ДИАЛОГОВОЕ ОБЩЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ДИАЛОГОВОЕ ОБЩЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В жизни ребенка воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение. Животные в доме - важный фактор воспитания. Ведь родителям хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми. Как говорил Артур Шопенгауэр "Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными". Ухаживание за питомцем, игра с ним, развивают у ребенка такие качества как чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом. Это один из способов вырастить ответственную, организованную, дисциплинированную и хозяйственную личность, которая будет заботиться о ближнем, о домашних питомцах..

Один из способов развивать эти качества в школе - это уроки литературного чтения. Здесь очень важна профессиональная компетенция и подготовка учителя к уроку, его умение строить обсуждение произведения. На примере рассказа К.Г. Паустовского «Кот - ворюга» рассмотрим воспитательные возможности урока. Были запланированы следующие результаты обучения: личностные УУД (чувство понимания и любви к животным, бережное отношение к ним; устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам); коммуникативные УУД (корректно строить речь при решении коммуникативных задач, аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль); познавательные УУД (находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический); устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений); регулятивные УУД (планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста).

Организационный момент можно начать с формирования положительной мотивации к учебной деятельности:

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Так начнём урок, друзья!

После ознакомления учеников с целью урока заслушивается сообщение 2 учеников о жизни и творчестве К.Г. Паустовского:

Ученик 1.Родился Константин Георгиевич 19 (31) мая 1892 года в Москве в православной мещанской семье. Однако в первые годы своей жизни Паустовский много переезжал вместе с родителями. Образование получил в классической гимназии Киева. Во времена учебы в гимназии Паустовский пишет свой первый рассказ “На воде” и публикует в киевском журнале «Огни». Затем же, в 1912 году, поступил в Киевский университет, но вскоре продолжил обучение в университете Москвы. Там Паустовский учился на юридическом факультете. Однако завершить образование ему не удалось: из-за войны он покинул университет.

Ученик 2. Первый сборник рассказов «Встречные корабли» вышел в свет в 1928 году. Популярность писателю приносит повесть «Кара-Бугаз», напечатанная в 1932 году в издательстве «Молодая гвардия». Особое место в творчестве писателя занимают рассказы и сказки о природе и животных для детей. Среди них: «Теплый хлеб», «Стальное колечко», «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Кот Ворюга» и многие другие. К писателю приходит мировое признание в середине 1950-х годов. В это время он много путешествует по Европе. В 1965 был номинирован на Нобелевскую премию по литературе, но ее не получил

Предлагается знакомство с произведением. На доске два закрытых слова.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением К.Г.Паустовского. Название произведения вы попробуйте назвать сами. Оно состоит из двух слов. Первое слово вы узнаете, разгадав загадку:

Выгнул спинку он дугой,Замяукал. Кто такой?Потянулся сладко -Вот и вся загадка.

Второе слово вы узнаете из отрывка, который я вам зачитаю: Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. Это был кот, потерявший всякую совесть, кот- бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.

-Назовите кличку кота? (ворюга). Сегодня на уроке мы прочитаем произведение К.Г. Паустовского «Кот-ворюга».

Произведение зачитывается полностью и ведется словарная работа. Дети должны найти и подчеркнуть в тексте незнакомые слова. Эти слова выводятся на слайды, затем используется толковый словарь для объяснения их смысла.

Кукан – верёвка, на которую нанизывают пойманную рыбу

Прорва – название реки.

Плотвица – небольшая рыбка плотва.

Подполье – погреб под домом.

Тесовая крыша – крыша из тёса. Тес – это доски, сделанные из бревен следующим образом: бревна не распиливают пилой, а превращают в доски топором, снимая все лишнее, – обтесывают.

Лаз - это отверстие, ход, ведущий куда-то.

Ученики заново сами читают рассказ. Затем, путем обсуждения делят его на части и дают им названия. Здесь применяется групповая работа, которая сподвигает учеников к принятию общего решения. На слайдах появляются два изображения кота: уличного и домашнего. Ученикам предлагается, дать характеристику каждому коту основываясь на текст рассказа. Уличный кот: кот, у которого разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза; который обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался. Домашний кот: это кот - ласковый, ухоженный, который не ворует, не проказничает, доверяет людям, играет с ними.

На доске нарисована таблица, которую должны заполнить ученики. Она разделена на две графы: хорошие и плохие качества. Можно использовать слова, характеризующие не только кота, но и человека.

