ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ РЫНКА IT-УСЛУГ В РОССИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ РЫНКА IT-УСЛУГ В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Информация — это сила. Она изменила весь «сценарий» общества. На сегодняшний день существенная доля информативной деятельности вовлечена в рыночные взаимоотношения с многочисленными государствами общества. Без актуальной и правильной информации люди, как соответственно и организации, страны, не cмогут своевременно принять соответствующие решения. Никто не может отрицать её важность в современном меняющемся мире. Она обозначается в качестве одного из важнейших элементов рыночной инфраструктуры по обслуживанию, реализации и развитию подобных отношений, также, как и самостоятельный специализированный сектор рынка, на котором предлагаются особые продукты и услуги. Информация оказывает значительное воздействие во все без исключения сферы производства и инфраструктуры. В действии рыночного механизма преходящего информационного общества появляются новые черты, отличающие его от рынка индустриальной эпохи. Признаки нового, постиндустриального этапа уже достаточно четко прослеживаются в развитых странах, но в соответствующей литературе и разработках эти тенденции не получают достойного отражения.

Во многих из них традиционно выделяются лишь такие виды ресурсов, как земля, труд, капитал, предпринимательские способности, хотя постиндустриальная цивилизация ставит в один ряд с ними информацию.

На мировом рынке IT-сектор сыграл жизненно важнейшую роль, чтобы сделать мир глобальной «деревней». Информация стала важнейшим фактором экономического роста в современном обществе.

Определение отрасли информационных технологий (ИТ)

Термин технология обычно относится к применению научными знаниями общества для решения практических проблем в промышленности или торговле. Технологические инновации или применение технологий имеют много форм и часто связаны с взаимодействием знаний по нескольким дисциплинам и отраслевым вертикалям. Одна основа для категоризации технологии подразумевает использование пяти отдельных групп:

  1. IT-технологии

  2. Науки о жизни

  3. Передовое производство

  4. Передовые материалы

  5. Энергия и экологические науки

Каждый сегмент этой технологической основы способствовал экономическому росту и благосостоянию общества. Масштабы достижений в медицине, транспорте, безопасности, производстве, сельском хозяйстве, средствах массовой информации и коммуникации почти трудно понять.Однако, начиная с рубежа тысячелетия, один сегмент, который, возможно, оказал наибольшее влияние на бизнес, потребителей и другие отрасли промышленности, - это информационные технологии (ИТ).

Информационные технологии (ИТ) можно определить, как использование вычислительной техники, программного обеспечения, услуг и инфраструктуры для создания, хранения, обмена и использования информации в различных формах для достижения любого количества целей. Кроме того, этот термин охватывает работников, которые разрабатывают, внедряют, обслуживают и используют информационные технологии прямо или косвенно.

Таблица 1. Элементы информационных технологий

Службы приложений

Инженерные услуги

Услуги бизнес-процессов

Услуги ИТ-инфраструктуры

• Справочные службы

• Поддержка рабочего стола

• Услуги центра обработки данных

• Поддержка мейнфреймов

• Сетевые операции

Производство

инжиниринга

• Восходящий продукт

Инжиниринга

Концептуальный дизайн

- Моделирование

- Проектирование

• Продукт в нижнем течении инжиниринга

- Компьютерная помощь в дизайне

-Встроенное программное обеспечение

- Локализация

• Завод и процесс Инжиниринга

Горизонтальные процессы

• Взаимодействие с клиентами и поддержка

• Управление персоналом

• Финансовый учёт и администрирование

• Цепочка поставок (закупка, управление логистикой)

Системная интеграция

• Анализ

• Дизайн

• Разработка

• Интеграция и тестирование

• реализация пакета

Развитие программного продукта

• Разработка продукта

• Системное тестирование

• Локализация

• Техническое обслуживание и

поддержка

Вертикальные процессы

• Банковские

• Страхование

• Путешествия

• Производство

• Телекоммуникации

• Фармацевтические препараты

• Другое

Разработка приложения

и обслуживание

• Разработка приложений

• Разработка приложений

интеграция и тестирование

• Применение

поддержание

 

Аутсорсинг процессов знаний

• Бизнес и финансы

исследование

• Анимация

• Аналитика данных

• Юридический процесс и патент

исследование

• Другие высококачественные процессы

Консалтинг

• ИТ-консалтинг

• Сетевой консалтинг

   

Базы данных (БД) — это организованные структуры, которые предназначаются для хранения, изменения и обработки взаимосвязанной информации, преимущественно больших объемов. Они являются основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе. Базы данных интегрируют в себе потребителей и поставщиков информационных услуг, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг, связи и отношения между ними.

