Профессионально-ценностные ориентации являются необходимой составляющей профессионализма будущих специалистов социальной работы. Поэтому в статье акцент ставится именно на формировании у будущих социальных работников профессионально-ценностных ориентаций.
Понятие «профессионально-ценностные ориентации» является производным от категории «ценностные ориентации», которые определяются как устойчивые установки личности, система ее отношений к окружающему миру. Профессиональные ценностные ориентации - это интериоризированные личностью специфические определения объектов или субъектов профессиональной сферы как значимых относительно профессиональных потребностей. Они выступают регулятором ее деятельности (выполняют нормативную функцию) посредством воздействия на систему профессиональных мотивов[1].
Согласно «Кодексу этики социального работника и социального педагога» специалисты социальной работы призваны ориентироваться на ценности гуманизма, нравственности, добра и справедливости, толерантности, сострадания, эмпатии — базовых ценностей человека[2, с. 7].
Изучив теоретическую базу формирования профессионально-ценностных ориентаций, проведя анализ опыта формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста социальной работы в процессе профессиональной подготовке в России и Ульяновской области, мы ставим целью исследования - проведение опытно-экспериментальной работы по выявлению и повышению уровней профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста. Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что профессионально-ценностные ориентации будущего специалиста будут успешно сформированы при соблюдении следующих условий:
- определение уровня терминальных ценностей, таких как активность, альтруизм, познание и уровня инструментальных ценностей – честность, терпимость, ответственность ;
- разработка комплекса мероприятий по формированию профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста социальной работы в процессе профессиональной подготовки;
Исследование проводилось в Федеральном Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова». Методическим обеспечением послужили: методика " Исследование ценностных ориентаций "(автор М. Рокич) [3] и авторская анкета.
Разработанная авторская анкета была использована при контрольной диагностике. Анкета состоит из 12 вопросов, посвященных обучению студентов в вузе и проявлению их социальной активности. Анкетирование носило конфиденциальный характер, по времени занимало от 5 до 10 минут.
В исследовании по диагностике профессионально-ценностных ориентаций участвовали 29 человек: студенты 1-2 курса направления подготовки «Социальная работа» ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова».
Рассмотрим полученные результаты в ходе опроса по методике "Исследование ценностных ориентаций" М. Рокича. В качестве индикативных показателей было выделено две группы: терминальные ценности – активность, альтруизм (счастье других), познание и инструментальные ценности – честность, терпимость, ответственность.
Задачей первичной диагностики являлось определение уровня данных показателей, их положение в системе ценностей студентов.
Студентам предъявлялись два списка ценностей (по 18 в каждом) на листах бумаги в алфавитном порядке. В данных списках испытуемый присваивает каждой ценности определённый ранговый номер.
Далее было посчитано среднее арифметическое ранга каждой ценности.
Результаты по терминальным ценностям указаны в таблице 1.
Таблица 1
Рейтинг терминальных ценностей будущих специалистов социальной работы (первичная диагностика)
Ценностные ориентации |
Показатели (ср. ар.) |
1) Здоровье (физическое и психическое) |
8,91 |
2) наличие друзей (хороших и верных) |
7,75 |
3) счастливая семейная жизнь |
9,5 |
4) активность |
13,25 |
5) любовь (духовная близость с любимым человеком) |
8,5 |
6) уверенность в себе (свобода от сомнений) |
11,08 |
7) свобода (самостоятельность, суждениях) |
10,33 |
8) материально обеспеченная жизнь |
9,25 |
9) интересная работа |
5,5 |
10) развитие (работа над собой) |
9,16 |
11) продуктивная жизнь (полное использование своих сил) |
10,08 |
12) счастье других (альтруизм) |
12,25 |
13) жизненная мудрость (зрелость суждений) |
12,5 |
14) познание (расширение своего образования) |
7,08 |
15) развлечения (свободное времяпрепровождение) |
8,33 |
16) красота природы и искусства |
10,08 |
17) общественное признание (уважение окружающих) |
9 |
18) творчество (возможность творческой деятельности) |
10,83 |
По таблице видно, что главными терминальными ценностями студентов на момент проведения констатирующей диагностики являются такие как интересная работа, познание, наличие друзей и развлечения. Конечно, для каждого человека важно иметь интересную профессию, от которой можно получать удовольствие. Но при выборе профессии специалиста по социальной работе человек должен руководствоваться совсем иными ценностями такими как, активность в работе, альтруизм (счастье других) и познание (расширение своего образования). Данные ценности согласно результатам тестирования немного уступают другим ценностям. Необходимо проводить мероприятия по повышению вовлеченности студентов в процесс профессиональной подготовки в направлении данных ценностных ориентаций.
В таблице 2 показаны результаты по основным индикативным показателям. Активность студенты в среднем ставят на 13,25 место; альтруизм – на 12,25; познание – 7,08. Итак, чем ниже среднее арифметическое число, тем выше рейтинг ценности.
Показатели профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста социальной работы (первичная диагностика).
