ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Фролова В.С. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность исследования. На сегодняшний день российское общество находится в непростой социально-политической и экономической ситуации. Социальные и экономические проблемы влияют на все сферы жизни общества. Так в обществе, возникают проблемы, связанные с детьми – это явление как «трудные подростки».

За первые шесть месяцев текущего года число преступлений, совершаемых несовершеннолетними, сократилось на 22% по сравнению с аналогичным периодом в 2016-м. Такие данные приводит Министерство Внутренних Дел России. В пресс-службе ведомства российского международного многоязычного информационного телеканал, а сообщили, что снижение подростковой преступности — устойчивая тенденция. За последнее десятилетие количество правонарушений с участием детей и подростков уменьшилось более чем в два раза.

За шесть месяцев 2017 года органами правопорядка было выявлено 19 816 несовершеннолетних правонарушителей, что на 21,6% меньше, чем за аналогичный период 2016 года (25 267 тыс. человек). Об этом свидетельствуют данные Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, которые есть в распоряжении российского международного многоязычного информационного телеканала [3].

Тем не менее, сохраняется необходимость в работе с подростками, так как цифры по-прежнему велики. Работа должна быть направлена на подростков, которые выпадают из социума. Как показывает анализ источников литературы и практик, преступления, совершенные подростками в первую очередь связаны с отсутствием коммуникации с окружающими, трудностями в межличностном общении, несформированного отношения к употреблению спиртных напитков и сигарет.

Современный подросток живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создаёт массу "шумов", глубинно воздействующих на подростка, у которого ещё не выработано чёткой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувство безнадёжности и раздражения. При этом у молодых людей развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растёт их индивидуализация, которая при потере обще-социальной заинтересованности ведёт к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, – старые разрушены, новые не созданы [2, c.38].

Личность подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых подросток взаимодействует с другими людьми. Взаимодействие подростка с учителем не всегда является простым делом. Существует такая профессия как тьютор, которая включает в свою деятельность индивидуальное сопровождение учитывая интересы подростка.

Тьюторское сопровождение трудного подростка - такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого обучающийся совершает действие в соответствии с социальными нормами, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия. Тьюторские технологии это, прежде всего, работа с личным интересом (потребностью) обучающегося и перевод индивидуального интереса воспитанника в побуждение к конкретной конструктивной деятельности [1, с.9].

Следует отметить, тьюторство в наше время выполняет функции сопровождения, которая сочетает в себе как индивидуальное профессиональное обучение, так и воспитание детей. Педагог-тьютор способствует максимальному развитию личности обучаемых, помогая разобраться в современной культуре, а также реализовать себя как субъекта собственной жизни, формируя его мотивы и ценности. В своей работе он использует специальные диагностические методики, которые помогают ему.

В исследовании были применены тесты и опросники на изучение уровня отношения к вредным привычкам, взаимоотношений со сверстниками и агрессии.

Нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 56 учеников (2 параллельных класса) из общеобразовательного учреждения. Базой исследования стало Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа».

Ученикам был представлены анкеты и тесты. В качестве основных индикативных показателей были выбраны:

1. Отношение к вредным привычкам определяют такой образ жизни, при котором подросток осознанно наносит вред своему здоровью, занимаясь определёнными вещами, приносящими «приятные.

2.Взаимоотношения со сверстниками имеет большое значение для социализации подростка. Процесс общения со сверстниками у подростка формируются навыки социального взаимодействия, вырабатываются конструктивные способы поведения и взаимоотношений, осуществляется приобщение к социальным ценностям и нормам, увеличивается набор социальных ролей, в том числе свойственных зрелому возрасту, происходит социальное сравнение, формируется самосознание подростка.

3.Агрессия- это непринятие подрастающим ребенком реальности, непроизвольных способов, которым организм «пытается» снизить высокое внутреннее напряжение.

Рассмотрим результаты диагностики учеников по выделенным показателям:

  1. Уровень отношения к вредным привычкам.

На гистограмме представлено сравнение двух классов.

Рис.1. - отношение учеников к вредным привычкам.

