НОВЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА РЫНКА IT-УСЛУГ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

НОВЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА РЫНКА IT-УСЛУГ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Рынок информационных технологий в последние десятилетия вышел на передний план и стал одним из ключевых локомотивов всего технического прогресса. Разумеется, такая его составляющая, как рынок IT-услуг, выросла вместе с ним.

Более того, мало на каком рынке изменения столько быстры и значительны. Новые задачи и их решения возникают каждый год, меняя целые отрасли до неузнаваемости. В связи с этим рассмотрение возникших потребительских свойств приобретает очень большую актуальность, ведь IT-услуги – совершенно особая отрасль, отличающаяся от любой другой. Именно это и рассматривается в данной работе.

Свойства рынка IT-услуг

Говоря о рынке IT-услуг, необходимо заметить, что дать однозначное определение, что такое «IT-услуга» весьма затруднительно. Это связано с одним из ее специфических свойств – сложностью (потребителю, как правило, проблематично оценить результат в силу недостаточных знаний). Тем не менее, можно использовать достаточно общее определение.

IT-услуга — комплекс сложных индивидуализированных технологичных услуг для решения бизнес-задач потребителя по повышению эффективности, безопасности и бесперебойности деятельности компании-потребителя, основанный на взаимодействии личном и/или с применением удаленных технологий [1].

Участниками IT услуг являются:

  • Вендоры (компании, которые разрабатывают программное обеспечение);

  • Дистрибьюторы (компании, в обязанности которых входит доставка оборудования или носителя программного обеспечения реселлеру и сервис);

  • Реселлер (компания, которая устанавливает и обслуживает оборудование и ПО);

  • Потребители.

Под вышеуказанное определение попадает достаточно большое количество самых разнообразных услуг: например, это может быть система документооборота, хостинговые услуги, аутсорсинг и десятки других видов деятельности. Их все объединяет то, что они, очевидно, соответствуют разным нуждам потребителей. Иначе говоря, обладают потребительскими свойствами.

Услуги, осуществляемые вендором и посредниками, лишь в совокупности образуют полную ИТ-услугу, которую можно продать, и которая способна создать ценность для потребителя, т. е. удовлетворить его потребности. Посредники приобретают только «частичные», «предшествующие» элементы услуги, причем не для потребления, а для добавления, «наращивания» и превращения их в окончательную услугу для клиента, обладающую полнотой свойств [2].

В связи с уникальными особенностями информационных услуг (скажем, информационные продукты не исчезают в процессе потребления) свойства являются совершенно иными, нежели, например, у товаров. Попробуем их перечислить:

  • полнота – достаточность данных для принятия тех или иных решений, создания данных;

  • релевантность – соответствие запросам и нуждам потребителя, соответствие услуги реальным процессам;

  • своевременность – соответствие нуждам потребителей в нужный момент времени;

  • достоверность – отсутствие явных ошибок;

  • доступность – возможность получения доступа к информации определенным пользователем;

  • защищенность – недопустимость несанкционированных изменений;

  • независимость качества информации от ее количества, затрат и т.д.

  • эргономичность (удобство восприятия информации потребителем) [3]

Но именно в случае IT-услуг появляются совершенно новые, уникальные для отрасли свойства, каждое из которых есть смысл рассмотреть отдельно.

  1. Персонализация. IT-услуги ориентированы на определенные категории пользователей и определенные задачи. Это работает практически на всех уровнях: аутсорсинговая компания может написать уникальный продукт для предприятия; одна и та же система учета может предоставлять разный функционал в зависимости от квалификации или рода деятельности пользователя, иметь модульную структуру, возможность кастомизации (индивидуальной подстройки под пользователя). На уровне конечного пользователя это может быть, например, интернет-магазин, выдающий покупателю индивидуальные рекомендации.

  2. Визуализация. Количество хранимых и обрабатываемых данных постоянно увеличивается. Согласно статистике, общий объем получаемых и хранимых данных удваивается каждые 1,2 года. По оценкам Cisco, в 2014 году объем мобильного трафика составил 2,5 эксабайта (единица измерения количества информации, равная 10^18 стандартным байтам) в месяц, а уже в 2019 году он будет равен 24,3 эксабайтам [4]. Такой объем данных затруднителен (а зачастую невозможен) для восприятия человеком в непосредственном, «сыром» виде. Поэтому максимально наглядное представление информации, помогающее принимать определенные решение, стало крайне важным свойством IT-услуг.

  3. Энергосбережение. Еще одно свойство, востребованное на всех уровнях. На уровне пользователя оно связанно со свойством «портативность» (которое будет рассмотрено дальше) и таким трендом, как экологичность технологий. На уровне организаций потребительское свойство связано с тем, что хранение и обработка массивов данных требует огромных затрат энергии, в том числе на охлаждение. В США, например, крупные дата-центры потребляют около 2% всей энергии, которая производится в стране. В 2014 году дата-центры США использовали около 70 млрд кВт*ч энергии. По данным Стэнфорда и Университета Карнеги Мелона столько же потребляют 6,4 млн домохозяйств этой же страны. Но в целом энергоэффективность дата-центров повышается. К примеру, с 2010 по 2014 год энергопотребление ДЦ в США выросло всего на 4%. А вот за предыдущие пять лет рост энергопотребления дата-центрами составил 24% [5].

