Целью данной работы является определение понятия проблемного обучения и выявление роли влияния проблемного метода на процесс обучения экономики в школе.
Главной задачей, стоящей перед педагогом, является выбор такой технологии обучения, при которой будет осуществляться не только усвоение материала, но и рост профессиональной компетентности у учащихся. В наше время человек должен проявлять такие качества как оригинальность и быстроту мышления, нестандартный подход к решению поставленной задачи, профессиональный рост, готовность к конкуренции. Все эти способности являются базисом для специалиста любой профессии.
В традиционном обучении учащимся даются уже готовые знания, конкретные примеры и иллюстрации, а также проверяется степень их усвоения. Учащиеся воспроизводят знания, но не всегда понимают, для чего им необходим данный материал. Именно для решения данной задачи и применяются технологии проблемного обучения.
Формирование культуры проблемной деятельности учащихся всегда будет одной из главных образовательных и воспитательных задач в школе, независимо от изменения учебников, образовательных программ и прочих новых веяний, которых предлагает нынешнее образование. Проблемное обучение – важнейшая сторона подготовки подрастающего поколения.
Проблемное обучение – это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение школьников к активному участию в решении этих проблем. Под учебной проблемой понимают задачу, решение которой нельзя получить по готовому образцу. От ученика требуется проявление самостоятельности и оригинальности. Суть данного метода заключается в том, что знания не даются ученикам в готовом виде. Перед учащимися ставится проблема, которую необходимо решить самостоятельно, и в ходе её решения, ученики приходят к осознанным знаниям.
Успех проблемного обучения на уроках экономики достигается главным образом на практическом занятии, когда учитель остаётся непосредственно один на один со своими воспитанниками. И от деятельности педагога зависит степень интереса учащихся к учёбе, их уровень знаний и готовность к постоянному самообразованию и личностному росту.
Большинство учёных признают, что развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников невозможно без проблемного обучения.
Процесс проблемного обучения принято делить на две формы: проблемное изложение и поисковая беседа.
Проблемное изложение применяется, когда материал достаточно сложный. Проблему ставит и решает сам учитель, а ученики следят за логикой рассуждения и анализируют результаты.
Поисковая беседа – форма обучения, при которой ученики самостоятельно решают проблему, а учитель направляет их на правильный ход решения при помощи системы заранее подготовленных наводящих вопросов. Данную форму возможно использовать только тогда, когда ученики обладают достаточным количеством знаний в рамках данной темы.
Во время исследования роли проблемного обучения в школе нами было выявлено, что до применения данного метода на уроках экономики в десятом классе общеобразовательной школы многие учащиеся испытывали трудности в обучении экономике. В основном, это трудности, связанные с усвоением нового материала, с невозможностью самостоятельного (без помощи учителя) выполнения сложных заданий. При этом детям нравится преодолевать возникающие трудности и хочется самостоятельно искать пути решения возникающих задач.
Результаты исследования после применения проблемного обучения позволяют утверждать, что учащиеся сознательно работают в условиях проблемной ситуации, большинство из них самостоятельно способны найти её разрешение. Ученики успешно осваивают приёмы поведения в проблемной ситуации. После применения проблемного обучения интерес к учебе и учебная активность значительно возрастают. Деятельность учеников становится более сосредоточенная, увеличивается доля самостоятельной деятельности.
По итогам сопоставительного анализа результатов опытно-исследовательской работы, можно утверждать, что использование проблемного обучения делает возможным преодоление значительной части сложностей в обучении экономики и повышает познавательную активность и уровень самостоятельности школьников в обучении.
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что роль проблемного обучения весьма высока и данный метод является значимым и перспективным средством обучения экономике в общеобразовательной школе.