ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОГО КЛАССА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОГО КЛАССА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в деятельности всех участников образовательного процесса. Государственная политика в области информатизации образования в рамках госпрограммы «Цифровой Казахстан» стала определяющей в совершенствовании национальной модели образования Республики Казахстан и придала ей особый имидж в мировом образовательном пространстве. Данная задача поставлена в русле закономерных процессов становления информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся не материальные ценности, а главным образом информация и научные знания, информационные технологии. В Казахстане большое внимание уделяется информатизации общества, в целом, и сферы образования, в частности. Реализуются государственные, межведомственные и отраслевые программы, направленные на решение актуальных задач информатизации образования. Развиваются содержание и методы обучения, меняется роль педагога, который постепенно превращается из транслятора знаний в организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков. Нами разработана методика использования интернет-ресурсов в начальной школе. При разработке методики использования интернет-ресурсов в начальной школе мы опирались на множество определений понятия «методика»:

- системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО);

- совокупность методов и приемов обучения; наука о методах обучения предмету;

- организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев);

- способ организации учебно-познавательной деятельности ученика, направленной на повышение уровня образования;

- системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин);

- описание процесса достижения планируемых результатов обучения» (И.П.Волков);

- описание и характеристика приемов организации педагогических ситуаций, рекомендации по их применению.

Образовательные информационные ресурсы, публикуемые в сети Интернет, в настоящее время представляют широкий спектр информационного поля. Своевременное и корректное их использование всеми специалистами, работающими в системе образования, служит залогом эффективной подготовки учащихся. Развитая инфраструктура Интернет предоставляет такие возможности, как:

- охват широчайшей аудитории (не только казахстанской, но и международной);

- оперативное обновление информации;

- использование непосредственных ссылок на другие ресурсы Интернет;

-широкое распространение информации о существовании ресурса с помощью информационно-поисковых систем сети Интернет.

Подключение школ к сети Интернет порождает ряд проблем, требующих немедленного разрешения. В их числе подготовка и переподготовка педагогов к осуществлению профессиональной деятельности с использованием телекоммуникаций, обеспечение системы образования качественными информационными ресурсами, опубликованными в сети Интернет, а также информирование педагогов и обучаемых о способах доступа к таким ресурсам. В этом направлении уже многое сделано: сформирована система подготовки учителей в области информатизации образования, созданы образовательные порталы, разработаны и опубликованы в сети электронные образовательные ресурсы практически по всем школьным дисциплинам.

Однако отсутствие системного подхода к размещению информационных ресурсов в сети Интернет, а также отсутствие единообразия в решении психолого-педагогических, технологических, эстетических, эргономических и ряда других проблем при разработке образовательных информационных ресурсов приводит к практическому неиспользованию преимуществ телекоммуникационных средств в целях повышения качества образовательного процесса в системе общего среднего образования. Правильное использование системы порталов позволяет более эффективно организовать работу педагогов, поскольку на порталах собраны и систематизированы наиболее востребованные ресурсы. Используя их, учителя, ученики и родители смогут получить доступ к качественным учебным и методическим материалам, сократить время на поиск требуемой информации, изучить особенности классификации информационных ресурсов сети Интернет.

Полезными могут оказаться собранные на порталах ссылки на ресурсы, содержащие контактную информацию об учреждениях образования и отдельных педагогах, новости сферы образования, объявления об олимпиадах, конкурсах, конференциях и других мероприятиях, в которых регулярно принимают участие учителя и школьники. Использование аудио-и видео-информации, получаемой с помощью сети Интернет (с использованием образовательных порталов или без них) имеет свои особенности. В некоторых случаях воспроизведение такой информации может оказать вред здоровью школьников или привести к снижению эффективности учебного процесса. Современные педагоги должны знать и предвидеть негативные моменты, возникающие при применении информационных ресурсов, получаемых из Интернет в системе образования. В частности, некоторые школьники не способны воспользоваться той свободой, которую предоставляют образовательные средства ИКТ. Часто запутанные и сложные способы представления информации могут стать причиной отвлечения, как педагогов, так и школьников от изучаемого материала из-за различных несоответствий. Учителя должны овладеть основными требованиями, предъявляемыми к образовательным Интернет-ресурсам с точки зрения минимизации вреда, наносимого здоровью и психике обучаемых.

