МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ЭКОНОМИКЕ В 10 КЛАССЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ЭКОНОМИКЕ В 10 КЛАССЕ

Евграфова Н.А. 1
1Шуйский филиал Ивановского Государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Факультативы одна из форм обучения, направленная на расширение научно-теоретических знаний и практических навыков учащихся, развитие их познавательных интересов, творческих способностей и профориентацию.

Организация факультативных занятий по экономике является одним из наиболее доступных способов овладения экономическими знаниями на углубленном уровне, формирования навыков поведения личности в условиях современной экономики, осознания выбора учащихся будущей профессии.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что при изучении экономики базового уровня в общеобразовательных учреждениях учащимся 10 классов не хватает знаний при самостоятельном анализе и интерпретации данных для решения теоретических и прикладных задач, они в меньшей степени владеют приёмами работы со статистической, фактической и аналитической экономической информацией. У старшеклассников вызывают трудности умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства. Также у учащихся в малой форме присутствует сформированность системы знаний об институциональных преобразованиях российской экономики при переходе к рыночной системе, динамике основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России.

В таких ситуациях польза факультативных занятий по экономике значима, так как факультативы являются самой массовой формой, доступной для учащихся общеобразовательных учреждений.

Разработка методики организации факультативных занятий по экономике в 10 классе преследует цель освоения учащимися углубленного уровня экономики.

Для того чтобы более подробно узнать об организации и реализации факультативных занятий по экономике в 10 классах, были проведены беседы с завучем по учебно-воспитательной работе и учителем экономики МОУ СОШ №7 города Шуя.

По результатам бесед можно сказать, что в школе как таковых факультативных занятий по экономике нет. Их заменили элективными курсами, которые выбираются учащимися, характеризуются свободной посещаемостью, а также по данному курсу нет аттестации. Факультативные занятия (элективные курсы) по экономике не проводятся в профильных старших классах. Данные занятия включены в учебную программу по средствам школьного предмета экономика. Проводится факультатив (электив) по экономике в классах, не имеющих экономического профиля. Он называется элективный курс «Технология (экономика)». Задача данного курса изучить основные аспекты базового уровня учебного предмета экономика.

Факультативный курс (элективный курс) по экономике важен для старшеклассников. Во-первых, это связано с тем, что он пригодится при подготовке к ЕГЭ по обществознанию, так как в данном экзамене содержатся вопросы из экономической области. Во-вторых, он может повлиять на выбор будущей профессии учащихся, поскольку они получают знания, которые позволяют осознанно подойти к данному выбору. В – третьих, знания углубленного уровня, полученные на факультативах по экономике, нужны для того, чтобы учащиеся старших классов могли участвовать в олимпиадах по экономике.

В рамках данной темы было проведено исследование, цель которого заключалась в изучении отношения учащихся 10 классов и их родителей к факультативным занятиям по экономике. Для реализации данного исследования использован метод анкетирования. Были разработаны авторские анкеты «Ваше отношение к факультативам по экономике» (для учащихся и для родителей). Анкета для учащихся включала в себя 7 вопросов двух типов: открытые, требующие развернутого ответа; закрытые (альтернативные) – выбор одного из четырех предложенных вариантов ответа. Анкета для родителей включала в себя 5 вопросов тех же типов. В анкетировании учащихся 10 класса приняли участие 30 респондентов. В анкетировании родителей старшеклассников приняли участие 25 человек.

Проанализировав результаты анкетирования среди учащихся 10 класса, были сформулированы следующие выводы:

  • 67% (0,667) респондентов сказали, что им интересен школьный учебный предмет экономика.

  • 33% (0,333) учащихся хотели бы изучать школьный учебный предмет экономика более углубленно.

  • 86% (0,857) учащихся 10 класса отметили, что знания, полученные на факультативе по экономике, будут полезны для них при участии в олимпиадах.

  • Хотят связать свою будущую профессию с экономикой 28,5% (0,285) учащихся. Они считают, что факультатив по экономике им необходим.

  • 62% (0,619) учащихся уверенны, что факультативные занятия по экономике нужны им для саморазвития.