  4. Портативность. В связи с общей глобализацией мировой экономической системы возникла необходимость взаимодействия, минимально зависящего от территориального фактора. Сотрудники могут находиться не просто в соседних помещениях, а совершенно разных городах и странах. При этом они должны успешно работать в разных системах без потери функциональности (например, возможность доступа к рабочей переписке не только с компьютера в офисе, но и с ноутбука или мобильного телефона).

  5. Возможность обработки больших объемов данных, например, BI – системы бизнес-аналитики (Business Intelligence) – это аналитические системы, которые объединяют данные из различных любых источников информации, обрабатывают их и предоставляют удобный интерфейс для всестороннего изучения и оценки полученных сведений. Данные полученные в результате такого анализа помогают достигать поставленных бизнес-целей с помощью оптимального использования имеющихся данных. Комплексный анализ данных по всем направлениям бизнеса позволяет повысить его эффективность и снизить издержки. [6]

  6. Интеллектуализация. С увеличением объема собираемых и обрабатываемых данных также появилась необходимость в новых способах обработки, не всегда задуманных на этапе проектировки ПО. В связи с этим зачастую необходимо не просто решение определенных задач, а самообучение в процессе решения схожих задач. Так называемое машинное обучение, призванное автоматизировать многие рутинные задачи, является одним из ключевых трендов последних лет, так как имеет высокую практическую значимость практически во всех областях бизнеса и почти безграничный перечень областей применения, будь то прогнозирование событий, рациональное планирование каких-либо операций, распознавание и интерпретация данных и т.д.

  7. Совместимость. Не будет преувеличением сказать, что это свойство одно из важнейших на рынке IT-услуг (если не самое важное). Возможность обмениваться информацией разным системам и устройствам, возможность миграции с одного решения на другое – все это принципиально важно для потребителей. В связи с этим формируются определенные стандарты, как юридические (ГОСТ, ISO и им подобные), так и фактические. В условиях бурно развивающихся информационных технологий именно стандартизация и совместимость являются наиболее острой проблемой (поскольку взаимодействие может осуществляться между достаточно старыми и новыми системами). В случае организаций, например, модернизация информационных систем может проходить с устаревшего решения на совершенно новое и при этом все равно надо учитывать необходимость переноса данных и максимально безболезненной для пользователей миграции.

  8. Эргономичность – удобство для конкретного пользователя. В современной экономике выражение «время – деньги» стало чуть ли не буквальным: время на взаимодействие пользователей с системой прямо влияет на производительность труда и, как следствие, доходы. В связи с этим системы (с поправкой на квалификацию пользователя, само собой) должны быть максимально удобны в использовании и не требовать больших временных затрат на освоение.

Вышеперечисленные свойства ясно дают понять, что рынок IT-услуг уникален по потребительским свойствам, некоторым из которых нет даже десятилетия. Это связано с бурным развитием отрасли и постоянным изменением как спроса (нужны решения новых задач), так и предложения (постоянно появляются новые технологические решения, порой радикально влияющие на бизнес-процессы).

Современные тенденции рынка IT

Как можно было понять из заключения к предыдущему разделу, обзор новых потребительских свойств IT-услуг невозможен отдельно от рассмотрения тенденций самого рынка, поскольку появление новых свойств прямо зависит от запросов потребителей, а конъюнктура рынка, в свою очередь, изменяется с возникновением свойств, каждое из которых меняет рынок, создает новые направления деятельности и изменяет старые.

Одной из главных тенденций мирового рынка IT является сближение ряда технологий:

  • Искусственный интеллект помогает обработать гигантские объемы данных и найти индивидуальный подход к каждому пользователю. В июле компания Gartner опубликовала свой прогноз относительно применения технологий искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения, согласно которому к 2020 году данные технологии будут присутствовать практически во всех новых программных продуктах и сервисах. Также специалисты полагают, что к этому времени ИИ станет частью стратегии цифровой трансформации и окажется приоритетом для инвестиций почти для трети компаний. [7]

  • Облачные вычисления по-прежнему остаются крайне важным элементом IT-услуг, позволяя одновременно решить проблемы с хранением данных, вычислительными мощностями и доступом к ряду систем из любой точки мира. Дополнительным фактором роста является продолжающееся развитие IoT (Internet of Things, интернет вещей – совокупность устройств разного назначения, обменивающихся данными и организованными в единую экосистему).

  • Крайне актуальной технологией, особенно в банковском сегменте, стал блокчейн – распределенная база данных, хранящая информацию о всех операциях пользователей системы с помощью цепочки блоков. По данным консалтинговой компании Accenture, транзакции с применением блокчейн помогли банкам существенно сэкономить, упростив процедуры финансовой отчётности (в среднем на 30%) и внутреннего финансового контроля. Затраты на последний удалось сократить на 50%.

