АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Олимпийское образование должно предусматривать не только повышение уровня знаний, но и приобретение умений использовать их в практической деятельности. К тому же известно, что эффективность воспитательно-образовательного процесса оцениваются не только по уровню знаний, а по способности учащихся творчески использовать приобретенные знания и навыки в практической деятельности. До сих пор в теории и практике олимпийского образования существует целый ряд сложных дискуссионных нерешенных проблем.

Цель исследования: выявление актуальных проблем организации олимпийского образования старших школьников.

Гипотеза исследования: реализуемая программа олимпийского образования для учащихся десятых классов, состоящая из основных и дополнительных форм положительно отразиться на формировании потребности старшеклассников в регулярных занятиях физкультурно-спортивной деятельностью, повышении интереса к теоретически знаниям в области физической культуры и спорта основам здоровьесберегающих знаний.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования: на основе анализа и обобщения данных научно-методической литературы проанализировать существующую систему олимпийского образования детей и молодежи; на основе обобщения опыта существующей практики изучить формы и методы олимпийского образования школьников.

Определить влияние содержания олимпийского образования на мотивацию занятий физической культурой в старшем школьном возрасте.

Методы исследования – теоретический анализ и обобщение литературных источников, обобщение опыта существующей практики, педагогические включенные наблюдения, анкетный опрос, методы описательной статистики.

Исследование было организовано следующим образом.

Первый этап - уточнение теоретико-методологических основ исследования.

Второй этап - изучался уровень олимпийских знаний школьников, основные пробелы в данных знаниях и на основе этого уточнялись задачи студентов в период их педагогической практики. Уровень олимпийских знаний учащихся МОУ СОШ № 62 г. Прокопьевска определялся путем проведения опроса школьников, в ходе которого использовались разработанные контрольные вопросы. В исследовании принимали участие 30 школьников, из них тринадцать мальчиков и семнадцать девочек.

С учетом результатов этих исследований были определены основные пробелы в знаниях школьников об олимпизме и олимпийском движении и на основе этого сформулированы задачи по организации олимпийского образования школьников.

Третий этап. Организация работы студентов в период их педагогической практики по олимпийскому образованию школьников, анализ результатов и формулирование практических рекомендаций.

После проведения предварительного анкетирования учащихся 10 классов, было выявлено, что большая часть опрашиваемых не имеет представления об истории олимпизма. Поэтому ответы на многие вопросы анкеты были неправильными, а еще больше вопросов осталось без ответов.

В течение месяца в школе была проведена работа по олимпийскому образованию. Как показали результаты анкетирования, у учащихся 10-го класса МОУ СОШ № 62 г. Прокопьевска благодаря используемым методам и средствами олимпийского образования и воспитания была сформирована определенная система олимпийских знаний.

На прямой вопрос нравятся ли вам уроки физической культуры, ответили «нравятся» тринадцать респондентов, из них шесть девочек и семь мальчиков. «Отчасти нравятся» - так ответило наибольшее количество учащихся (семнадцать), из них одиннадцать девочек и шесть мальчиков. Второй вариант «не нравятся» - не набрал ни одного голоса. Уроки физической культуры нравятся меньшей половины респондентов, в основном это мнение сформировано мальчиками. Уроки «нравятся отчасти» в основном девочкам, это мнение преобладает. В процентном соотношении результаты следующие: «нравятся» - 43 %, «отчасти» – 57 %, «не нравятся» – 0 %.

Второй и третий вопросы были заданы для того, чтобы узнать, что учащимся нравится на уроках физической культуры, а что не нравится. Повышать уровень физической подготовки нравится 37 % респондентов. Не нравится невнимательное отношение преподавателя – 37 % опрошенных. В первом и во втором случае мнение формируют равное количество мальчиков и девочек, то есть результаты практически не зависят от пола респондентов.

Наибольший интерес проявляется к спортивным играм (4 вопрос), 73 % учащихся предпочитают заниматься на уроках физической культуры волейболом, баскетболом, футболом, ручным мячом. Из них двенадцать девочек и десять мальчиков. У девочек на втором месте стоит плавание (5 человек), у мальчиков – лыжная подготовка (3 человека). Подавляющее большинство учащихся любит играть в спортивные игры.

В свободное от учебных занятий время спортом занимаются 76 % учащихся, не занимаются 24 % (5 вопрос), из них одиннадцать девочек занимаются спортом, двое нет. Среди мальчиков, не занимающихся спортом, основной причиной является нехватка свободного времени. Девушки, не занимающиеся спортом, выделяют три причины: не хватает свободного времени, усталость после учебных занятий, отсутствие секции по любимому виду спорта (8 вопрос).

