующие задачи:
• усвоение определенного объема научных знаний;
• формирование мировоззрения;
• развитие умственных сил, способностей и дарований;
• развитие познавательных интересов;
• развитие потенциальных возможностей личности;
• формирование познавательной активности;
• развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общей и специальной подготовки;
• усвоение знаний о действии экономических законов;
• развитие профессиональных навыков;
• формирование представлений о будущей профессии.
В ходе курса возникали следующие проблемы: непонимание экономических терминов или их неправильная трактовка; ограниченное количество источников информации, адаптированных под школьный уровень подготовки; не все старшеклассники имеют полное представление о профессии менеджера и её роли в обществе.
В качестве положительных аспектов можно отметить: повышенный интерес обучающихся к данному курсу; умение быстро извлекать нужную информацию; готовность и желание работать в коллективных формах обучения; расширение объёма знаний старшеклассников в области экономики и управления; приобретение умений и навыков анализа экономической информации, протекающих социально-экономических процессов и явлений, а также опыта принятия оптимальных управленческих решений.
Для того чтобы оценить успешность прохождения курса, обучающимся было предложено пройти начальное тестирование, для отражения уровня знаний в области менеджмента.
Таблица 1
Результаты вводного и итогового тестов
Вводный тест |
Итоговый тест |
|||
Набранный балл |
Количество учащихся, % |
Набранный балл |
Количество учащихся, % |
|
2 |
31 |
2 |
3 |
|
3 |
25 |
4 |
12,5 |
|
4 |
19 |
5 |
16 |
|
5 |
10 |
6 |
12,5 |
|
6 |
6 |
7 |
12 |
|
8 |
9 |
8 |
19 |
|
9 |
9 |
|||
10 |
16 |
Источник: таблица составлена автором.
Для анализа данных результатов был использован критерий Пирсона (критерий «хи-квадрат» χ2), который является наиболее часто используемым критерием для оценки эффективности внедрения методики.
Так как эмпирическое значение больше критического > χ2крит, можно сделать вывод о наличии статистических различий в выборках до эксперимента и после эксперимента, то есть нулевая гипотеза отклоняется, а альтернативная принимается. H1: распределения по уровню знаний элективного курса «Основы менеджмента» до и после проведения опытных занятий значимо отличаются от случайных.
Таким образом, можно сделать заключение, что разработанный и апробированный нами элективный курс «Основы менеджмента» является важный элементом профориентационной работы школы, вносит значительный вклад в подготовку будущих конкурентоспособных, высокоэффективных специалистов в области экономики и управления современной России.