ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПРЕКРАСНОГО - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПРЕКРАСНОГО

Баймусаева Б.Ш., Абдижапбарова Д.Т.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Известно, что для дошкольника игра является самым важным видом деятельности и занимает большую часть времени. В дошкольном возрасте ребенок буквально живет в игре. И тут огромную и воспитательную роль в формировании личности и эстетических вкусрв маленького человека играют театрализованные игры. Театрализованная деятельность является одним из средств эстетического, нравственного воспитания и художественного развития ребенка. Можно перечислить навскидку несколько «плюсов» театрализованной игры в детском возрасте: воспитывается коллективизм, который сейчас в дефиците; у детей формируется уважительное отношение друг к другу; они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе; увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность; легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка; а также закладывается фундамент эстетического освоения мира. Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников целесообразно начинать с накопления ими эмоционально-чувственного опыта; развивать интерес и эмоционально-положительное отношение к театрализованной деятельности.

Вопросы организации театрализованной игры с детьми дошкольного возраста волнуют не только воспитателей, но и теоретиков-педагогов. Знакомство детей с миром прекрасного состоит из нескольких последовательных этапов. Приобщение детей к театральному искусству начинают с просмотра спектаклей в исполнении взрослых: сначала близких ребенку по эмоциональному настрою кукольных постановок, затем драматических спектаклей. В дальнейшем чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяет дошкольникам постепенно осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре. В процессе совместных обсуждений дети оценивают возможности друг друга, что помогает им осознать свои силы в художественном творчестве. Дети подмечают удачные находки в искусстве перевоплощения, в разработке совместного проекта. Они вполне могут участвовать в анализе и разработке оформительского, постановочного и др. сторон театрализованной постановки..

Методика приобщения детей дошкольного возраста к художественному творчеству имеет свои особенности. Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:

1) Поэтапное, постепенное знакомство с театрализованной игры, для чего дети сначала просматривают высокохудожественные произведения детского фольклора в сценической постановке;

2) Проводится совместный с воспитателем анализ постановки (разумеется, на уровне детского восприятия: что и кто понравился или не понравился, почему, что бы вы изменили в содержании или деталях и др.).

3) Необходимо осуществлять дополнительную подготовку воспитателей средствами театральной педагогики для того, чтобы они могли являться образцом творческого поведения для своих подопечных. Подготовленность педагогов к руководству творческой театрализованной деятельностью детей играет большую роль в воспитании в детях азов искусства сценической игры.

Для дошкольников существует несколько видов театрализованной деятельности: сценическая постановка или драматизация (с участием детей), кукольный театр, пальчиковый, теневой, театр на фланелеграфе, настольный театр и др. [1].

К видам драматизации относятся: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы или другие материалы (пальчики, тени и др.).

В качестве примера работы со средней дошкольной группой можно привести игру по пьесе Е. Чеповецкого и Г. Усачева «Я цыпленок, ты цыпленок». Это доброе, светлое произведение, воспитывающее доброе отношение к окружающему миру. Содержание пьесы близко мироощущению маленьких детей, для которых все в мире, включая и растительный мир, живое и живет по законам добра и красоты. Поведение, повадки цыпленка, его мамы, нового друга – страусенка понятны и знакомы маленьким детям. У них сразу появляется симпатия к героям и желание сыграть их роль. Можно с уверенностью сказать, что будут немалые «баталии» при распределении ролей, когда желающих играть полюбившегося цыпленка будут немало.

Разумеется, сыграть всю пьесу невозможно, да и не нужно. Мы бы взяли отрывок из начала произведения, когда четко распределены роли и четко очерчены характеры героев. Сразу вступает ритмичная музыка. Она неожиданно обрывается, и после небольшой паузы-тишины раздаётся тоскливый писк. Через ширму проходит и исчезает тоскующий цыплёнок. Появляется МАМА-КУРИЦА. Она озабоченно кудахчет, ищет корм. Снова появляется цыплёнок. Изнывая от тоски, он вертится у мамы-курицы под ногами.

КУРИЦА. Ну что ты себе места не находишь?

ЦЫПЛЁНОК. Мне скучно.

КУРИЦА. А ты побегай.

ЦЫПЛЁНОК. Я уже бегал.

КУРИЦА. А ты попрыгай.

ЦЫПЛЁНОК. Я уже прыгал.

КУРИЦА. Ну, тогда делай что хочешь. Мне некогда, некогда! (Ищет корм.)

Цыплёнок продолжает пищать.

Ах, что же мне с тобой делать? (Подходит к цыплёнку, гладит его.) Ну, мой сыночек, ну, мой Желтыш. Ну придумай что-нибудь...

ЦЫПЛЁНОК. Ой, мама!

КУРИЦА. Что?

ЦЫПЛЁНОК. Я уже придумал!

КУРИЦА. Что ты придумал?

ЦЫПЛЁНОК. Знаешь что...

КУРИЦА. Что, что?

ЦЫПЛЁНОК. Высиди мне братика!

КУРИЦА. Какого?

ЦЫПЛЁНОК. Весёлого, хорошего!

КУРИЦА. Ишь, что придумал! Мне одного прокормить нелегко...

ЦЫПЛЁНОК (канючит). Хочу братика! Хочу братика!

КУРИЦА. Но у меня нет яичка.

ЦЫПЛЁНОК. Я всё равно хочу братика!

КУРИЦА. Ох-ох, голова болит. Уйду-ка я от тебя подальше. (Уходит.)

ЦЫПЛЁНОК (ищет корм, тоскливо напевая).

Тук-тук, тук-тук –

Отзовись, кто мне друг!

Отчего, почему

Очень скучно одному?

мира [2].

Дальше можно дать задание детям самим продолжить сюжет и придумать каждому свою концовку пьесы. Мы бы предложили разбить группу на несколько подгрупп со своей труппой, чтобы каждая подгруппа сыграла фрагмент, а остальные будут зрителями и в конце представлений воспитатель вместе со зрителями отметят игру конкурирующих групп. Такой соревновательный элемент дополнительно подогрело бы интерес детей к театрализованной игре.

Литература:

  1. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. Электронный ресурс: muz-ruk.clan.su/load/muzyka_v_

  2. Чеповецкий Е., Усачев Г. Я цыпленок, ты цыпленок. Электронный ресурс: libex.ru/detail/book310473.html

1

Просмотров работы: 104