Большую часть учащихся (54 %) привлекает в занятиях физической культурой и спортом возможность укреплять здоровье (7 вопрос). Это мнение в основном сформировано девочками, на них приходится 37%, на мальчиков – 17%. На втором месте у мальчиков повышение уровня спортивного мастерства – 13%. У девочек другие ответы набрали по одному-два балла. Среди девушек основным мотивом является укрепление здоровья. Среди мальчиков укрепление здоровья и повышение уровня спортивного мастерства.

Девятый вопрос звучал следующим образом: «Как вы считаете, способствуют ли занятия физической культурой и спортом улучшению учебы?» «Да» - ответили 57%, нет – 16%, не знаю – 27% респондентов. Таким образом, большая часть учащихся знает, что занятия физической культурой способствует улучшению учебы.

Отношение родителей к занятиям физической культурой и спортом, по мнению учащихся, положительное (100%).

Потребность в проведении регулярных (ежедневных) занятий физической культурой без принуждения, самостоятельно (например, утренняя гимнастика) сформирована только у 3% опрошенных (девушки). Не регулярно, от случая к случаю утреннюю гимнастику выполняют 70% опрашиваемых. Не делают вообще 27%. Таким образом, постоянный мотив занятий утренней гимнастикой сформирован только у 3% учащихся, у 97% - такой мотив не сформирован.

В семнадцатом вопросе было предложено пять видов деятельности на выбор, в итоге занятия физической культурой оказались на втором месте, уступив лишь отдыху в кругу друзей (первое место). Мальчики отводят занятиям физической культуры третье место, на первое место ставя отдых в кругу друзей, на второе - компьютерные игры. У девочек первое место занял отдых в кругу друзей, второе – занятия физической культурой. Так как девушек было больше, они и повлияли на расстановку мест. Если бы мальчиков было больше, компьютерные игры поднялись бы на один пункт и в общем зачете занимали бы второе место.

Следующий вопрос был рассчитан преимущественно на девушек. Он звучал так: «Для чего вы ходите на уроки физической культуры?» Из ряда утверждений первое место – укрепить здоровье (как и в седьмом вопросе), второе – формирование красивой фигуры и походки. Таким образом, девушки на уроках физической культуры укрепляют здоровье и формируют красивую фигуру и походку. Мальчики, отвечая на этот вопрос, предпочтение отдали укреплению здоровья, второе место – научиться играть в подвижные игры, а мотивы формирования красивой фигуры и походки, а также приобретения способности красиво двигаться заняли последнее место. Таким образом, ведущими мотивами у мальчиков являются мотив укрепления здоровья и научиться играть в спортивные игры.

В последнем вопросе у респондентов выяснялось их отношение к предмету «физическая культура». Выявлены следующие основные причины, по которым респондентам нравится предмет.

Таким образом, экспериментальная апробация программы олимпийского образования учащихся показывает ее эффективность, способствует решению основных задач учебно-воспитательного процесса и, прежде всего физического воспитания. Конечная цель реализации олимпийского образования в школе – создать в сознании учащихся образ олимпийского движения как наглядную запоминающуюся модель современного общества с его общечеловеческими организационными, духовными, эстетическими и правовыми нормами и атрибутами.

Список литературы

  1. Антипова, М. Олимпийское образование как компонент государственного стандарта в профильной средней школе //Материалы VII Международного конгресса «Современный олимпийский спорт и спорт для всех». – М., 2013. – Том I. – С. 61-62.

  2. Жуков, Р. С. Олимпийское образование как фактор, обусловливающий развитие личности / Р. С. Жуков // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Спорт и личность». - Ленинск-Кузнецкий: КОПИ, 2008. – С.

  3. Контанистов, А. Т. Формирование организационно-педагогических основ олимпийского образования в России: Автореф. дисс. … канд. пед. наук.–М., 2001.–23 с.

  4. Пирожников, Р. А. Региональные системы олимпийского образования России: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – М., 2001. – 23 с.

  5. Сергеев В. Н. Олимпийское образование: определение сущности и перспективные направления научных исследований // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 7. - С. 48-49.

  6. Столяров, В. И. Спортивно-гуманистическое и олимпийское воспитание детей и молодежи в условиях социализма // Философско-социологические исследования физической культуры и спорта (ежегодник). Вып. первый. Спорт. Культура. Воспитание. М., 1988, с. 151-169.

  7. Столяров, В. И. Олимпийское движение и воспитание молодежи. М., 1989.

  8. Столяров, В. И. Проект «СпАрт» и новая комплексная система физкультурно-спортивной работы с целью духовного и физического оздоровления населения России (основные идеи и первые итоги реализации) // Теор. и практ. физ. культ. 1993, № 4, с.10-14.

Просмотров работы: 64