РОЛЬ ОБЩИХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РОЛЬ ОБЩИХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Ниетбайтеги К.А., Кузнецова Е.А.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сложно найти человека, в жизни которого не было бы школы. Но если попросить людей рассказать, что же это такое, то вряд ли найдётся два одинаковых ответа.Школа – тот социальный институт, который должен помочь каждому ребенку раскрыть свою неповторимую и уникальную индивидуальность, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Для этого нужна не изолированная, а единая для всех, но разнородная образовательная среда, где любой ребенок мог бы проявить себя, не боясь быть отвергнутым.

Не секрет, что в школу приходят дети с разным уровнем подготовленности, развития, возможностей. Поэтому учителю надо организовать свою работу так, чтобы при минимальных временных затратах получить желаемый результат. А значит необходимо внедрять в учебный процесс принципы личностно – ориентированного обучения. Но сначала об общих дидактических принципах.

В принципах обучения [1, 2] раскрываются теоретические подходы к организации учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и установки, с которыми учителя подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации. Знание принципов обучения дает возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, обоснованно определить цели и отобрать содержание учебного материала, выбрать адекватные целям формы и методы обучения. Вместе с тем они позволяют обучающим и обучаемым соблюдать этапность процесса обучения, осуществлять взаимодействие и сотрудничество. Поскольку принципы обучения формулируются на основе законов и закономерностей, то в их числе есть такие, которые выступают общими для организации учебного процесса во всех типах образовательных учреждений. По мере развития теории и практики обучения, открытия новых закономерностей процесса обучения формулировались и новые принципы обучения, видоизменялись старые, поэтому они являются исторически преходящими. Наиболее полно принципы обучения были сформулированы К.Д. Ушинским:

• обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового); • обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся; • порядок и систематичность - одно из главных условий успеха в обучении; школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;• обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность, инициативу; • обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким; • преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы [3, с.141].

У целого ряда исследователей и практиков в области педагогики субъектность позиции ребенка в педагогическом процессе вызывает сомнение, при этом никто не возражает против того, что педагогический процесс построен на взаимодействии, что уже предполагает субъектность позиции его участников. Основной же аргумент следующий: воспитание понимается как целенаправленный и организованный процесс, а ребенок ставить цели и организовывать деятельность на их достижение, особенно в сфере собственного воспитания и самовоспитания, в какой-то мере учится где-то ближе к подростковому возрасту, значит, до этого он не может выступать субъектом педагогического процесса по определению. Против этого нет необходимости возражать.

Воспитанник как субъект не равноценен воспитателю как субъекту педагогической деятельности. Его субъектность проявляется, прежде всего, в его сопротивлении, принятии/непринятии педагогического воздействия. Постепенно по мере взросления субъектность позиции воспитанника проявляется все более адекватно в осмысленном и целенаправленном определении своих желаний и потребности возможных путей их удовлетворения.

Субъектность — это способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать планы жизни. Но субъектность мало развивать, формировать, воспитывать, стимулировать, что возможно лишь тогда, когда ребенку создают условия действовать самостоятельно; понимать, что и как вокруг пего происходит, к чему это приведет. Сложно объяснить незрячему от рождения человеку, что такое свет. Для развития субъектности школьников необходимо в процессе их обучения и воспитания развивать самоценные формы активности.

Учитель оказывает большое влияние на формирование важных сторон личности ребенка: социально-моральных качеств, ответственности, социальных норм, интеллектуального развития, поэтому отношения учителя и учащихся — одна из сложнейших проблем педагогической деятельности. Она может довольно сильно воздействовать на уровень личностного и социального приспособления в целом. Возникающие в школе конфликты из-за острой неудовлетворенности потребностей детей в позитивных отношениях со взрослыми играют значительную роль в формировании черт характера ребенка и в перестройке его личности. А.С. Макаренко считал, что они сеют разочарование, гибель характеров, подавленность, скрытые и открытые протесты, воровство, пьянство, хулиганство, то, что называют девиантным (отклоняющимся) и делинквентным поведением (поведение на грани правонарушений и противоправное поведение) [4, с.121]

Дети склонны предпочитать учителей, обладающих следующими характеристиками:

- человеческие качества — доброта, жизнерадостность, уравновешенность, дружеская расположенность, умение понять и доверять, уважение к личности и человеческому достоинству, толерантность, тактичность, чувство юмора;

- организационные качества — демократичность, коллегиальность и сотрудничество, справедливость, последовательность, честность, стремление помочь, энтузиазм, ответственность;

- деловые качества — знание своего предмета, умение заинтересовать, ясно и интересно объяснять;

- внешний вид — хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.

