СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Шарафутдинова А.А. 1
1ФГБОУ ВО Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в мире отмечается наибольший интерес ученых к современной семье. Это объясняется тем, что на сегодняшний день меняются виды семейных отношений, снижается стабильность семейно-брачных отношений, что ведет к утрате ценностных, нравственных и религиозных установок. Эти последствия порождают увеличение числа разводов, увеличение числа детей, рожденных вне брака, что в итоге приводит к воспитанию таких детей в неполных семьях.

На сегодняшний день современное российское общество относится более терпимо к неполным семьям, в то время как в традиционной российской семейной культуре неполная семья являлась скорее исключением. Между переписями населения 2002 и 2010 годов число полных семей сократилось на 11,2%, а число неполных семей выросло на 3%. По данным Росстата доля неполных семей выросла в 2,5 раз. Каждый 3-й ребёнок проживает в неполной семье, 88% из них — это материнские семьи. Семья без отца становится нормой.

По мнению Коваленко А.В.., неполная семья – это семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.

Шипицина Л.М. повествеут о том, что жизнь детей в неполных семьях протекает довольно сложно. Они часто становятся свидетелями и участниками таких семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера, как распад родительской семьи, иногда без формального развода, проживание с отчимом или мачехой, жизнь в конфликтной семье и др. Все это, естественно, негативно сказывается на воспитательном потенциале семей и процессе социализации детей[7, с. 59].

Кирикова М.И. в своей работе «Социально-педагогическое сопровождение неполной семьи» указывает причины возникновения неполных семей. К ним относятся:

1.Развод. Довольна частая причина возникновения неполных семей. Он приводит не только к снижению материального положения, но и к снижению жизненного положения супругов, вследствие чего порождаются негативные факторы: одиночество, негативное восприятие окружающих, нарушение общепринятых правил поведения. От развода родителей у детей возникает стресс, который проявляется в виде чувства беззащитности и утрате целостности семьи, гнева, невозможность повлиять на ситуацию. Немало важным считается тот факт, что разрыв отношений между родителями может серьёзно повлиять на способность ребёнка в будущем сформировать свою семью. Ребенок, наблюдавший развод, боится повторения такого события в его будущем при создании своей семьи.

2.Смерть одного из родителей. Семья, в которой умер один из супругов, проходит через трагедию смерти. Когда умирает один из родителей, то, помимо горечи потери, семья испытывает ряд серьезных проблем: эмоциональных, межличностных, бытовых, экономических. Семья находится в состоянии хаоса. Каждому члену семьи в данный момент необходимо время, чтобы восстановить внутренне состояние, все нуждаются в социально-психологической помощи и поддержке.

3. Рождение внебрачного ребенка. Внебрачный ребенок - сын или дочь родителей, не состоявшихся в законном браке на момент рождения этих детей. Распад семьи происходит в ситуации появления на свет внебрачных детей[3, с. 234].

Большинство исследователей считают, что неполная семья в современной России переживает не лучшие времена. Она сталкивается со всеми проблемами, решать которых становится все труднее и труднее. Назовем основные из них.

1.Материальная проблема. Достаточное сложное экономическое положение семьи вынуждает одинокого родителя искать возможности приработка, а также дополнительную работу вне рабочего времени.

2. Проблема в сфере образования. В неполных семьях значительно меньше условий и возможностей для обучения, отсутствуют высокие доходы, которые давали бы возможность оплатить обучение детей в школах и дополнительных кружках и секциях.

3. Проблема воспитания. Отсутствие одного родителя в семье порождает причину неполноценного, неудачного воспитания детей. Большая занятость родителей способствует отчуждению их от детей, в связи с чем возникают сложности в детско-родительских отношениях в неполной семье.

4. Проблема общения детей со сверстниками, друзьями. Дети из неполных семей, выросшие без одного родителя, часто имеют пониженный уровень притязаний, чаще встречается конфликтное поведение, грубость, желание занять главенствующее положение, гиперактивность, агрессивность.