Таким образом, можно сделать вывод, что учащиеся 10 класса готовы посещать факультативные занятия. Поскольку подавляющее большинство старшеклассников отметили, что знания, полученные на факультативе по экономике, будут полезны для них при участии в олимпиадах. Данный факультатив им нужен для саморазвития. Так же стоит отметить, что в 10 классе присутствуют учащиеся, которые хотят связать свою будущую профессию с экономикой, а факультатив поможет получить углубленные знания в этой сфере.

Проанализировав результаты анкетирования среди родителей учащихся 10 класса, были сформулированы следующие выводы:

  • На взгляд родителей учащихся 10 класса предпочтительнее, чтобы их дети посещали факультатив по экономике – 45% (0,452).

  • 76,4% (0,764) родителей считают, что факультатив по экономике в школе необходим.

  • 65% (0,647) родителей хотели бы, чтобы их ребенок стал изучать более углубленно экономику.

  • 35% (0,353) респондентов считают, что факультатив по экономике будет интересен их ребенку. Остальные родители придерживаются мнения, что факультатив по экономике не будет интересен для ребенка.

Подводя итог анализу ответов родителей учащихся 10 класса, можно сделать вывод, что факультативные занятия по экономике необходимы. Поскольку подавляющее большинство родителей считают, что в школе нужен факультатив по экономике. Родители хотели бы, чтобы их дети стали изучать более углубленно экономику, поэтому на их взгляд факультатив по экономике более предпочтителен в сравнении с факультативами по другим предметам.

На протяжении исследования проведена диагностика изучения уровня сформированности предметных результатов учащихся освоения углубленного курса экономики. В диагностике прияли участие 25 человек. Диагностическое измерение показало результаты до применения методики организации факультативных занятий по экономике на углубленном уровне.

Для определения оценки учащихся за диагностическую работу была разработана шкала оценивания:

Оценка «5» - 29-34 балла;

Оценка «4» - 23-28 баллов;

Оценка «3» - 17-22 балла;

Оценка «2» - 11-16 баллов;

Оценка «1» - 0 -10 баллов.

Результаты измерений занесены в таблицу 1.

Табл. 1

Результаты измерения и обработки сформированности предметных результатов учащихся освоения углубленного курса экономики

№ испытуемого

Уровень знаний учащихся до применения методики

№ испытуемого

Уровень знаний учащихся до применения методики

1

3

14

2

2

4

15

3

3

2

16

3

4

2

17

3

5

4

18

3

6

3

19

2

7

3

20

3

8

2

21

3

9

2

22

3

10

2

23

2

11

2

24

4

12

3

25

2

13

3

-

-

Проведя анализ диагностической работы можно сказать, что результаты учащихся до применения методики организации факультативных занятий по экономике на углубленном уровне низкие. Возможно, это связано с тем, что в старших классах на изучение экономики отводится 35 часов (по учебному плану), учащиеся успевают освоить только базовый уровень по экономике, и не изучают углубленный уровень.

Для усвоения учащимися старших классов углубленного уровня экономики была разработана программа факультативных занятий по экономике в 10 классе. Для реализации данной программы были определены соответствующие документы разработки программы, цели факультативного курса, задачи, формы организации учебных занятий, контроля и системы оценивания, список литературы, так же разработано тематическое планирование.

В ходе применения методики организации факультативных занятий по экономике в 10 классе возможны следующие результаты:

  1. Умение учащихся самостоятельно интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач по экономике;

  2. Умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам;

  3. Формирование системы знаний об институциональных преобразованиях российской экономики при переходе к рыночной системе, динамике основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России.

Подводя итог вышесказанному, можно говорить о том, что разработка методики организации факультативных занятий по экономике в 10 классе будет актуальна для учащихся старших классов. Она позволит сформировать у них предметные результаты освоения основной образовательной программы по экономике на углубленном уровне, а также сформировать навыки поведения личности в условиях современной экономики.

Список литературы

  1. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11кл.) [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://минобрнауки.рф/m/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2365 (дата обращения: 24. 01.17);

  3. Хвесеня, Н.П. Методика преподавания экономических дисциплин / Н.П. Хвесеня, М.В. Сакович. - Минск: БГУ, 2006. - 116 с.;

Просмотров работы: 264