ИТ-услуги относятся к применению деловых и технических знаний, позволяющих организациям создавать, управлять и оптимизировать или получать доступ к информации и бизнес-процессам.

Рынок ИТ-услуг может быть сегментирован по типу навыков, которые используются для предоставления услуги (проектирование, сборка, запуск). Существуют также различные категории услуг: услуги бизнес-процессов, сервисы приложений и инфраструктурные услуги. Если эти услуги передаются на аутсорсинг, они называются аутсорсингом бизнес-процессов, аутсорсинга приложений и аутсорсинга инфраструктуры. Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:

  • Центры, которые создают и хранят базы данных, при этом производится постоянное накопление и редактирование в них информации.

  • Центры, которые распределяют информацию на основе разных баз данных.

  • СМИ.

  • Специальные службы, в которые стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например, банки, биржи.

  • Коммерческие фирмы.

  • Информационные брокеры.

Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть, как и юридические, так и физические лица.

Структура рынка информационных услуг

Совокупность средств, а также методов и условий, которые позволяют использовать информационные ресурсы, составляют информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.

В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных услуг, важнейшими компонентами которого являются:

  1. Техническая и технологическая составляющая. Подразумевает под собой современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитую компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.

  2. Нормативно-правовая составляющая - юридические документы, которые включают в себя законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.

  3. Информационная составляющая. Справочно-навигационные средства и структуры, которые помогают искать и находить нужную информацию.

  4. Организационная составляющая. Элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг.

Инфраструктура информационного рынка – это совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, которые предлагают однородные информационные продукты и услуги. Представим инфраструктуру информационного рынка 5 секторами:

Таблица 2 Инфраструктура информационного рынка

Научно-техническая продукция

Объекты художественной культуры

Образовательные услуги

Управленческие данные и сообщения

Бытовая информация

Проектные, технологические, методические разработки по разным отраслям

Текстовая, визуальная продукция, а также аудиопродукция

Все виды обучения

Политическая и хозяйственная информация, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений

Сообщения общего характера, например: сведения о рынке труда

Но в ней не присутствует три основных аспекта, которые являются характерными для информационного общества:

  • технический – вся аппаратно-техническая база информатики

  • программный – все программные продукты информатики

  • коммуникационный – все виды компьютерных сетей и их возможности по передаче информации, все виды телефонной и факсимильной связи.

При этом, существует мнение о разделении рынка дистанционных информационных услуг на сектора:

  • высокомонополизированный профессиональный рынок, предоставляет потребителю информацию, касающеюся его сферы деятельности

  • услуги, обеспечивающие управленческие решения, позволяющие использовать в фирме информацию о состоянии внешних систем по отношению к ней

  • домашний рынок, который предоставляет услуги бытового характера. К примеру, электронные платежные покупки.

Внесём некоторые изменения, а также выделим 5 секторов рынка информационных продуктов и услуг.

Таблица 3. Сектора информационных продуктов и услуг

Деловая информация

Информация для специалистов

Информация для потребителей

Образовательные услуги

Обеспечение информационных систем и средств

Финансовая, биржевая информация

Профессиональная информация

Новости и литература

Дошкольное, школьное и т.п. образование

Программные продукты

Статистическая информация

Научно-техническая информация

Потребительская информация (расписание поездов и т.п.)

 

Технические средства

Коммерческая информация

Доступ к первоисточникам

Развлекательная информация

 

Разработка и сопровождение информационных систем и технологий

       

Консультирование по различным аспектам информационной индустрии

       

Подготовка источников информации

Так как, информационный рынок быстро развивается, то можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.

Тенденции развития рынка ИТ-услуг

Российский рынок ИТ-услуг непрозрачен, так как многие российские фирмы-поставщики не хотят раскрывать все подробности своей профессиональной деятельности. Во многих проектах, которые связанны с новыми технологиями, имена заказчиков этих технологий не раскрываются по условиям соглашений о соблюдении конфиденциальности и остаются недоступными для общества.

Из-за непростых отношений с Западом, существует необходимость снижения зависимости России от западных ИТ-систем, расширения разработки собственных решений с открытым кодом, укрепления ИТ-инфраструктуры, особенно в государственном секторе и военно-промышленном комплексе. Но, несмотря на проблему, основные международные высокотехнологичные компании продолжают заниматься в России масштабными проектами. В ближайшие годы рынок ИТ-услуг будет очень сильно зависеть от экономической ситуации в стране, наличия крупных государственных проектов.