5. Проблема коммуникации. Дети попросту не могут общаться со взрослыми людьми. Они проявляют стеснение, неуверенность в себе, не могут сформулировать просьбу и др.

Одним из методов решения проблем является социально-педагогическое сопровождение.

По утверждению Шашуро А.Е., социально-педагогическое сопровождение – это деятельность, нацеленная на обеспечение условий для обучения, развития и социальной адаптации неблагополучных подростков и детей[6, с. 92].

Социально-педагогическое сопровождение выступает некой комплексной технологией помощи детям из неполных семей в решении задач социализации, развития, воспитания, обучения.

Цель социально-педагогической деятельности – продуктивное содействие ребенку в его адекватной социализации, активизирующее его участие в преобразовании социума [4, с. 12].

Основными задачами образовательной организации, по мнению Анненковой А.В., которая осуществляет социально-педагогическое сопровождение, являются:

1.создание условий для осуществления воспитательного потенциала семьи и саморазвитии ее членов;

2. преодоление трудностей и решение конкретных задач воспитания ребенка, реализации его прав как личности;

3. использование потенциальных резервов для сопротивления семьи воздействию негативных факторов, направленности семьи к решению жизненных и педагогических проблем[1, с. 9].

При организации деятельности необходимо акцентировать внимание на основных направлениях работы организации по социально-педагогическому сопровождению семей обучающихся детей. К ним относятся:

1.Диагностика. На данном этапе осуществляется изучение личности учащегося в образовательном процессе, а также анализ исходных данных семьи ребенка (социальные, материальные, медицинские, психофизиологические и др.) Диагностика проводится в виде анкетирования и используется для выявления взаимоотношений между родителями и детьми, между сверстниками, для анализа обучаемости и степени социализации ребенка. Такой метод выявления позволяет предотвратить проблему, устранить причины, которые порождают ее, и обеспечить профилактику различного рода негативных явлений (асоциального, физического и другого плана).

2. Поисковый метод. Осуществляется сбор информации о воспитанниках, с целью выявления проблем детей, через беседы с учителями, родителями, медиками, сверстниками и изучением личного дела ребенка.

3. Консультивно-договорный метод. На данном этапе происходит обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными сторонами, построение прогнозов эффективности действий всех участников процесса, стимулирование активности и самостоятельности сопровождаемого при принятии окончательного решения. На данном этапе социальный педагог контактирует со структурами, которые способны оказать помощь детям и их семьям, такие как отделы социальной защиты населения, органы опеки и попечительства, ОПДН и др.

4. Коррекционно-деятельностный. Социальный педагог разрабатывает программу индивидуального сопровождения воспитанника, где каждому участнику отводится определенная роль в сопровождении ребенка. Ведется профилактическая коррекционная работа как с самим ребенком, так и с его окружением. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.

5. Рефлексивный. Данный этап дает оценку эффективности или неэффективности проведенной программы сопровождения и предполагает наблюдение за воспитанником, его социализацией, поведением и принятием необходимых мер для дальнейшей коррекции при необходимости[5].

Проблема социально - педагогического сопровождения детей из неполных семей в условиях общеобразовательной школы является значимой на сегодняшний день. В России эта проблема решается при помощи проведения различных мероприятий с детьми посредством внеклассной деятельности социального педагога.

Одной из эффективных технологий социальной работы с неполными семьями является социокультурная деятельность. Она осуществляется на основе традиционных и обусловленных принципов. К ним можем отнести следующие: принципы научности, системности, доступности и целостности, а также принципы развития инициативы и самореализации, преемственности и взаимной связи социокультурной деятельности и жизни.

Антипова Е.И. в своей работе «Значение социокультурной деятельности в социальной работе с неполными семьями» описывает различные технологии формы и методы работы с данной семьей. Разберем технологии, разработанные автором.

- технология информационно-познавательной деятельности, направленная на просвещение и реализацию интересов в семье;

- технология организации творческих объединений, которая включает в себя методы, позволяющие достичь художественно-творческой и коммуникативной деятельности участников групп, способствующих самосовершенствованию личности;

- технология организации отдыха, развлечения, направленная на организацию игровой и развлекательной деятельности детей и их семей[2, с. 159].

