ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Трошина С.В. 1
1ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Процессы, происходящие в современном мире, отражают взаимосвязь и взаимообусловленность глобализации и роста информационно-коммуникационных технологий. Информационные инновации, наряду с техническими и управленческими, не только значительно расширяют возможности управления государством, развития информационного обмена, оказания государственных услуг, но и существенно повышают ценность информации как стратегического ресурса [2].

Именно поэтому средства массовой информации причисляют к четвёртой ветви власти, наряду в законодательной, исполнительной и судебной, отражая в этом понимании огромное влияние СМИ на общество.

Однако стоит учитывать тот факт, что четвёртая ветвь власти практически не имеет ни каких ограничений по созданию, распределению и потреблению информационных потоков, в том числе – по их содержанию. В статье 29 Конституции Российской Федерации освещается политическое и личное право человека на информацию, также делается акцент на гарантию свободы массовой информации и запрете цензуры [1].

Современная система информационного оповещения становится оружием против «свободы» выбора человека своей гражданской позиции, применяя скрытие тактики психологического манипулирования. Тонкости социально-психологического воздействия на аудиторию кроются в особых формах и манере подачи информации.

Пясецкая Е.Н. рассматривает манипулирование в качестве скрытого информационно-психологического воздействия, нацеленного на изменение мировоззрения человека, его взглядов на ту или иную проблему [3, с. 39-40].

Именно поэтому сегодня можно часто слышать об «информационной войне», задача которой вывести противника из троя, подчинив его сознание или заменив ценностные ориентиры и позицию на новые.

Особенно этому влиянию подвержено молодое подрастающее поколение, которое, поправ сразу в век информационной борьбы, не успело укрепить свои моральные принципы, устои, ценностные и нравственные ориентиры.

Исходя из этого, можно сделать вывод об особенной важности изучения влияния СМИ на ценностные ориентиры молодёжи. Такое исследование было проведено в Ульяновске на базе Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н.Ульянова.

Объектом исследования стала студенческая молодёжь педагогического ВУЗа. Выборка составила 50 человек в возрасте от 18 до 25 лет.

Для достижения поставленной цели было необходимо, во-первых, выявить личностное отношение к средствам массовой информации опрашиваемых, а во-вторых – определить ведущие ценностные ориентации студенческой молодёжи на момент исследования. Полученные данные позволили получить более подробную картину об особенностях ценностных ориентаций молодёжи и влияния на них СМИ.

Для выявления личностного отношения студенческой молодёжи УлГПУ к СМИ, респондентам было предложено пройти анонимное анкетирование, состоявшее из 12 вопросов. Полученные данные позволили сделать следующие выводы:

- Интернет оказывает значительное влияние на сознание молодёжи, при этом было отмечено, что только 75% опрошенных считают этот вид СМИ поставщиком достоверной информации.

- Студенческая молодёжь не доверяет полностью средствам массовой информации. Среди опрошенных «Доверяю иногда» ответили 87,5%. Это является несомненным плюсом, так как молодые люди таким образом могут защитить себя от негативной /неправильной/ недостоверной информации. С другой стороны, этот факт может поставить под удар авторитет средств массовой информации, борющихся за внимание аудитории.

- СМИ постепенно перестают нести воспитательно-образовательную нагрузку, как это было в советское и дореволюционное время, а становятся предметом интересного времяпрепровождения.

На втором этапе исследования, посвящённого определению ведущих ценностных ориентаций студенческой молодёжи, была выбрана наиболее распространенная в настоящее время методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

- терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

- инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Респондентам были предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом). В списках испытуемые присваивали каждой ценности ранговый номер, распределяя их по порядку значимости.

По результатам проведённого теста, в списке терминальных ценностей первыми стали:

• любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

• счастливая семейная жизнь;

• уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений);

• свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках)

Полученные данные позволили сделать вывод, что у студенческой молодёжи УлГПУ на данный момент преобладают духовные ценности, в которых раскрываются их планы на будущее, на построение семьи. Также было замечено, что немаловажными для нынешней молодёжи являются уверенность в себе и свобода.

Далее были проанализированы результаты инструментальных ценностей:

• самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

• ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)

• воспитанность (хорошие манеры)

• образованность (широта знаний, высокая общая культура)

Данные показатели свидетельствуют о положительных образах действиях и свойствах личности респондентов. В этих качествах также отражаются любознательность студентов, стремление к поиску новой информации, постоянный самоконтроль и перепроверку. Воспитанность и ответственность, отмеченные молодыми людьми, говорят о знаниях исконных личностных ценностей, о стремлении к ним.

При формулировке общих выводов комплексной диагностики, следует отметить, что в целом студенческая молодёжь Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н.Ульянова осторожно относится к средствам массовой информации, ссылаясь на её недостоверность. Тем не менее, студенты довольно сильно подвержены влиянию Интернета, отдавая предпочтение развлечениям и популярной информации вследствие роста информационно-коммуникационных технологий и информационные инноваций. Это в свою очередь может повлиять на искажение ценностных ориентиров студенческой молодёжи, приведя к дальнейшим пагубным действиям на подрастающее поколение страны. Поэтому в данном случае необходимо проведение мероприятий со студентами на тему «Профилактика негативного влияния СМИ».

В заключение отметим, что средства массовой информации, несмотря на всю неоднозначную характеристику, могут стать мощным и очень эффективным источником, транслятором моральных устоев, нравственности и общечеловеческих ценностей, в условиях ХХI века. Это может произойти только в случае организации контроля за средствами массовой информации соответствующими органами, а также при повышении информационной грамотности как молодёжи, так и всего населения в целом.

Список использованной литературы

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ // СПС консультант Плюс.

  2. Мутылина К.О. Формирование ценностных ориентаций молодежи в современном мире: ответственность СМИ // Политика, экономика и инновации. 2016. № 1(3). С. 1-4.

  3. Пясецкая Е.Н. Факторы формирования активности местного сообщества // Политика, экономика и инновации. 2016. № 1(3). С.39-40.

Просмотров работы: 165