Рисунок 1 - Расходы по базовым рынкам ИТ-услуг в России в 2013 году

Системная интеграция занимает наибольшую долю рынка ИТ-услуг. Сейчас большинство проектов, находящихся в области системной интеграции являются продолжительными, сложными и дорогостоящими. Рост ИТ-ресурсов и спрос на их централизацию будет требовать новых проектов, связанных с системной интеграцией.

В связи с сокращением маржинальности дохода, доля рынка услуг поддержки, связанных с установкой нового оборудования и программного обеспечения, будет снижаться. Но при этом стабильным спросом будут пользоваться услуги по обслуживанию оборудования.

Из-за увеличения разнообразных недорогих онлайн-курсов и возможности бесплатного обучения в социальных сетях, доля сегмента ИТ-обучения и тренингов будет сильно сокращаться.

Заключение

Будучи развитым фактором производства, технологии обладают гибкой международной мобильностью. Материальной основой возникновения и функционирования технологического рынка является международное разделение технологий, которое представляет собой исторически сложившееся или приобретенное сосредоточение этого товара в отдельных странах.

Рынок технологий функционирует в условиях правовой защиты научно-технических знаний и интеллектуальной собственности. Наиболее распространенными инструментами правовой защиты технологий являются патенты, лицензии, копирайт, товарный знак или марка.

Передача технологий условно может быть сведена к трём формам:

  • к экспорту и импорту технологий в не овеществлённой форме в виде торговли лицензиями.

  • к вывозу ее в овеществленном виде.

  • к материализации ее в прямых заграничных инвестициях.

Важнейшими экономическими агентами на мировом рынке технологий выступают фирмы развитых стран. На них приходится, абсолютно преобладающая часть оборота мирового технологического рынка. В России за годы рыночных реформ произошел обвальный спад расходов на научные исследования и разработки, снизилась до критического порога изобретательская активность, наблюдается большая "утечка умов" за границу. Страна стала объектом получения технического содействия от мирового сообщества вместе с другими развивающимися странами и странами с переходной экономикой.

Совершенствование рыночного механизма международной передачи технологий приводит к повышению эффективности распределения данного фактора между странами, росту выгоды, получаемой торговыми партнерами. Однако рынок технологий характеризуется высокой степенью вмешательства государства, которое путем создания явных и скрытых ограничений на вывоз технологий стремится сохранить научно-техническое лидерство в той или иной области. При возведении барьеров на путях перемещения технологий государство в ряде случаев руководствуется соображениями национальной безопасности, мотивами политического и идеологического характера.

По прогнозам экспертов, в ближайшее время обмен технологиями в мире усилится. Такой вывод исходит, с одной стороны, из стремления индустриальных стран расширить масштабы НИОКР, повышать производительность труда и конкурентоспособность выпускаемой продукции, а с другой - из острой потребности расширения использования новейших технологий в новых индустриальных странах, во многих странах с переходной экономикой и в развивающихся странах.

Овладение передовыми технологиями является ключевым моментом в достижении конкурентных преимуществ национальной экономики.

Список литературы

  1. Казанцев С.Ю., Фролов И.Э. Условия и потенциал развития российского инфокоммуникационного комплекса // Проблемы прогнозирования. – 2016. – № 4.

  2. Краснов Л.В., Шуйский В.П. Россия на мировых рынках интеллектуальных услуг [Электронный ресурс]: institutiones/innovations.html. – 16.11.2012.

  3. Кузеев А. Российский рынок ИТ-услуг сегодня и завтра // ИТ-бизнес CRN. – 2016. – №4.

  4. Лисиков О.В. Особенности внедрения интеллектуальных услуг в России // Вестник связи. – 2002. – №1, 2002.

  5. Рынок информационных продуктов и услуг [Электронный ресурс]: synopsis.kubsu/informatic/master/lecture/themes1_5.htm

  6. Рынок информационных технологий в России в 2014 году [Электронный ресурс]: xpressa/translates/439-rynok-informacionnyx-texnologij-v-rossii-v-20.html. – 20.04.2014.

  7. Рынок информационных продуктов и услуг [Электронный ресурс]: synopsis.kubsu/informatic/master/lecture/themes1_5.htm

  8. Кузеев А. Российский рынок ИТ-услуг сегодня и завтра // ИТ-бизнес CRN. – 2014. – №4.

  9. Казанцев С.Ю., Фролов И.Э. Условия и потенциал развития российского инфокоммуникационного комплекса // Проблемы прогнозирования. – 2014. – № 4.

  10. Рынок информационных технологий в России в 2009 году [Электронный ресурс]: xpressa/translates/439-rynok-informacionnyx-texnologij-v-rossii-v-2014.html. – 20 апреля 2012.

12

Просмотров работы: 86