РОЛЬ КУЛЬТУРНО ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РОЛЬ КУЛЬТУРНО ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Дубровин Д.Н. 1
1УЛГПУ им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время ситуация в культурно-досуговой деятельности характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров. [1, с.173]

Одной из основных задач развития современного общества является социальная интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Социальная интеграция предполагает предоставление данной категории населения равных прав и реальных возможностей совместного участия с другими членами общества во всех видах и формах социокультурной жизни (образование, досуг, трудовая, общественно-политическая деятельность и др.) в условиях, компенсирующих ограничения их возможностей [2, с.71]. Так, по данным Росстата и Минздрава России, людей с заболеваниями уха становится все больше практически с каждым годом. С 2000 года их количество увеличилось от 3191 человек до 3863 человек в 2016 году. И хотя с 2014 года количество людей с этим заболеванием начало уменьшаться, все равно эта проблема прироста достаточно актуальна и по сей день. И так как уменьшение людей с данным заболеванием незначительно, социальная реабилитация инвалидов по слуху все еще является злободневной.

В комплексе реабилитационных мероприятий особое место занимает социокультурная реабилитация, которая сегодня является одной из наиболее актуальных и востребованных сфер общественной практики, а также объектом повышенного внимания исследователей в области социально-культурной деятельности инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья разных возрастных категорий. Определяя сущностные характеристики социокультурной реабилитации, исследователи понимают данное направление реабилитации как сложный процесс взаимодействия личности с социальной средой, направленный на удовлетворение потребности инвалидов в получении информации, социокультурных услуг, потребности в самореализации, участия в доступных видах творчества [3, с.208].

В практике социальной реабилитации инвалидов по слуху используют различные групповые (тренинги, ролевые игры, лекции и др.) и индивидуальные (консультации, беседы и др.) методы реабилитации [4, с.180]. Все перечисленные методы являются важной частью всего комплекса мер по социальной реабилитации лиц с нарушениями слуха. Исследовав работы Андреевой О.С., можно найти очень важную информацию: в России социокультурная реабилитация не является тщательно продуманной в правовом аспекте, ведь российское право предусматривает только библиотечное обслуживание инвалидов с физическими дефектами. Организационно-методические и нормативные документы в этой сфере не содержат ни прямых государственных гарантий для проведения социокультурной реабилитации инвалидов, ни отдельных положений, определяющих роль и место культуры в процессе реабилитации инвалидов. По мнению автора, в России до сих пор недостаточная обеспеченность специалистами социальной реабилитации в соответствующих государственных учреждениях и дефицит оборудования, которое часто является необходимым для восстановления физических функций и социального статуса инвалида.

Одна из задач социокультурной реабилитации — приобщение инвалидов разных возрастных категорий к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни на основе включения в мир искусства и культуры. В качестве одного из главных компонентов данной задачи рассматривается культурно-досуговая деятельность [5, с.326]. В качестве организатора данного процесса для лиц с нарушениями слуха зачастую является Всероссийское Общество Глухих. ВОГ – это важнейшая организация, которая помогает во многих аспектах жизни большинству инвалидов по слуху.

В отношении людей с ограниченными возможностями, культурно-досуговая деятельность, представляет собой процесс создания условий для организации свободного времени, связанный с реализацией их потребностей и интересов, обладающий личностно-развивающим характером, социально-ценностной ориентацией и самореализацией. Участие в различных видах досуговой деятельности является необходимой областью социализации, самоутверждения и самореализации инвалидов, но ограничено, в связи с недостаточным уровнем развитости и доступности.[6, с.70].

Культурно-досуговую деятельность инвалидов составляет общение, отдых, вечера встреч, прогулки, физкультурно-оздоровительная деятельность (игра в шашки, шахматы, дартс, теннис и др.), интеллектуально-познавательная деятельность активного (чтение, экскурсии, занятия в кружках, студиях, издание газеты) и пассивного характера (просмотр телевизора, прослушивание музыки и др.), любительская деятельность прикладного характера (шитьё, фотодело, тестопластика, конструирование, моделирование), активная общественная деятельность. Отечественный и зарубежный опыт решения проблем социальной адаптации и социально-культурной реабилитации инвалидов средствами культуры, спорта и искусства свидетельствует об эффективности соответствующих программ и технологий, о их возможностях обеспечения интеграции людей с ограниченными возможностями в социальную и культурную жизнь.[5].

Важное значение в реабилитации слабослышащих имеет социокультурная составляющая. Так, опыт работы самодеятельных театральных коллективов инвалидов по слуху опровергает распространенное представление о том, что сложные, неоднозначные художественные литературные произведения неприемлемы для постановки в данных коллективах [6, c. 68].

Организация театральной деятельности инвалидов по слуху предполагает учет специфических особенностей их познавательной, коммуникативной деятельности, опирается на компенсаторные возможности людей с нарушением слуха, использование возможностей их зрительной, осязательной, вибрационной чувствительности, письменной речи. Одним из важных принципов самодеятельных театров для людей с нарушениями слуха является взаимодействие специалистов разного профиля — логопедов, преподавателей жестомимической речи, психологии, русского языка, специалистов в области театральных дисциплин [6, c. 69].

Таким образом, можно сказать, что культурно-досуговая деятельность крепко вошла в систему социальной реабилитации как важнейший ее элемент, так как ее эффективность неоднократно была доказана в аспекте социальной интеграции лиц с нарушениями слуха и в других аспектах, которые позволяют восстановить социальный статус инвалида. Большой выбор в использовании методик культурно-досуговой деятельности позволяет тщательно выбрать из данных методик, исходя из ситуации и проблем, связанных с утратой социального статуса инвалидов. Также необходимо добавить, что социокультурная деятельность доказала свою эффективность и в развитии различных навыков инвалидов по слуху, их самореализации, что говорит о важности данной технологии социальной работы в реабилитации данной категории населения. Исходя из вышесказанного, мы приходим к логичному выводу: культурно-досуговая деятельность является неотъемлемой, важной, эффективной частью социальной реабилитации инвалидов по слуху.

Список использованной литературы:

  1. Кулагин И.Ю., Колюцкий В.Н. Возврастная психология: Полный жизненый цикл развития человека: Учебное пособие. – М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2001.-С.163-400

  2. Волкова, И. П. Психология социальной адаптации и интеграции людей с глубокими нарушениями зрения / И. П. Волкова. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. — 272 с

  3. 9. Холостова, Е. И. Социальная ра- бота с инвалидами : учеб. пособие. — 2-е изд. / Е. И. Холостова. — М. : Даш- ков и К, 2008. — 240 с.

  4. Долгушин А.К. Введение в социальную реабилитацию.-М., 2006.-265 с.

  5. Киселева, Т. Т. Основы социально-культурной деятельности : учеб. пособие / Т. Т. Киселева, Ю. Д. Красильников. — М. : МГУК, 1995. - 539 с.

  6. Свердлов А. З. Социокультурная реабилитация лиц с нарушениями слуха средствами досуговой театральной деятельности // Специальное образование. 2015. № 1. – С. 66-73.

Просмотров работы: 507