Хорошие

Плохие

доброта

хулиганство

любовь

вредность

- Какие чувства вызывает у вас кот? (Каждый высказывает свое мнение: Мне жалко кота. А мне не жалко, он воровал)

- Что означает слово вор (это, тот кто крадёт) и воровать (забирать чужое)?Как вы считаете, воровать это хорошо? ( Нет, потому что …)

- Как изменился кот в конце рассказа? (Кот сразу переменился: он долго фыркал, тёрся головой о пол (это было веселье кота), растянулся у печки и мирно захрапел.С этого дня он у нас прижился и перестал воровать.)

- Чего не хватало коту? ( Любви, ласки, внимания, заботы, хорошего отношения)

- Как вы бы поступили с котом на месте героев рассказа? ( Я бы сделал /не сделал…)

- Как вы понимаете фразу «Мы в ответе за тех, кого приручили»?(Заводя животное нужно понимать, что это неигрушка, которую при желании можно выставить за дверь, а родившихся щенков или котят выбросить или утопить. Необходимо помнить, что мы, в отличие от животных существа разумные, во всяком случае, считаем себя таковыми, и то, что собаки и кошки бродят по городским улицам, прежде всего зависит от нас самих.)

- Вам понравилось произведение? Чем? И если не понравилось, то почему?

- Захотелось ли вам прочитать другие рассказы К.Г. Паустовского?

- Где бы вы могли найти и прочитать другие произведения К.Г. Паустовского?

В конце ученикам предлагается закончить фразы,основываясь на ощущениях от прочитанного рассказа:

Сегодня на уроке…

Было интересно...

Я понял, что …

Мне захотелось …

Урок дал мне для жизни ...

Трудно было …

Я почувствовал …

Процесс изучения произведения должен строиться таким образом, чтобы вслед за первым знакомством с текстом шел ряд разнообразных творческих работ, помогающих углубить представление о прочитанном, активизировать деятельность детей. Таким средством является коммуникативно-деятельностный подход, который предполагает диалогичную форму освоения произведения на уроках чтения. Коммуникативной основой урока становится учебный диалог читателей о произведении. Мастерство учителя на таком уроке состоит в том, чтобы обеспечить создание ситуации взаимодействия учащихся с автором и его произведением, не навязывать детям «единственно правильные трактовки», а побудить их высказать свои собственные суждения, организовать творческую деятельность на основе прочитанного. Диалогическая модель освоения литературного произведения на уроке чтения освобождает урок от сложившихся стереотипов как в структуре, так и в содержании, предполагает большую свободу, вариативность в его планировании [Мали, с. 116].

Диалоговое общение с учениками развивает их коммуникативные навыки, учит высказывать свое мнение, интерпретировать содержание произведения, рассуждать о поступках персонажей. Кроме того обсуждение прочитанного позволяет воспитать в детях гуманное отношение к окружающим, к братьям нашим меньшим. Во время урока учащиеся бурно обсуждали проблему отношения людей к животным, и ни один из них не остался равнодушным. Они искренне сочувствовали коту. Это доказало то, что наши дети способны сочувствовать людям и животным.

Литературное чтение – это предмет, где ученики могут высказывать свою точку зрения, спорить, вместе решать проблемы, находить выход из трудных ситуаций, и роль учителя заключается в том, чтобы направить их мысли в нужное русло. Важное место занимают литературные дискуссии, так как они развивают самостоятельность мышления учащихся, готовят их к реальной жизни. Для решения духовно-нравственного воспитания на уроках литературы проводятся уроки-исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях. Уроки литературного чтения как нельзя лучше подтверждают слова Н.Н.Светловской о том, что «с помощью книги можно вырастить достойных граждан, духовно, нравственно и эстетически воспитанных, умеющих сопереживать всему позитивному, отвергать зло и бороться с ним» [2, с. 6]. Формирование личности младшего школьника средствами чтения, общения, творческого чтения проходят успешно, если продумать все этапы урока с учетом коммуникативно-деятельностного подхода.

Использованная литература:

1.Мали Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах. – Пенза, 2014. - Электронный ресурс: http://dep_mpmnk.pnzgu.ru/files/dep_mpmnk.pnzgu.ru/

posobiya/maly_metodika.pdf

2.Научная школа методистов детского чтения. // Начальная школа. – 2016. - № 4. – С. 5-6

Просмотров работы: 93