ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ДОУ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ДОУ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о значимости социализации и самореализации детей с особыми образовательными потребностями, их умению жить в обществе, учиться в течение жизни. Вместе с тем, в отношении образования лиц с особыми образовательными потребностями определяются и специфические цели. Так, для лиц с нарушениями слуха – овладение навыками восприятия устной речи по чтению с губ говорящего и с использованием остаточного слуха, развитие словесной речи. Специальное внимание уделяется развитию слухового восприятия, работе над произношением, чтению с губ, что способствует созданию слухо-зрительной основы формирования и совершенствования устной речи ребенка и сенсорной базы формирования навыков восприятия и воспроизведения различных неречевых звучаний, музыки. Для неслышащих и позднооглохших детей ввиду тяжелого нарушения слуха организуется специальная индивидуальная помощь в ходе всего учебно-воспитательного

процесса, включая индивидуальные и групповые занятия по обучению восприятию и развитию устной речи.

Данная категория детей разделяется на три группы: неслышащие, слабослышащие и позднооглохшие.

Для включения в образовательный процесс детей с нарушениями слуха дошкольные образовательные организации должны быть готовы к решению специфических задач, вытекающих из особенностей развития такого ребенка. К их числу можно отнести следующие:

- изучение особенностей развития ребенка с нарушениями слуха, определение оптимальной формы включения в образовательный процесс, определение содержания специальной педагогической поддержки;

- активизация компенсаторных возможностей ребенка, создание для них специальных образовательных условий, способствующих комплексному развитию личности, мобилизации сохранных функций организма, восполнению недостатка в сенсорной информации;

- обогащение социального опыта, подготовка к общению и совместной деятельности со здоровыми детьми;

- содействие физическому развитию, закрепление навыков личной гигиены, воспитание здорового образа жизни, трудолюбия, самостоятельности;

- рационализация режима дня;

- осуществление мониторинга навыков и умений детей с нарушениями слуха;

- обеспечение подготовки педагогических кадров, владеющих специальными методами и технологиями обучения детей с нарушениями слуха.

- формирование толерантной культуры поведения всех окружающих ребенка людей.

Следует уделять большое внимание проблеме адаптации ребенка к условиям детского сада. Дети слышащих и неслышащих родителей поступают с разным уровнем социального развития, что в определенной мере отражается на протекании адаптационного периода. Данные научных исследований, что характер адаптации ребенка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка в процессе последующей адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей с нарушением слуха в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ (дошкольных образовательных учреждений) и родителями. Детям с низким уровнем адаптации требуется особая забота как стороны воспитателей и педагога, так и со стороны родителей. Родителям позволяется приносить любимые малышом игрушки из дома, т.к. они являются частью привычной для ребенка обстановки. Родители должны создать бесконфликтный, спокойный климат в семье, не перегружать нервную систему ребенка: ограничить просмотр телевизора, избегать эмоционально насыщенных мероприятий, формировать у детей навыки самообслуживания и личной гигиены, стараться сохранять режим дня. Особое место здесь занимают родители и группа психолого-педагогического сопровождения (дефектолога, психолога, логопеда, сурдопедагога), составляющие рекомендации по вопросам обучения, воспитания и социализации ребенка с нарушениями слуха. Сурдопедагог дает рекомендации по поводу общения с детьми дома, уточняет речевой материал, который необходимо использовать для развития общения.

Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как особый вид помощи (или поддержки) ребенку в образовательно-воспитательном процессе, представляющий собой целостную, системно организованную деятельность специалистов, в ходе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития

В условиях ДОУ коррекционно-развивающая работа строится в основном на «Коррекционной ритмике». «Коррекционная ритмика» направлена на развитие у учащихся слухового восприятия музыки, совершенствование слухо-зрительного и слухового восприятия речи, ее произносительной стороны, двигательных способностей.

У детей развиваются внимание, память, умственные способности, творческие возможности, навыки коллективной деятельности.

Методы, используемые в обучении детей с нарушениями слуха, рассчитаны на полисенсорный характер восприятия материала детьми с нарушенным слухом. Педагогический процесс строится на слухозрительной основе, что обязывает педагога проявлять постоянное внимание к контролю за пониманием воспринятого, к коррекции, уточнению звуко-слогового состава речи. Специфика наглядных средств – не иллюстрация, а наглядное раскрытие содержания.

Образование детей с нарушениями слуха проводится в условиях постоянного использования электроакустической звукоусиливающей аппаратуры различных типов. Слухопротезирование и интенсивная работа по развитию остаточного слуха требуют наличия аудиометров и помощи врача-сурдолога и аудиолога. Детский сад, ориентированный на детей с нарушениями слуха, должен располагать фонотекой, музыкальными инструментами, звучащими игрушками, специальными компьютерными программами, методической и детской библиотекой, а также кабинетами для проведения коррекционных занятий, залом для занятий коррекционной ритмикой

Использованная литература

  1. Организация обучения детей с особыми образовательными потребностями по 8 категориям в условиях инклюзивного образования. Методические рекомендации.– Астана: НАО имени И. Алтынсарина, 2016. –64 с.

  2. Даркулова К.Н., Оракеева А., Сарсенбек А. Система организации дошкольного инклюзивного образования ІХ Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум», г. Москва,15 февраля – 31 марта 2017 г. http:// www. scienceforum. ru/ 2017/2546/27097

Просмотров работы: 1283