ИГРУШКИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИГРУШКИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Без игры и вне игры жизнь ребенка немыслима, ущербна. Отсутствие игры и игрушек в детском возрасте, особенно раннем, оставляет свою зазубрину на всю оставшуюся жизнь. Есть такое выражение в народе – «не наигрался». И мы помним, как бабушки понимающе и с сочувствием говорили так о великовозрастном ребенке уже подросткового возраста, когда он на удивление нечутким молодым родителям тянулся к игрушке не по возрасту или чересчур ревниво относился к игрушкам. В. А. Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок» [1].

В детстве жизнь ребенка не проходит вне предметной среды, поэтому значение детских игрушек трудно переоценить. В условиях предметного вакуума у ребенка исчезает стремление узнать новое, возникает апатия и т. д. Игрушки – это первое материальное богатство маленького человека, и желательно, чтобы этого богатства было как можно больше. Родители обычно ограничиваются минимумом наборов игрушек и на этом считают свой родительский долг выполненным. Или есть другая крайность: заваливают игрушкой любимое чадо до того, что оно даже не будет знать о наличии некоторых из них, до которых «руки не доходили». Выход, как всегда, в золотой середине. У ребенка должен быть полный набор необходимых для развития игрушек. А родители при приобретении игрушек должны знать требования, какие предъявляются к главному имуществу малыша. Это такие требования к детским игрушкам:

1. Детская игрушка должна быть безопасна для жизни ребенка. Покупать детские игрушки следует в магазинах, при этом необходимо ознакомиться с удостоверением о гигиенической регистрации и сертификатом соответствия. Приобретение некачественной игрушки, не соответствующей требованиям, грозит вашему ребенку:

- отравлением токсичными веществами.

- рецидивами аллергии. Некачественная продукция может в больших количествах содержать химические вещества-аллергены, в том числе формальдегид.

- травматическими повреждениями. Плохо закрепленные мелкие детали могут попасть в дыхательные пути малыша. В электрических игрушках вы вполне можете столкнуться с превышением нормы электрического напряжения.

- опасностью возникновения пожара.

2. Детская игрушка должна «вызывать чувства добрые» (А.С. Пушкин), заботиться о психическом здоровье малыша. В общем оформлении должны использоваться яркие основные светлые тона (зеленый, красный, желтый, белый, синий), не более 2–3 в одной игрушке. Если малышу нет еще трех лет, то «страшные» игрушки не только не будут полезны, но могут иметь негативное влияние на его развитие, поэтому данное требование к детской игрушке крайне важно. Если вы заметили, что какая-то, даже самая безобидная на вид игрушка пугает ребенка, лучше сразу убрать ее. Это могут быть любые предметы, вплоть до погремушек, однако чаще всего такое случается с заводными и электронными игрушками, слишком большими или слишком яркими и издающими резкие и громкие звуки.

Покупая «страшные» детские игрушки, как «монстр», роботы и чудовища, родители часто не только тормозят и задерживают его развитие, но и порой направляют это развитие в неведомое им самим русло, воспитывая в ребенке агрессивность, жестокость и закрытость.

3. Игрушка должна воспитывать эстетическое чувства у малыша. Игрушка для ребенка – определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Хорошо, если образы эти будут соответствовать общечеловеческим представлениям о красоте. Плохо, что в наше время магазины наводнены монстрами, в которых пропорции тела намеренно искажены, краски мрачные, выражение лиц злобное и жестокое. Давая ребенку такое безобразное существо, мы тем самым на корню убиваем в них чувство гармонии, красоты.

4. Игрушка не должна быть перегружена дополнительными деталями (кукла с нарисованными глазами и лепным париком и т. д.), так как у детей раннего возраста отмечается непроизвольность внимания.

5. Лучше, чтобы игрушка была полифункциональной, чтобы можно было играть с ней минимум 3-4 игры.

Игрушка не откуп, не средство для родителей от утомительной возни с ребенком. Родители должны обязательно играть вместе с детьми, хотя бы на первых порах. Необходимо показать ее ребенку и научить играть с ней. Иначе скоро игрушка окажется в пыльном углу детской комнаты. И еще: игрушек не должно быть много. Даже если детская завалена уложенными в штабеля зайками, конструкторами, железными дорогами, куклами – ребенок будет убеждать вас, что играть нечем. И он хочет новую игрушку. Часть надоевших, старых игрушек можно и нужно периодически от ребенка убирать, чтобы он о них забыл. И когда вы их снова достанете, он воспримет их как новые, игрушка снова будет ему интересна. А кроме того, большое количество предметов перед глазами мешает ребенку сосредоточиться – он хватается то за одно, то за другое, так как играть трудно и трудно убирать их после игры.

Игрушка также является средством трудового воспитания. Важно выработать у ребенка привычку беречь игрушку, аккуратно их складывать, убирая после игры. Дети с удовольствием раскладывают игрушки по местам, которые определил для них взрослый, стараются соблюдать правила в действиях с различными предметами. У крохи появляется свое «игрушечное» хозяйство. Важно не пропустить этот благоприятный период для того, чтобы приучать ребенка к аккуратности (учить убирать игрушки, класть на место свои вещи, соблюдать последовательность режимных моментов).

Игрушки также являются средством нравственного воспитания. Желательно научить ребенка делиться игрушками при игре со сверстниками, дарить игрушки, которые смастерил сам другим детям [2]. Пусть ребенок почувствует радость того, что доставил удовольствие другому.

Игрушка также мощное средство творческого воображения. В игре ребенок начинает действовать «не от вещи, а от мысли», не в реальной, а в мыслимой, воображаемой ситуации. Предметы наделяются новыми, совершенно не свойственными им именами и функциями, сами дети меняют свои имена и принимают новые роли. Благодаря этим качествам игры в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание и пр. Главное преимущество игровой деятельности заключается в том, что она имеет ближайшее отношение к потребностно-мотивационной сфере ребенка. Как отмечает Д. Б. Эльконин, в ней происходит «первичная, эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношение взрослых и потребность быть взрослым» [3, с. 277].

Таким образом, игрушки не просто забава, она – целый мир для ребенка, модель будущего, к которому он начал свой путь с первых минут пребывания в этом мире.

Использованная литература

  1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Электронный ресурс: pedlib.ru›Books/1/0214/1_0214-33.shtml

  2. Мухина В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопр. психол. № 2, 1988. Электронный ресурс: psychlib.ru›mgppu/MPhr/MYH-4171.htm

2. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. 1978.

Просмотров работы: 9439