В начальной школе во всех классах до выпускных явственно прослеживается стремление учеников к большей кооперативности и личностному отношению с учителем. Ф.М. Достоевский считал, что в работе с детьми учителю следует всегда помнить, что человека делают человеком светлые воспоминания детства.

Суть известного в психологии «эффекта Пигмалиона» заключается в том, что если к какому-либо событию или явлению относиться как к реально совершившемуся, оно в самом деле происходит. В педагогическом процессе это выражается в том, что если у учителя складывается отрицательная установка на ученика (воспитанника), то ученик проявляет свои худшие качества. Это было экспериментально доказано психологом Р. Розенталем, который после диагностики детей умышленно сообщил учителям в отношении некоторых из них завышенные показатели, которые реально им не соответствовали. Через какое-то время эти ученики действительно стали показывать более быстрый темп развития, связанный с тем, что на основе установки психолога у учителей сформировалась высокая оценка их возможностей [5, с. 92].

У педагогов, которые понимают воспитанников, преобладают организующие воздействия, а с низким уровнем понимания — оценивающие и дисциплинирующие. Воспитывающему взрослому необходимо строить свое общение с ребенком на основе его понимания, принятия и признания. Понимание ребенка — умение видеть его «изнутри», умение видеть мир как с позиции взрослого, так и с позиции ребенка, умение определять истинные мотивы детских поступков. Принятие ребенка — безусловное положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности независимо от того, высоких или низких показателей он достиг. Признание ребенка — восприятие каждого ребенка как личности, достойной внимания, имеющей право на собственную позицию и мнение, отношение к ребенку с уважением.

Необходимо, если речь идет о понимании ребенка, вновь сказать несколько слов о педагогической герменевтике, которая обращает внимание воспитателя при взаимодействии с детьми не только и не столько на педагогические факты, сколько на то, что за ними стоит, т.е. на смыслы тех или иных фактов, характеризующих поведение ребенка. Ориентация педагога на постижение смысла детского поступка или поведения означает приоритет в воспитательной деятельности задач понимания ребенка. Метод педагогической герменевтики обогащает представление учителя о детстве в целом и о каждом ребенке в отдельности, формирует способность дифференцированного восприятия каждого ребенка, развивает педагогическую активность в преодолении ситуаций непонимания.

Применить герменевтический подход означает «прочитать» ребенка как своеобразный текст, в котором находит совокупное отражение вся доступная педагогу информация: хроника жизни, смешные и грустные эпизоды, семейная история, речь и поступки и т.п.

Завершая рассмотрение принципов обучения, необходимо особо подчеркнуть, что только их совокупность обеспечивает успешное определение задач, выбор содержания, методов, средств и форм обучения. Недопустима гиперболизация того или иного принципа, т.к. это оборачивается снижением эффективности решения одних образовательных задач за счет других. Точно так же недооценка отдельных принципов будет вести к снижению эффективности обучения. Только целостное применение дидактических принципов позволит успешно решить задачи современной школы.

Использованная литература

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса – М., 20022. Кочетов А.И. Актуальные проблемы педагогики – М., 19713. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2002.

4. Сборник докладов республиканских Макаренковских педагогических чтений. – Абакан, 2007.- Электронный ресурс: http://booksonline.com.ua/view.php?book=112514&page=1

5. Познер Б., Кузес Д. Воодушевление сердца: как вознаграждать других и признавать их заслуги. – Минск: «Попурри», 2005.

Просмотров работы: 93