СОЦИАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОЦИАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Основы нравственности и морали человека, формирование норм поведения, проявление внутреннего мира и индивидуальные качества личности зарождаются именно в семье. Однако, не всегда ячейка общества складывается благополучно. Все больше и больше появляется неблагополучных семей в связи с чем, данная тема становится все более актуальной. Это обусловлено тем, что семейное неблагополучие влечет за собой целый ряд проблем – это нарушения в поведении, развитии и общении детей: бродяжничество, агрессивность, кражи, аморальные формы поведения, низкая успеваемость, неуравновешенность психики, конфликтность, употребление ненормативной лексики.

Социальная коррекция является одной из основных технологий социальной работы и призвана исправлять нарушения в семье, которые способствуют неблагополучию семьи. Согласно определению В.И. Курбатова, социальная коррекция – это деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам [2, с. 316].

П.Я. Циткилов считает, что социальная коррекция – это профессиональное воздействие на социальный объект с целью изменения к лучшему его психологического состояния, мотивационно-поведенческой модели и предупреждения негативных отклонений в социальном функционировании [4, с. 150].

А.И. Кочетов выделяет основные функции социальной коррекции:

1. Восстановление (воссоздание качеств социального объекта, которые существовали до проявления отклонений)

2. Компенсирование (усиление качеств социального объекта, которые могут заменить утраченное в результате каких-то нарушений);

3. Стимулирование (активизация положительных качеств социального объекта, формирование у него определенных ценностных ориентаций, создание положительного эмоционального фона);

4. Исправление (замена отрицательных качеств и свойств социального объекта на положительные) [1, с. 114].

На основе анализа литературы рассмотрим основные методы социальной коррекции, к ним чаще всего относятся:

- информационно-коррекционную беседа;

- психологические тренинги коррекционной направленности;

- аутотренинги;

- психодраму;

- метод психологического дебрифинга;

- психолого-медико-педагогический консилиум;

- компенсационный метод;

- метод коррекционного погружения в атмосферу семьи (коллектива) и др.

Социально - коррекционная деятельность в неблагополучных семьях является одним из основных направлений социальной коррекции.

Социальная коррекция семейного неблагополучия – это система мер, которая позволяет восстановить потерянное благополучие в семейных отношениях или сформировать новые.

Профилактика коррекции семейного неблагополучия – это комплекс превентивных мер, которые способствуют полноценному функционированию семьи, предотвращению возможных проблем.

Цель социальной коррекции семейного неблагополучия - это сохранение семьи как социального института. Объектами социальной коррекции семейного неблагополучия являются родители или иные законные представители несовершеннолетних, не исполняющие своих обязанностей по их воспитанию, обучению, содержанию и отрицательно влияющие на их поведение либо жестоко обращающиеся с ними, и несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении.

Социальная коррекция может осуществляться в рамках оказания психологической и социально-педагогической помощи.

Психологическая коррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью

специальных средств психологического воздействия.

А. А. Осипова выделяет следующие специфические черты психокоррекционного процесса:

1) психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, а также на людей, чувствующих себя хорошо, но желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности;

2) коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения;

3) в психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов; 4) коррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь;

5) в коррекции акцентируется ценностный вклад специалиста, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту;

6) коррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента [3, с. 7].

Социально-педагогическая коррекция представляет собой деятельность специалиста по исправлению психологических, педагогических и социальных особенностей, которые не соответствуют принятым в обществе нормам.

Социально- педагогическая коррекция предполагает работу с конкретными отклонениями и направлена, прежде всего, на ребенка. Она осуществляется социальными педагогами образовательных, социальных и других учреждений, оказывающих помощь семье и детям.

Существует алгоритм социально- педагогической работы с детьми:

1. Выявление детей из неблагополучных семей в детской среде и организация работы с ними;

2. Непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми;

3. Создание благоприятных условий для воспитания, обучения и развития в окружающей ребенка среде.

На основе работ авторов, мы рассмотрим основные формы работы социального педагога с неблагополучной семьей в рамках осуществления социальной коррекции:

1. Социальный патронаж – посещение несовершеннолетних на дому с адаптационно-реабилитационными, а также социально-педагогическими и социально-экономическими целями. Данная форма работы позволяет своевременно выявлять проблемные ситуации в семье и оказывать ей незамедлительную помощь.

2. Консультационные беседы позволяют оказывать помощь членам неблагополучных семей в самостоятельном решении жизненных задач.

3. Социально-психологический тренинг направлен на развитие компетентности в общении, что способствует оптимизации детско-родительских отношений.

4. Социально-педагогический мониторинг семьи позволяет принимать решения в отношении неблагополучной семьи на основе научно-обоснованной системы периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье.

Коррекционная работа с неблагополучной семьей носит системный характер и осуществляется комплексно специалистами различных служб.

Таким образом, социальная коррекция семейного неблагополучия как технология социальной работы, прежде всего, направлена на устранение проблем внутрисемейных отношений, коррекцию психологических, педагогических и социальных установок, которые не соответствуют принятым в обществе нормам.

Библиографический список

1. Кочетов А.И. Методы педагогического воздействия в работе с педагогически запущенными детьми/ А. И. Кочетов. - Мн: Нар. Асвета, 1982. – 223 с.2 . Курбатов В. И. Социальная работа: учеб. пособие /В. И. Курбатов. – 5-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 480 с.

3 . Осипов А.А. Общая психокоррекция: учеб. пособие / А.А. Осипов. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512 с.

4 . Циткилов П.Я. Технология социальной работы: учеб. пособие / П.Я. Циткилов. – М.: Издат.-торгов. корпорация «Дашков и К°»; Наука- Спектр, 2010. – 448 с.

Просмотров работы: 847