Таблица 2
Показатели профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста социальной работы (первичная диагностика)
№ |
Название ценности |
Кол-во оценок |
Ср. показатель |
1 |
Активность |
29 |
13,25 |
2 |
Альтруизм (счастье других) |
29 |
12,25 |
3 |
Познание |
29 |
7,08 |
Дальше мы перешли к исследованию инструментальных ценностей студентов. Инструментальные ценности можно изобразить как способы для достижения терминальных, как пути, используемые личностью для достижения поставленных целей, черт своего характера, формирование которых приводит к достижению самореализации и успеху. Результаты исследования показаны в таблице 3.
Таблица 3
Рейтинг инструментальных ценностей будущих специалистов социальной работы (первичная диагностика)
Ценностные ориентации |
Показатели (ср. ар.) |
1) Образованность (высокая общая культура) |
10,25 |
2) Честность (правдивость, искренность) |
12 |
3) жизнерадостность (чувство юмора) |
5,33 |
4) независимость (самостоятельность) |
10,09 |
5) воспитанность (хорошие манеры) |
5,91 |
6) ответственность (чувство долга, умение держать слово) |
11,08 |
7) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения) |
12,58 |
8) терпимость (к взглядам и мнениям других) |
10,25 |
9) аккуратность (чистоплотность) |
3,25 |
10) рационализм (умение здраво и логично мыслить) |
11,4 |
11) чуткость |
13,16 |
12) твердая воля (умение настоять на своем) |
10,75 |
13)смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов |
10,83 |
14) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) |
9,83 |
15) эффективность в делах (трудолюбие) |
10,75 |
16) исполнительность (дисциплинированность) |
8,5 |
17) высокие запросы (высокие требования к жизни) |
7,75 |
18) нетерпимость к недостаткам (в себе и других) |
5,58 |
Инструментальными ценностями наиболее ценными для студентов согласно результатам исследования является аккуратность, жизнерадостность, воспитанность, нетерпимость к недостаткам. Данные ценности занимают высокие позиции. В частности, аккуратность -3,25 место, жизнерадостность-5,33 место, нетерпимость к недостаткам -5,58 и воспитанность – 5,91 место. Это обоснованно тем, что студенты не достаточно серьезно воспринимают процесс профессионального обучения, также не до конца уверенны в выборе профессии. Нам необходимо повысить уровень и значимость таких ценностей как честность, терпимость, ответственность. По данным ценностным ориентациям были получены следующие результаты: терпимость занимает 10,25 место, ответственность - 11, 08 место, честность – 12 место. В таблице 4 показаны результаты по основным индикативным показателям.
Показатели профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста социальной работы (первичная диагностика)
Таблица 4
№ |
Название ценности |
Кол-во оценок |
Ср. Показатель |
1 |
Честность |
29 |
12 |
2 |
Терпимость |
29 |
10,25 |
3 |
Ответственность |
29 |
11,08 |
Первичная диагностика позволила определить уровень значимости терминальных ценностей: активность, альтруизм, познание, и уровень инструментальных ценностей: честность, терпимость, ответственность. Можем сказать, что данные показатели находятся на среднем и низких уровнях. Необходимо проводить мероприятия по повышения значимости данных ценностных ориентаций для будущих специалистов социальной работы. Специалист по социальной работе должен обладать комплексом профессионально-ценностных ориентаций, которые в процессе профессиональной подготовки и практической деятельности должны повышаться.
Результаты исследования подтверждают необходимость внедрения разработанной нами комплекса мероприятий по формированию профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста социальной работы в процессе профессиональной подготовки.
Комплекс мероприятий по формированию профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста социальной работы в процессе профессиональной подготовки включает в себя два блока:
1. Блок А «Терминальные ценности». Данный блок мероприятий направлен на повышение уровня терминальных ценностей – активности, альтруизма, познания. Включает в себя такие мероприятия: беседа о важности образования и способах поощрения за отличную учебу, привлечение студентов для участия в митингах, посвященных 1 и 9 мая, игра «Что? Где? Когда?» на темы по социальной работе, рассказ о местах практики, рассказ о благотворительности в России.
2. Блок Б «Инструментальные ценности». Данный блок включает мероприятия направленные на повышение уровня инструментальных ценностей – честности, терпимости, ответственности. Мероприятия: «Кодекс этики», организация конкурса эссе «Почему я выбрал профессию специалист по социальной работе?», конкурс стенгазеты о профессии специалист по социальной работе, рассказ о профессии специалист по социальной работе, тренинг «Сплочение», тренинг социально-психологической адаптации
В результате проведения данных мероприятий со студентами планируется повышение уровня профессионально-ценностных ориентаций у будущих специалистов по социальной работе. Ожидается повышение мотивации к учебной деятельности, повышение социальной активности, развитие качеств личности, необходимых для специалиста.
Библиографический список:
Сластёнин В. А. Педагогическая аксиология: монография. – Красноярск: СибГТУ. 2008. – 293 с.
Кодекс этики социального работника и социального педагога — членов общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников». M. -2003.- 20 c.
Методика М.Рокича «Ценностные ориентации»: шкалы, ключи, интерпретация, пример – URL: http://dip-psi.ru/psikhologicheskiye-testy/post/metodika-m-rokicha-tsennostnyye-oriyentatsii (Дата обращения 18.01.2018)
Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр./ под ред. М.В. Григорьевой. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2011. – Вып. 4. – 320 с..
Анурин В.Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей // Социология высшей школы. - Сборник науч. трудов. - Горький, 2007. - С. 116-129.