При работе с неполными семьями необходимо использовать наглядные, словесные, объяснительно-иллюстративные. При их использовании у детей из неполных семей наблюдается формирование ценностных ориентаций, развитие самосознания, переживание собственных переживаний.

Социальная работа с данной категорией семьи и детей предполагает различные формы организации социокультурной деятельности: массовые, групповые и индивидуально-личностные. К массовым формам деятельности относятся различные фестивали, праздники, выставки семейных ремесел. Групповыми формами деятельности являются семейные клубы, межсемейные вечера, клубы самодеятельных инициатив. К индивидуальным формам работы относятся консультации, психологические репетиции, тренинги, тестирования с самопроверкой, творческие самопрезентации.

Задачами данных мероприятий являются создании у детей из неполных семей радостного настроения, положительного эмоционального подъема и формировании праздничной культуры. Детям необходимо снять усталость и напряжение.

Посредством организации социокультурной деятельности у детей из неполных семей возрастает уровень общения со сверстниками и со взрослыми, самооценка, лидерство в группе, нравственная позиция.

Освоение детьми из неполных семей такого опыта общения способствует формированию

уважительного доброжелательного и заботливого отношения к другим детям, уважения к старшим, а также умения понимать состояние и мотивы поступков других и правильным образом реагировать на них. Это позволяет детям из неполных семей успешно адаптироваться в обществе, а семье в конечном итоге улучшить внутренний социально-психологический климат[2, с. 160].

В заключении отметим, что несмотря на принятые государством меры, неполные семьи все еще испытывают трудность в своем существовании как ячейки общества. Если педагогически непрофессионально выстроить отношения с ребенком из неполной семьи, то это повлияет на проблемы личностного и межпоколенного характера. В социальной технологии существуют современные технологии по работе с детьми из неполных семей. Они осуществляются через комплексный, дифференцированный и системно-деятельностные подходы, направленные на выборе эффективных методов, которые подойдут каждому конкретному ребенку при решении его конкретной проблемы. Именно во всем этом должен ориентироваться социальный педагог в образовательном учреждении, чтобы качественно организовать социально-педагогическое сопровождение ребенка для оказания ему и его семье всесторонней помощи.

Библиографический список:

  1. Анненкова, Н.В. Социально-педагогическое сопровождение как комплексная технология помощи семье обучающегося / Н.В. Анненкова // Научно-методический журнал Педагогический поиск. 2017. № 2. С. 8-10.

  2. Антипина, Е.И., Анферова, М.Е. Значение социокультурной деятельности в социальной работе с неполными семьями / Е.И. Антипова, М.Е. Анфёрова // Инновационная наука. 2016. № 11-3. С. 158-161.

  3. Кирикова, М.И. Социально-психологическое сопровождение неполной семьи / М.И. Кирикова // ИПССО ГАОУ ВО МГПУ, Россия, Издательство «Перо», М. -2016, С. 234-244.

  4. Павлова, Р.Е. Сущностная характеристика процесса социально-педагогического сопровождения семей «группы риска» / Р.Е. Павлова // «Студенческий научный форум» С. 1-16.

  5. Сосенская школа интернат Электронный ресурс URL: [http://sshi.ru/index.php/metodicheskaya-kopilka/100-sotsialno-pedagogicheskoe-soprovozhdenie] дата обращения: 14.12.2017

  6. Шашуро, А.Е. Социально-педагогическое сопровождение семей с дезадаптированными подростками в условиях ОУ / А.Е. Шашуро // Ишимский педагогический институт им П.П. Ершова, филиал ТюмГУ, Межвузовский сборник научных и научно-методических статей.- Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2013.- С. 92-96.

  7. Шипицына, Л.М. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие/ Л.М. Шипицына. - СПб.: Издательство «Речь», 2003. - 144 с.

Просмотров работы: 664