Интерпретация помогает нам увидеть, что большинство детей отвечая на вопросы набирали определенные баллы, которые имеют определенную градацию. Так подростки, набравшие от 3 до 5 баллов (8А-15 учеников,8Б-17 учеников), в случае необходимости сумеют отстоять свою точку зрения, но могут и признать свою неправоту. В их силах отказаться от вредных привычек и подходить к любому делу целеустремлённо и творчески. Далее мы видим, что меньше подростков набрали лишь 1-2 балла (8А-7 учеников,8Б-4 учеников). Они легко приспосабливаются к новым условиям, контактируют с людьми. Не знакомые ситуации, неожиданные препятствия не вызывают у них чувства раздражения. У них широкий круг интересов, однако, возможно, что, знания несколько поверхностны, не всегда настойчивы в достижении цели и иногда, может быть, им трудно довести дело до конца. Монотонной деятельности предпочитают творческую. И совсем мало набрали от 6-7 баллов (8А-1 учеников,8Б-4 учеников). Они не склонны менять свои привычки взгляды, надёжны, целеустремлённые, как правило, упорны в достижении цели. Вместе с тем настойчивы в ряде случаев, что это переходит даже в упрямство, и окружающие, возможно, считают вас «чересчур принципиальным», так как они не любят уступать даже в мелочах.

2.Уровень взаимоотношений со сверстниками. Для выявления данного индикативного показателя была использована методика предназначенная для оценки привлекательности для ученика классного коллектива. Она представляет собой анкету, в которой к каждому вопросу предлагается определенным количеством баллов. Данные представлены в виде гистограммы.

Рис.2. – сравнение взаимоотношений со сверстниками в двух классах.

Таким образом, мы видим, что данные классов отличаются. Подростки, набравшие от 25 до 18 баллов – классный коллектив является для них очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью удовлетворяет ребенка. Он дорожит взаимоотношениями с остальными детьми коллектива. (25% для 8Б), (14% для 8А)

Набравшие 17-12 баллов –хорошо адаптированы в классном коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для них комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для ребенка. (54% для 8Б), (21% для 8А).

Для подростков, набравших от 11 до 6 баллов –это нейтральное отношение к коллективу свидетельствует о наличии определенных благоприятных зон взаимоотношений, которые дискомфортно влияют на ощущение собственного положения ученика в классе. Имеется явное желание либо отдалиться от коллектива, либо изменить свое отношение в нем. (14% для 8Б), (29% для 8А).

Ученики с индексом от 5 и менее баллов – свидетельствует о негативном отношении к классу. Неудовлетворенность своим положением и ролью в нем. Возможна дезадаптация в его структуре. (7% для 8Б), (4% для 8А).

3. Для уровня агрессии, позволяющие выявить степень агрессивности у подростка. Результаты анкеты представлены ниже.

Рис.3. - наличие агрессии у подростков.

По результатам диагностики можно сделать вывод, что большинство испытуемых имеют низкую агрессию (8А-10 учеников, 8Б-21 ученик). У обследуемых выявлен средний уровень агрессии допустимого уровня (8А-9 учеников, 8Б-5 учеников). Высокий уровень агрессии в группе присутствует в очень маленьком количестве (8А-2ученика, 8Б-О учеников). Воздержались ученики в связи с их отсутствием.

Применив в своем исследовании различные методики, для изучения индикативных показателей можно сделать вывод

Существует целый комплекс проблем у трудных подростков, находящихся в социально опасном положении для решения, которых можно использовать разнообразные технологии. Изучив подробно индикативные показатели, можно сделать выводы, что выявленные в результате первичной диагностики проблемы отрицательно сказываются на учениках средней школы. Исходя из этого, можно применить различные технологии, сопровождение является эффективной технологией. Если вовремя не начать решать проблему, связанную с трудными подростками, то возможно появление новых более опасных проблем, которые могут повлечь за собой серьезные последствия.

Таким образом, применение такой технологии как сопровождение и привлечение тьюторов, дает возможность организовать тьюторское сопровождение трудных подростков в условиях образовательной организации.

Список литературы

1.Панцова Н. И. Модель тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе // Мастерская педагога. - 2012. - № 4. - С. 40.

2.Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М.: Просвещение, 2016. - 96 с.

3. Елена Оя Электронный ресурс: https://russian.rt.com/russia/news/412431-podrostki-prestupleniya-snijenie Трудный возраст: за полгода подростковая преступность в России сократилась на 22% (Дата обращения: 15.12.2017)

Просмотров работы: 249