Крайне весомую долю (по некоторым оценкам, до 40%) мирового рынка занимает аутсорсинг.

В России же наибольшую долю рынка IT-услуг по-прежнему занимает системная интеграция. Как правило, такие проекты затратны, и весьма долговременные. Тем не менее, спрос на централизацию IT-ресурсов неизбежно будет требовать новых проектов, связанных с системной интеграции.

В отличие от западных стран, на российском рынке IT-услуг не столь распространен аутсорсинг. Хотя многим и известны преимущества облачных технологий (возможность быстро получить IT-инфраструктуру в нужном состоянии, количестве и возможностью оплаты по факту потребления), но в силу проблем безопасности организации неохотно переходят на решения такого рода. Тем не менее, темпы роста облачных услуг превышают темпы роста традиционных IT-услуг. Это связано в том числе с тем, что системные интеграторы постепенно переводят свою инфраструктуру в облака для оптимизации собственной деятельности. Возрастает спрос на разного рода решения для мобильных устройств, что стимулирует разработку ПО, в том числе индивидуальных решений (что прямо связано с безопасностью).

Можно сказать, что аутсорсинг на российском рынке носит преимущественно ресурсный характер (обслуживание баз данных, серверов, компьютеров). К тому же особенности организационной структуры российских компаний таковы, что как правило предприятие имеет собственный IT-отдел, осуществляющий поддержку. Передача вспомогательных видов деятельности происходит значительно реже (зачастую руководство опасается утечки информации, составляющей коммерческую тайну). Кроме того, бизнес-процессы многих компаний недостаточно формализованы, что тоже служит серьезным препятствием.

Все это приводит к тому, что многие компании прибегают к аутсорсингу только при нехватке собственных ресурсов, что не всегда является оптимальным.

В случае с блокчейн-технологиями искренний интерес, напротив, проявили государственные структуры и компании с государственным участием. На данный момент разрабатывается несколько десятков проектов самого разного назначения: от банковских транзакций до перевода Единого реестра государственной недвижимости на блокчейн-основу. Как утверждает глава ОАО «Сбербанк» Герман Греф, «Блокчейн - та технология, которая в целом изменит мой сектор, в котором я работаю, просто драматически. Если всерьез посмотреть на последствия применения этой технологии, то очень тяжело найти там место традиционным банкам. Она позволяет автоматизировать практически все процессы, особенно соединив с искусственным интеллектом» [8].

Можно сделать вывод, что российский рынок IT-услуг в целом имеет те же потребительские свойства, что и мировой, хотя и со своей спецификой. Российские компании пока еще не столь озабочены энергоэффективностью, портативность встречает определенное противодействие, но по большей части российские IT-услуги по составу схожи с остальным миром.

Заключение

Рынок IT-услуг развивается достаточно бурно и трансформируется намного быстрее многих других отраслей. Благодаря этому IT-услуги получили множество уникальных потребительских свойств, зачастую не имеющих аналогов. Более того, запросам на некоторые из них нет даже десятилетия, а рынок уже стал немыслим без них (наиболее ярким примером будут облачные технологии, особенно для мобильных устройств).

Российский же сегмент, хотя и имеет отличительные особенности, в целом идет в ногу со временем и отражает тренды современности.

Список использованной литературы
  1. Полякова Нина Владимировна, Поляков Владимир Владимирович, Обухова Анна Андреевна ИТ-услуга: определение, свойства, структура // Известия БГУ. 2013. №5. С.62-6

  2. Полякова Нина Владимировна, Обухова Анна Андреевна Исследование процесса производства ИТ-услуги // Известия БГУ. 2013. №6. С.80-85

  3. Информационные продукты и услуги [Электронный ресурс] URL: https://kursmt.ru/robigud/xaker75.htm. Дата обращения 1.12.2017

  4. Аналитический обзор рынка Big Data [Электронный ресурс] URL: https://habrahabr.ru/company/moex/blog/256747/ Дата обращения 1.12.2017

  5. «Зеленые» дата-центры: что используют гиганты индустрии для снижения энергопотребления своими ДЦ? [Электронный ресурс] URL: https://habrahabr.ru/company/kingservers/blog/308174/ Дата обращения 1.12.2017

  6. Дмитриева Евгения Олеговна Инструменты BI для поддержки принятия решений для руководителей высшего и среднего уровней с помощью решения SAS (опыт ВТБ24) // Вестник ГУУ. 2017. №6. С.10-14

  7. Через несколько лет большинство приложений будет выпускаться со встроенным ИИ [Электронный ресурс] URL: https://www.itweek.ru/idea/article/detail.php?ID=196421 Дата обращения 1.12.2017

  8. Греф: технология блокчейн может "драматически" изменить банковский сектор [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/ekonomika/4653246 Дата обращения 1.12.2017

9

Просмотров работы: 121