Педагог, работающий в школе, должен знать, что художественное решение, положенное в основу оформления используемого или создаваемого интернет-ресурса, должно определяться предметной направленностью ресурса. При этом оформление средства ИКТ должно строиться на стилистических решениях, преемственных по отношению к отечественным традициям оформления учебной и детской литературы, используемой в школе и соответствующей требованиям здоровьесберегающей среды, а в случае заимствования визуальных решений, принятых в иностранных мультимедийных ресурсах, необходима их адаптация к отечественным культурным традициям. Учитывая важность вопросов минимизации вреда, наносимого психике учеников, следует учитывать, что при разработке и использовании образовательных интернет-ресурсов недопустимо использование элементов, которые могут привести к неоднозначному толкованию, агрессивных, шокирующих, провокационных визуальных и звуковых рядов. Оформление интернет-ресурсов должно быть выполнено с учетом того, что при обучении такие ресурсы используются как учителем, так и школьниками. При необходимости в составе образовательных интернет-ресурсов должны быть выделены разделы, оформление которых ориентировано на детское восприятие с учетом возрастной группы, которая будет работать с данным продуктом. В то же время оформление разделов, предназначенных в первую очередь для работы учителя при подготовке к уроку, не должно содержать сложные шрифтовые решения, перегруженный фон, анимированные объекты и другие аналогичные элементы, отвлекающие от работы с Интернет-ресурсами. Важно, чтобы оформление интернет-ресурсов обеспечивало максимально эффективное восприятие школьниками текстовой и графической информации, являющейся основным содержанием данного электронного издания. При разработке оформления информационных страниц следует избегать цветовых и графических решений, затрудняющих чтение текстовой информации. Набор гарнитур, используемых для отображения основной текстовой информации, должен быть ограничен шрифтами, обеспечивающими более легкое восприятие при чтении с экрана. С точки зрения формирования единого здоровьесберегающего пространства школы, включающего, в том числе, и минимизацию отличий образовательных электронных ресурсов, и обычных учебных книг, важно, чтобы верстка текстовых образовательных интернет-ресурсов была выполнена в соответствии с правилами, принятыми в полиграфии.

Возможности использования ресурсов Интернет учителями начальных классов:

  1. Самообразование, повышение своей квалификации на основе информации, содержащейся в Сети, изучение опыта работы российских и других зарубежных коллег.

  2. Получение нормативно-справочных документов с серверов министерств, областных, городских и районных отделов образования.

  3. Свободный доступ ко многим российским и зарубежным периодическим изданиям.

  4. Получение информации о новейших педагогических технологиях и системах.

  5. Разработка конспектов и дидактических материалов по предметам начальной школы. Использование на уроках и внеклассных занятиях методических и дидактических материалов, имеющихся в Сети.

  6. Тестирование школьников по отдельным предметам или темам на основе контрольно-измерительных материалов, хранящихся в Сети.

  7. Знакомство с новыми книгами, учебниками и учебными пособиями, возможность их приобретения.

  8. Получение информации о конференциях, конкурсах и грантах, отправка заявок на участие в них.

  9. Сообщения о своих разработках и их публикации в Сети, выступления на конференциях, семинарах и форумах.

  10. Поиск единомышленников и коллег в других регионах, переписка с коллегами и друзьями.

Использованная литература

1. Кулик А. Ресурсы Интернета для развития системы образования и науки в регионах (на примере политологии). - М., 2006. - Электронный ресурс: http://www.prof.msu.ru/publ/ulan-ude/u18.htm

3. Полонский В.М. Образовательные ресурсы и возможности сети Интернет. - Электронный ресурс: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=394.

Просмотров работы: 90